Кстати, Виктор Евтухов сказал, что со Светланой Орловой он работал вместе еще в Совете Федерации - «она была моей наставницей», и теперь ему во Владимирскую область приезжать особенно приятно.
Что «жизнь по Кодексу» означает на практике? По сути - саморегулирование по определенному своду правил взаимоотношений двух тесно связанных отраслей: торговли и производителей.
Три года назад, когда Кодекс только принимали, к нему присоединились ведущие отраслевые ассоциации - АКОРТ, «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», «Руспродсоюз», Национальная мясная Ассоциация, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, ТПП РФ, Союз потребителей РФ. Затем настала очередь дополнительных соглашений и распространения Кодекса на регионы. На сегодняшний день к нему присоединилось больше 30 субъектов Федерации.
Свод правил предусматривает практически все нюансы: согласования условий договоров и изменения цен, порядок установления неустойки и размещения заказа на поставки, ввод товара в матрицу торговой сети и его приемку, согласование мероприятий по продвижению потребительских товаров и возмещение расходов потребителей по претензиям... Полный текст документа размещен на сайте ФАС (http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30864.html), и с ним могут ознакомиться все заинтересованные стороны.
Если в каких-то случаях фабриканты и торговцы не найдут в Кодексе подходящего решения по проблеме, на помощь по разрешению непримиримого спора придет специальная комиссия из трех представителей ретейла, трех производителей и трех независимых экспертов.
Все это, уверен Виктор Евтухов, позволит повысить эффективность сотрудничества торговли и поставщиков на благо потребителей, которым важны качество, ассортимент и приемлемые цены. Все это могут обеспечить прежде всего отечественные производители, особенно - свои, региональные, которым для поставок конкретно во Владимирскую область товаров не нужно выстраивать сложные, длинные и дорогие логистические схемы. Все рядом.
Напомним, в нашем регионе сближение сетей и производителей в апреле 2013 года инициировала лично губернатор Светлана Орлова. Именно она организовала первый открытый диалог сетей и производителей на территории Владимирского хлебокомбината (кстати, круглый стол, предшествовавший подписанию резолюции, прошел на том же предприятии). Тогда же губернатор впервые озвучила теперь уже знаменитый, узнаваемый во многих регионах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, слоган «Покупай владимирское! Покупай российское!».
Есть и еще один весомый результат совместных усилий губернатора и ТПП Владимирской области по продвижению местных производителей: сейчас 86 процентов торгов выигрывают наши предприятия. Хотя еще пару лет назад этот показатель едва дотягивал до 14 процентов.
Виктор Евтухов, признав, что крупные сети и крупные производители занимают и будут занимать доминирующее положение на рынке, тем не менее отметил, что принятие Кодекса важно не только для гигантов, но и для небольших производителей со скромными объемами. Для них нужны маленькие магазинчики и ярмарки.
- Наша задача - параллельно с ретейлом активно развивать малую стационарную торговлю для продвижения небольших производителей. Мы должны формировать общую благоприятную бизнес-среду для эффективного сотрудничества производителей и поставщиков. Особенно в этом плане должны стараться муниципальные власти, - подчеркнул чиновник. - Не мы должны рассказывать им, какие форматы торговли и в каких местах им нужны, а они ‑ нам. Пока ситуация в этом плане нас не устраивает. Власти на местах решают самолично, без оглядки на пожелания жителей, где разрешать торговлю. А это неверный подход. По аналогии с прокладыванием пешеходной дорожки ‑ прежде чем ее обустраивать, нужно посмотреть, по какой тропке люди уже ходят, где им удобнее.
- Мы открываем рынки для наших производителей. А присоединение к Кодексу добросовестных практик - очередной серьезный шаг в улучшении качества обслуживания потребителей, - уверена губернатор Владимирской области Светлана Орлова.