16 декабря 2015 в 18:56

Абхазия: альтернатива, сложная в эксплуатации

Торгово-промышленная палата Республики Абхазии пригласила посетить этот благословенный край и составить свое мнение о перспективах сотрудничества российских регионов, в том числе Владимирской области, с этой страной. Абхазов, конечно же, в первую очередь интересуют приток туристов из России и инвестиции в аграрный сектор. Впрочем, и иные прочие инвестиции приветствуются. Итак, мои впечатления от «страны души» (так иногда переводится «Абхазия» на русский) и о месте возможного инвестирования российских капиталов.

На высшем уровне

В нашей группе были представители трех российских регионов: Нижегородской, Владимирской областей и Мордовии. Уровень приема - выше некуда: с нами встретились и ответили на все наши вопросы президент ТПП Республики Абхазии Геннадий Леонидович Гагулия, министр иностранных дел страны Вячеслав Андреевич Чирикба и сам глава государства, президент Абхазии Рауль Джумкович Хаджимба. Так что формат поездки и уровень бесед подчеркивает, насколько Абхазия заинтересована в развитии отношений с регионами России.

Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, вот некоторые статистические данные. Для удобства восприятия я сведу их в таблицу и буду сравнивать с данными по Владимирской области:

Абхазия Владимирская область

Площадь 8700 км 229000 км2

Население Около Более

250 тысяч 1 млн

400 тысяч

Бюджет Около Около

4,4 млрд 43 млрд

рублей* рублей

Бюджетная

обеспеченность

на 1 жителя 17600 рублей 30700 рублей

(* неясно, включена ли в эту цифру российская финансовая помощь Абхазии, которая в 2015-2017 годах должна составить 9 млрд рублей)

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что жители не самой богатой российской области живут чуть ли не вдвое лучше, чем абхазы. Вывод ошибочный. Прежде всего, потому, что подавляющее число жителей Абхазии имеют значительные, но неучтенные налоговыми органами доходы. Это, прежде всего, сдача «частниками» жилья внаем отдыхающим (эти доходы очень трудно учесть, а еще труднее - обложить налогом), а также совершенно не подлежащий подсчету рынок административной ренты (взятки, разного рода бакшиш, «барашки в бумажке» и т.п.).

Уличные наблюдения

Первое, что бросается в глаза, - просто огромное, неимоверное количество люксовых автомобилей на улицах городов и на дорогах республики. «Лексусы», «Мерседесы», «БМВ» и прочее. Автомобильный парк граждан Абхазии просто невозможно сравнивать с качественно более скромным автопарком Владимирщины.

Тут, правда, есть одно объяснение. Говорят, в Абхазии, во-первых, очень низкая ввозная пошлина на иномарки, а во-вторых, очень велико число машин-«двойников». Выезжать на них за пределы Абхазии чревато, но в самой республике Интерпола нет, так что на «двойниках» смело ездят все, кто может себе это позволить.

Второе - средь бела дня по улицам разъезжают на этих своих иномарках и фланируют пешочком толпы местных мужчин вполне себе трудоспособного возраста.

- На что они живут, если не работают? - спросили мы наших сопровождающих.

- Проживают деньги, заработанные их семьями в туристический сезон, - ответили нам.

Мужчины пьют кофе на знаменитой «Брехаловке», играют в домино и нарды, цокают языками при виде редких в ноябре девушек-блондинок. При этом никто в Абхазии не скрывает: здешние мужчины уважают лишь два занятия - торговлю и войну, и даже будь в Абхазии работа, ею они заниматься не будут. К слову, тут и работы-то особо нет. При этом в Сухуме, при всех разговорах о бедности республики и ее граждан, дворниками, например, работают выходцы из Средней Азии - метут себе по утрам улочки вениками из можжевельника.

Следы войны

Де-факто Абхазия стала независимой от Грузии после войны 1992-1993 годов. Де-юре - в 1998 году, на волне поражения Грузии в пятидневном конфликте с Россией. Шрамы той войны до сих пор хорошо видны в абхазских городах. Типичный пример - огромное здание дома Правительства Абхазии, которое в войну выгорело изнутри. От высокой температуры потеряли прочность несущие конструкции, и здание использовать нельзя из соображений безопасности. Вот так оно и стоит в центре Сухума: то ли руки не доходят расчистить участок, то ли денег на это нет, то ли решили оставить руины как местный «дом Павлова».

Однако самый серьезный удар война нанесла по бывшей золотой жиле Абхазии - сельскому хозяйству. Практически были под корень уничтожены сотни садов и виноградников. Сейчас правительство и частный бизнес, надо отдать должное, начали их восстановление. То тут, то там по обочинам дорог видишь новые посадки мандаринов, хурмы, яблонь и груш, других фруктов, новые виноградники.

Мало-помалу и в Сухуме, и в его окрестностях появляются современные отели, оживают старые, советских времен, санатории. В Абхазии, надо сказать, внимательно следят за международными событиями и, в общем-то, тихо радуются ограничению наших отношений с Египтом и Турцией. Во-первых, это шанс для РА, что увеличится туристический поток россиян, во-вторых, абхазы надеются на рост сбыта своей сельхозпродукции в Россию.

Транспортный затык

Сегодня практически единственная возможность въехать в Абхазию - автомобильным транспортом через пограничный пункт пропуска на реке Псоу. Наш КПП находится практически в черте Большого Сочи, в 20 минутах езды от аэропорта Адлер. С нашей стороны границы и туда, и обратно - хоть и упрощенный, но все же вполне настоящий таможенный и пограничный досмотр. С абхазской стороны досмотр вообще максимально либеральный. Наша группа - мы ведь ехали по приглашению вип-абхазов - конечно же, была встречена и отправлена в Россию вежливо и доброжелательно. А вот обычные «челноки», особенно те, кто везет в Россию что-то на продажу, как нам рассказывали сведущие люди, без бакшиша абхазскую границу не пересекут.

При этом в республике есть теоретическая возможность развивать железнодорожный, морской и авиатранспорт. По железной дороге, которая находится в полуразрушенном состоянии, ходит регулярный поезд «Москва ‑ Сухум», а в сезон - еще несколько поездов из Питера и Воронежа. Морской пассажирский и грузовой транспорт практически умер. Аэропорт в Сухуме, даже будучи в высокой степени готовности стать действующим, также не используется, поскольку не имеет современного оборудования для обеспечения полетов. Впрочем, на пресс-конференции президент Абхазии Рауль Хаджимба обещал, что уже в следующем году аэропорт начнут реанимировать.

Земля не продается

На всех уровнях абхазские чиновники нам настойчиво говорили: донесите до своих читателей, что Абхазия ждет не дождется инвесторов из российских регионов. При этом мы, узнавая об условиях, созданных в РА для привлечения инвесторов, только разводили руками. Ни земля, ни объекты недвижимости людям, не имеющим абхазских паспортов, не продаются. То есть, чтобы россиянину вести бизнес в Абхазии, ему надо либо обзавестись абхазским паспортом, либо создавать с абхазским гражданином некое СП, где все юридические права будут у абхазского партнера. А это, как вы сами понимаете, лотерея: кинет вас абхазский партнер или нет...

Некоторые рисковые бизнесмены (в основном москвичи) приобретают паспорт гражданина Абхазии - его тут, оказывается, можно купить (дорого, но можно), либо получить гражданство на уровне правительства за какие-то «особые заслуги» перед Абхазией. Наши сомнения в том, что при таком раскладе вряд ли российский инвестор массово попрет в Абхазию, разбивались о принципиальную установку: земля ни при каких обстоятельствах не продается. Причины такого решения нам излагали все собеседники разными словами, но смысл один: плодородной, годной для использования земли в Абхазии мало, а уровень жизни абхазов в среднем невысок. Вот власти и опасаются, что местные жители просто не смогут устоять от соблазна распродать все свои наделы.

В общем, у меня создалось впечатление, что вряд ли приток инвесторов из России в Абхазию в ближайшее время станет массовым. Во-первых, в России, кроме, может быть, Москвы, мало свободных денег и для собственного-то развития. Во-вторых, вряд ли региональные предприниматели захотят рисковать своими деньгами, столкнувшись с необходимостью инвестировать по очень «кривой», мутной и рискованной схеме. Все эти обстоятельства усугубляются неразвитостью транспортного сообщения, необходимостью преодолевать пограничные и таможенные кордоны, а также по-восточному повышенным уровнем коррупции на всех уровнях.

Впрочем, есть и успешные примеры инвестирования в экономику Абхазии. Это в основном касается гостиничного бизнеса и переработки продукции сельского хозяйства. Солнце, пляжи, лечебные источники и природные красоты никуда не исчезли и ежегодно манят миллионы россиян. А абхазские вина, коньяк, чача по-прежнему вкусны и ароматны.

Необходимое предупреждение для тех, кто собирается отправиться в Абхазию: «домашнее» вино и другие спиртные напитки продаются здесь на каждом базарчике. Но покупать их надо только либо у хорошо знакомых абхазов, либо в официальных магазинах. В противном случае можно легко нарваться на подделку или некачественный продукт.


ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Топ-3 достопримечательностей

1. Озеро Рица

Это горное озеро ледниково-тектонического происхождения расположено на высоте 950 метров над уровнем моря в Гудаутском районе Абхазии в лесистом ущелье. Фантастические виды, чудный горный воздух, волшебное свойство озерной воды менять свой цвет в зависимости от времен года - все это делает путешествие на Рицу незабываемым туристическим аттракционом. На противоположном от смотровой площадки берегу озера расположены одна из дач Сталина и примыкающая к ней дача Брежнева. Там сохранились историческая мебель и предметы интерьера, проводятся экскурсии.

К Рице ведет асфальтированная горная дорога, которая в зимний период чистится от снега. Если никаких снежных препятствий на дороге нет, путь от Сухума до озера Рица на машине или автобусе займет около 1,5-2 часов.

2. Новый Афон

Поездка сюда позволит разом осмотреть три великолепных памятника: Новоафонский действующий мужской монастырь, храм одного из 12 христианских апостолов Симона Канонита и Новоафонскую пещеру (Анакопийскую пропасть). У меня лично самые сильные впечатления остались после пещеры. Достопримечательности эти прекрасно всем известны и много раз описаны, поэтому повторяться не буду. Просто поверьте - видеть собственными глазами и испытать на себе эти странные ощущения - совсем не то же самое, что читать о них.

В Новый Афон, как и на Рицу, ходят экскурсионные автобусы из Сочи. Но если вы уже отдыхаете в Абхазии, добраться до Нового Афона можно и из Сухума, и из Гагры, и из Гудауты.

Экскурсия по Новоафонской пещере длится около 1,5 часа. От входа к началу осмотра и к выходу после осмотра туристов доставляют вагоны Новоафонской пещерной железной дороги. Это нечто вроде метро протяженностью 1,3 километра. Путешествие по пещерному метро - и сам по себе интересный туристический аттракцион.

3. Гегский водопад

Его видел каждый советский человек - он «играл роль» Рейхенбахского водопада в одной из серий фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Именно тут режиссер Масленников снимал сцену смертельной схватки Холмса с профессором Мориарти.

Гегский водопад расположен в северных отрогах Гагрского хребта Кавказа на высоте 530 метров над уровнем моря. Вода реки Гега падает с высоты 70 метров. Особенность водопада - вода реки Гега сначала уходит в карстовую пещеру, затем, пройдя длительный путь по подземным коридорам и гротам (около 300 метров), изливается в виде водопада.

Кроме того, что водопад - реально фантастическое зрелище, в нем очень вкусная и полезная для здоровья вода исключительной чистоты.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…