Считаю - на основании многих документов и разговоров с жителями, - что виновника экологических проблем горожане ищут не там, где нужно. А в «нужную сторону» их направляют намеренно. Как часто бывает в маленьком городке, тут сплелись и бизнес-интересы местной элиты, и политические игры. Например, некий «митинг» для оппозиционной прессы организовывали две сотрудницы местного отделения «Владэнергосбыта», компании клана Филипповых.
Но все же у карабановцев есть настоящий повод для возмущения. Чистые воздух и вода для жителей города становятся недоступной роскошью.
Специалисты департамента природопользования АВО и александровские экологи не раз выезжали по жалобам в Карабаново и всегда заставали одну и ту же картину - костры или следы от них рядом с цехом турецкого предприятия «Русское литье» (привет Эрдогану!). Оно делает компоненты для киржачского завода компании «ВЕКО» (тоже турецкая инвестиция). Мы приехали в Карабаново уже после интернет-скандала, но увидели пепелище, в котором лежал огромный кусок спекшегося пластика. И вообще, факты сжигания сотрудниками предприятия «Русское литье» пластиковых поддонов и полиэтилена, продукты горения которых опасны для здоровья, неоднократно фиксировались. Однажды, сжигая производственный мусор, турки умудрились поджечь даже крышу склада ЗАО «Элиттекс», компании, сдающей в аренду производственные площади и «Русскому литью», и компании по сбору и утилизации мусора ООО «Бригантина плюс».
Кстати, костры, показанные на видео в Интернете, тоже горят у цеха «Русского литья».
Это не единственные нарушения природоохранного законодательства, допускаемые турецким производителем алюминиевых деталей для бытовой техники. В начале года был сброс отработки масла в реку, что привело к гибели рыбы. Да и само производство экологически безопасным не назовешь.
- Уже подъезжая к Карабанову я почувствовал гарь, дышать невозможно. Заехал на территорию фабрики: из окон цеха «Русского литья» дым валит, люди все на улицу выбежали. Думал, пожар, - рассказал об одной из инспекций первый замглавы администрации Александровского района Расул Бурзиев.
Но никакого пожара не было. «Просто» нарушение технологии. Кто-то бросил в печь кусок алюминия с водой. В самом цеху даже при соблюдении технологии дышать трудно, глаза с непривычки разъедает дымом. Все - в дымовой завесе. Но люди работают в таких условиях. Правда, сами карабановцы за эти рабочие места не бьются: большинство рабочих приезжие.
- Я уже не знаю, как с ними бороться! Выписывали предписания, писали претензии руководству... Кивают, обещают, что больше такого не повторится. А потом все по новой, - досадует гендиректор ЗАО «Элиттекс» Владимир Разуев.
Руководство «Элиттекса» готово пойти на расторжение договора аренды с арендаторами, если те не прекратят противоправные действия.
Это одна из сюжетных линий скандальной карабановской истории. Она подтверждена протоколами многочисленных проверок, но как раз к этому предприятию, чьи нарушения экологического законодательства официально задокументированы, претензий у жителей и властей города, по мнению оппозиционного СМИ, нет.
Главным виновником происходящего в Карабанове «назначена» компания «Бригантина плюс». Она занимается сбором, сортировкой и утилизацией бытового мусора.
- Жалобы на работу «Бригантины плюс» от главы города к нам начали поступать буквально на третий-четвертый день после начала работы компании, в августе 2014 года, - рассказал директор департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО Алексей Мигачев. - Специалисты департамента за это время трижды выезжали с проверками на территорию карабановской сортировки. И это не считая проверок, проводимых александровскими экологами и сотрудниками районной администрации.
Карабановские мусорщики, конечно, не белые и не пушистые. За что их оштрафовать, администрация района также нашла. Например, за сжигание древесных отходов, хотя жгли их не открытым огнем, а в специальной печи. После штрафа руководство предприятия решило купить специальный шредер, измельчающий ветки, деревянные ящики и мебель. В остальном же серьезных нареканий к переработчикам мусора у проверяющих не возникло.
Однако жалобы на «Бригантину плюс» от городской администрации продолжали идти регулярно. Наконец, к делу борьбы с ней подключили искусно возмущенную «общественность». Та обвинила через Интернет и СМИ департамент природопользования, районную администрацию, губернатора и природоохранную прокуратуру в том, что эти люди и структуры безразличны к бедам карабановцев, права которых на чистый воздух и чистую воду отстаивает лишь глава города Наталья Помехина.
Возникает как минимум один вопрос: а почему критика столь избирательна? Почему нет такого же противодействия многократно задокументированным нарушениям «Русского литья»?
И вот в Карабанове вновь отправился Мигачев - на встречу с «заведенной» общественностью. Надо было лично ответить на все вопросы людей и даже провести экскурсию по территории бывшего швейного комбината. Пусть карабановцы сами увидят, где, что и как происходит. Просьба собрать народный сход была доведена до руководства города. На встречу с общественностью пригласили и прессу. Встреча не состоялась.
Глава города сослалась на то, что ее известили только о производственном совещании. По словам сотрудников районной администрации, просьба собрать народный сход была доведена до Помехиной. Но тут уж слово против слова.
Но и совещание тоже стало информативным. Например, прозвучало, что с 2012 года департамент получает жалобы от населения на горящие свалки, запахи, загрязнения реки. Но «Бригантина плюс» открыла предприятие по сортировке мусора лишь в августе 2014 года. С 2011 года департамент природопользования регулярно выдает предписания карабановским муниципалам ликвидировать стихийные свалки. Например, в лесу на землях СПК «Карабановский». Предположительно к этим стихийным свалкам прямое отношение имеет муниципальное коммунальное предприятие «Пионер». Его возглавляет председатель местного Совета народных депутатов Олег Абрамов. Вот эти-то залежи потом кто-то поджигает. Официально в «Пионере» отчитываются, что возят мусор только на александровскую свалку. При этом тариф на вывоз мусора, как нам сказала местная пенсионерка Нина Петровна Лапик, довольно высок - около 65 рублей в месяц с каждого прописанного.
Может, в тарифе заложены расходы на осуществление других муниципальных коммунальных полномочий? Этот вопрос прозвучал на том самом производственном совещании, которое подменило прямое общение с народом. Но ответа не прозвучало. Возможно, расходы на сбор мусора у МКП «Пионер» достаточно высоки по себестоимости. Две машины предприятие арендует у частника за 200 тысяч рублей в месяц, а своего автопарка у «Пионера» нет. Топливо и ТО машин также оплачивает «Пионер», кажется, за счет тарифа. При этом, видимо, никакого конкурса по отбору наиболее выгодного для города поставщика услуги не проводилось. Так что, на мой взгляд, имеется очень дорогостоящая и непрозрачная схема расходования средств граждан. А в городе еще говорят, что фактически под контроль Абрамова перешли все муниципальные коммунальные сети, эксплуатируемые ООО «Теплоэнерго» и ООО «Теплосеть». Там, мол, не более 25% акций принадлежит городу, а все остальное распределено между некими двумя гражданами и частными организациями, учредителем и владельцем которых называют председателя горсовета.
Местный карабановский бизнесмен Владимир Низамов нашел способ решить мусорные проблемы города. Приобрел в лизинг транспорт (те самые машины с московскими номерами, так напугавшие карабановцев), сортировочную линию. Оформляет лицензию. Низамов предлагал снизить нынешний тариф на 30 процентов. Выгоду получил бы каждый горожанин. Но тогда пришел бы конец мусорному бизнесу МКП «Пионер». Возможно, поэтому-то городские власти и отказали Низамову. Мало того, попытки «Бригантины плюс» заключить прямые договоры с управляющими компаниями провалились ‑ мэрия запретила в этом случае пользоваться муниципальными контейнерными площадками.
Однако настырный конкурент не исчез из поля зрения. Его услугами воспользовались в Александрове, где 60 процентов мусора вывозит «Бригантина». Договор о сдаче вывоза ТБО на сортировку заключили с Низамовым и струнинцы. Выгода обоюдная. Муниципалитеты снижают тарифы, решают проблему вывоза ТБО, а предприниматель получает мусор, сортируя его, извлекает картон и пластик и продает как вторсырье. Около 60 процентов мусора, как заявляет бизнесмен, используется вторично. И, возвращаясь к теме сжигания мусора: зачем Низамову сжигать то, на чем он зарабатывает?
Выгоду получает и район. Уменьшается объем ТБО, вывозимых на свалку. А ресурса у нее осталось, по оценкам департамента природопользования, года на два. И что делать с мусором дальше - неизвестно. Сортировка же мусора позволяет продлить работу свалки еще на несколько лет.
Что касается реки Серой, то она - да - сильно загрязнена. Загрязняет ее городской водоканал: по данным Мигачева, содержание фосфора в стоках городской канализации превышает допустимые нормы в несколько раз.
Но власти Карабанова требуют закрыть сортировку. Жители - тоже. Их кто-то убедил, что их беды после этого исчезнут.
Не исчезнут. Потому что не с сортировкой они связаны. А вот проблем добавится точно: останутся без работы полсотни карабановцев, бюджет недополучит налоги. Да и потенциальные инвесторы сто раз подумают, стоит ли заходить в город.