20 января 2016 в 16:43

Больше света

Представьте: за свет в своем доме вы платите конкретную сумму, например, 500 рублей в месяц. При этом на рынке есть оборудование более качественное, надежное и экономичное. С ним та же услуга с лучшей светоотдачей и с меньшим энергопотреблением обойдется в два раза дешевле. Но это оборудование стоит денег, которых сейчас у вас нет и они вряд ли появятся в ближайшие годы. Что делать? Переплачивать за электроэнергию и дальше? Брать кредит? Или согласиться на вариант, когда инвестор модернизирует ваше световое хозяйство, а свои затраты в течение нескольких лет компенсирует из разницы между старой и новой ценой за ресурс?

Рынок

в 500 миллиардов

В случае с муниципалитетами или бюджетными организациями последний вариант вполне реален. Называется он - энергосервисный контракт. Это принятая во всем мире особая форма договора между двумя (или тремя) сторонами. Его суть ‑ внедрение за счет инвестора энергосберегающих технологий с четкими обозначениями, сколько будет сэкономлено ресурсов и как долго будет действовать контракт. Интерес заказчика ‑ он получает модернизацию без повышения собственных затрат, не влезая в банковские займы. Интерес исполнителя контракта ‑ гарантированный объем работ и их оплата. В пик падения покупательной способности это важно. Хотя, понятно, что возврат вложенных денег будет растянут на несколько лет. Интерес нас с вами - больше света.

Рынок энергосервисных контрактов в РФ эксперты оценивают в 500 миллиардов рублей в год. Бывает три основных типа финансирования энергосберегающих мероприятий. Без участия банка ‑ это когда договариваются только заказчик (муниципалитет или бюджетная организация) и исполнитель (частная компания). С участием банка: либо исполнитель берет кредит, либо заказчик обязан в конкретном банке открыть расчетный счет и все расчеты за потребляемые энергоресурсы проводить через него.

У нас в стране обычно работает второй способ ‑ инвестор с кредитом. Хотя пока на практике желающих пойти в инвесторы немного.

- Участников не так много, как хотелось бы, - подтверждает директор департамента ЖКХ АВО Лидия Смолина. - С учетом сегодняшней экономической ситуации мало инвесторов, готовых вложить деньги сегодня, а окупаемости ждать 5-7 лет. Очень многие, кто еще весной собирался участвовать в реализации энергосервисных контрактов, отказались от этой идеи с учетом оборудования, подорожавшего в 2 раза. Но у нас дело все равно сдвинулось с мертвой точки. В нашем регионе это уже работает.

На данный момент во Владимирской области действуют пять энергосервисных контрактов на общую сумму в 110 миллионов рублей: в Гусь-Хрустальном, Коврове, Балакиреве, Струнине и поселке Ставрово. В прошлом году инвесторам удалось заменить там порядка шести тысяч уличных светильников. А это, замечает Лидия Смолина, несет хороший плюс для бюджетов (от 11 до 13 процентов всего энергопотребления в стране приходится на уличное освещение). Глава Коврова Анатолий Зотов говорит, что в его городе замена трех с лишним тысяч старых светильников на светодиодные принесет экономию в платежах за уличное освещение в 9 миллионов рублей в год. Город эту экономию почувствует только после расчета с инвестором, но светло и красиво там становится уже сейчас. Всего же за два последних года в регионе заменили 12 тысяч уличных светильников ‑ из 58 тысяч имеющихся.

Контрактные гарантии

«ВВ» мониторили тему на специализированных сайтах. Потенциальных инвесторов при всей перспективности рынка, прежде всего, останавливают высокие финансовые риски. Во-первых, как они считают, это существующая политизированность утверждения тарифов. Во-вторых, нестабильность курса рубля. С ним нет никаких гарантий, что вложенные деньги за несколько лет не обесценятся. Другой стороне тоже непросто: как фиксировать экономический эффект в условиях постоянно меняющихся тарифов, которые невозможно спрогнозировать?

Есть и еще риски. Заказчик может обанкротиться. Или, например, оборудование выйдет из строя в результате некорректной эксплуатации. Как все это регулировать, если до сих пор нет четких механизмов государственного контроля энергосервисных контрактов и практики их страхования?

Для заказчика все же есть явное преимущество: придуманная схема возврата инвестиций, по сути, гарантирует заинтересованность энергосервисной компании в достижении надежности и максимального эффекта от установленного оборудования - во все время действия энергосервисного контракта он должен будет исправлять брак и чинить поломки за свой счет. На то он и «сервис».

Мы спросили Лидию Филипповну: должны менять или меняют?

- В Муроме, Суздале, Судогде, Кольчугине реально меняли. В позапрошлом году летом буря случилась - в результате сгорело по области порядка 40 светильников. Это был форс-мажор, но по гарантии компания заменила их бесплатно. Ей это обошлось в миллион, - ответила Смолина.

Алексей Аникин, генеральный директор компании «Световые технологии», работает по энергосервисным контрактам во Владимирской области. Он пояснил «ВВ»: для энергосервисного контракта всегда формируется запас в 2-3 процента от объема поставок как раз на такие замены.

В ответ на нашу иронию: мол, «благодетели», Смолина возразила:

- Вовсе нет. Энергосервис ‑ это не благодеяние. Просто здесь действует простая и понятная схема. Допустим, есть город, который в год на уличное освещение тратит 10 миллионов рублей. Инвестор говорит: я поменяю все светильники на современные энергосберегающие, и освещение для вас стоить будет дешевле (условно) на 3 миллиона. Но эту разницу я пять лет буду забирать в счет погашения своих затрат. Вот и все!

Программы энергосбережения действуют в каждом регионе РФ. Но практика энергосервисных контрактов еще только нарабатывается. И часто пока ограничивается лишь заменой уличного освещения. Вот обкатаем на освещении - и придем со временем к модернизации систем теплоснабжения, энергетической инфраструктуры промышленных предприятий... Постепенно и банки привыкнут к этой практике, станут меньше осторожничать при финансировании таких проектов. Пока они часто сомневаются, что энергосервисные проекты окупятся в обозримом временном горизонте, день­ги дают без льгот и очень ограниченно.

Сейчас энергосервисные контракты актуальнее всего для муниципалитетов, где растут износ основных фондов и аварийность. Тарифы ведь до бесконечности задирать нельзя. В этой ситуации энергосервисный контракт выглядит неплохим выходом из положения.

Цены не с потолка

В Коврове, по нашим подсчетам, цена каждой новой лампы уличного освещения вышла по 30 с лишним тысяч рублей. Не дорого ли?

Лидия Смолина говорит, что неверно просто брать основную цифру по энергосервисному контракту и делить ее на количество светильников. Во-первых, светильники бывают разной яркости и цены. Во-вторых, в эти суммы входит монтаж оборудования с пятилетней гарантией. В среднем цена приличного светильника составляет около 14 тысяч рублей.

Это подтверждает и гендиректор компании «Световые технологии» Алексей Аникин. На рынке есть светильники и в три раза дешевле, но их сами заказчики ставить не рекомендуют: качество ниже всякой критики, а срок службы очень ограничен.

- Цены берутся не с потолка. Прежде чем заключать энергосервисные контракты, мы обязательно мониторим стоимость оборудования, - говорит Смолина.

Мы спросили Аникина: почему его компания с этих проектов не ушла даже в кризис? Он признал все сложности и риски (банки излишне тщательно оценивают контракты и финансируют их ограниченно, приходится работать чаще за счет собственных оборотных средств), но...

- Но если ты производитель соответствующего оборудования, то дополнительный рынок сбыта пригодится. Пусть даже с отсроченной оплатой. Свои инвестиции в энергосбережение во владимирских муниципалитетах (порядка 100 миллионов рублей) мы надеемся вернуть за пять с небольшим лет.

А на вопрос, уверен ли он, что 100 миллионов «2015 года» будут стоить те же 100 миллионов в 2020-м, он ответил так:

- Но ведь и тарифы растут. А рост тарифов подразумевает и рост объема выплат фиксированных сумм по энергосервисным контрактам. Соответственно срок контракта может немного сократиться...

Все эти пять лет граждане и муниципальные бюджеты сокращения затрат не увидят. Зато «за те же деньги» получат услугу более высокого качества. Также властям не придется эти пять лет ломать голову об обслуживании оборудования ‑ по контракту это забота компании-поставщика.

Новые светильники устанавливаются на старые сети ‑ и это не здорово. Но Аникин говорит, что эти светильники выдерживают все турбулентности в сетях ‑ вроде замыканий и перепадов напряжения. Более того, нагрузка на сети с экономичными светильниками уменьшается, и вероятность «турбулентности» снижается. Хотя идеально было бы заменить провода и опоры. Но эти работы и затраты в энергосервисные контракты пока не включаются.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
сегодня в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…