Прививка от негатива
Да, негатива много. Потому что все общество получило «прививку негатива» по отношению к медицинскому обслуживанию и больницам. Но привита ли нам прививка благодарного отношения к врачам, которые излечивают нас и наших близких, буквально вытаскивая с того света? К медсестрам, которые выхаживают и терпят все капризы больных? Это их работа, так многие мне ответят и, конечно, будут правы. Но ведь работа эта - особая, требующая милосердия, самопожертвования, много сил и внутреннего таланта, и это все никак не может быть уложено в должностную инструкцию...
Моя собеседница - Ольга Александровна Потапова. Она - потомственный доктор, отработала во 2-й горбольнице более тридцати лет, 14 из них - заведующей инфекционным отделением, спасла за это время тысячи жизней маленьких пациентов.
В отделение Потаповой многие малыши (как правило, дети поступают в тяжелом состоянии) приезжают вместе с родителями. И к взрослым у медиков свои претензии. Родителей не устраивают бытовые условия, например, отсутствие отдельных палат. Некоторые жалуются, что нет места для курения. Бывало, рассказывают медики, когда мамы-папы приезжали в больницу сильно навеселе. Пару раз приходилось вызывать охрану, но в основном разбираться с подвыпившими родителями приходится врачам и медсестрам.
- Негатива много. Все терпим. Многие сотрудники отделения отработали по двадцать и более лет, - говорит Ольга Потапова. - Текучки нет, есть приток молодых кадров. Берем не всех. Большинство врачей имеет высшую квалификационную категорию. Этого требует специфика работы: пациенты у нас тяжелые, спасать детей приходится практически каждый день.
Но, оказывается, вместо того, чтобы содействовать медикам в восстановлении здоровья малышей, кто-то из родителей стены фотографирует, тарелки с едой, дырки, оставшиеся после капельниц, считает.
- Не хочется незаслуженных обид! И врачам, и пациентам надо научиться понимать друг друга, остановить агрессию, - справедливо предлагает Ольга Потапова. - Никто из медиков не хочет навредить! Не надо придумывать и провоцировать. У нас сотрудники сутками дежурят и в выходные дни приезжают при необходимости. Вот кому медали надо давать!
- Еда - диетическая, и уж красивых блюд не подадут, - продолжает она. - Кто-то без стеснения возмущается: мол, «такое жрите сами», слишком мало овощей и фруктов. Но за государственные деньги лучше я прокормить не могу. Тем более что после тяжелых инфекций показан щадящий режим питания.
Завотделением уверена, что родители должны помнить не только о своих правах, но и об обязанностях. К примеру, беречь и сохранять здоровье - свое и своих детей. Не кормить крошечных, чуть ли не грудных малышей чипсами или солеными огурцами. Соблюдать правила гигиены и кормления. Тогда и проблем будет меньше.
Но некоторых родителей «не укротишь». Например, недавно в отделении сделали капитальный ремонт, новую мебель поставили. Однако медиков беспокоит, как сохранить имущество.
- Подоконники ломают, жалюзи корежат - узлом завязывают, мусорят, дети у них рисуют не на бумаге, а прямо на столиках! - не без возмущения рассказывает Потапова. - Недавно одна из мам дважды пролила зеленку на белый новенький пеленальный стол. В ответ на замечания слышим: «Уберете! Вы должны»
- Недавно упал и сильно, до синяка разбил щеку маленький ребенок, - рассказывает о наболевшем Ольга Александровна. - По недосмотру матери. Плакал. Нам его жалко! Но нянь у нас нет в штате. Медсестры занимаются лекарствами и процедурами. Санитарки есть, но если в отпуск уходят - заменить некем. Между тем мамы находятся на больничном либо в отпуске по уходу за ребенком. В каждой палате есть перчатки, тряпка и ведро. Но проветрить помещение, протереть полы или хотя бы пыль на тумбочке у своего ребенка - такого ни от кого не дождешься. Не хотят помощь оказать, даже если на кону стоит жизнь ребенка. Кстати, в московских больницах влажная уборка и проветривание входят в обязанности родителей.
Спрашивать же некоторые пациенты с государственной больницы стали такой же перечень услуг и обследований, как в платной клинике. Однако это некорректно: инфекционное детское отделение оказывает экстренную помощь, объемы и нагрузка несравнимы.
- Никто не говорит, что мы образец, - рассуждает Потапова. - Медицина испытывает кризис. За годы работы были перебои с лекарствами. Часто про себя думала: «Антибиотики, жаропонижающие есть, а остальное где взять?» Сейчас с лекарствами проблем нет. Бывает, правда, что тот препарат, который есть, не помогает. Тогда и обращаемся к родителям, информируем их - есть лекарство, которое окажется эффективным. Но покупать никто не заставляет.
- Давайте будем терпимее друг к другу - всегда можно разрешить ситуацию, погасить конфликт, - призывает доктор и добавляет: - Показатели нашей работы можно наблюдать прямо у входа в отделение. Каждый день из дверей с улыбкой выходят вылеченные и выздоровевшие дети.