Дом чудотворца Александра
Между тем дата основания Богородице-Рождественского монастыря нигде не зафиксирована. Известно, что храм в честь Рождества Богородицы был заложен в 1191 году, освящен - в 1197 году. А монастырь появился между этой датой и 1206 годом. Достоверно известно имя основателя обители - князь Всеволод Большое Гнездо. Летописи указывают на это деяние князя как одно из важнейших в его биографии.
Главная святыня монастыря ‑ мощи Александра Невского, которые покоились там 460 лет. В 1263 году великий князь, скончавшийся после переговоров в Золотой Орде, был погребен в монастырском соборе. Местное почитание его началось сразу же, а монастырь с тех пор стал именоваться еще и Александровским. К лику святых Александр Невский был причислен в 1547 году. «Чудес», связанных с его именем, описано немало. Самое невероятное из них - сохранение мощей во время пожара в конце XV века.
Семь тысяч душ и земли на Волге
Чудотворец Александр привлекал в монастырь богатые вклады. Для учета пожертвований велась специальная вкладная книга, подлинник которой выставлен к юбилейной дате в Палатах ВСМЗ. Список даров с именами благодетелей, охватывающий период с XIV века по 1735 год, дает понять, как формировалось имущество монастыря, позволившее ему к концу XVII века оказаться в десятке самых богатых обителей России. Земельные владения Богородице-Рождественского монастыря были не только в окрестностях Владимира и Суздаля, но даже на Волге. А крестьян на этих землях трудилось более 7 тысяч душ.
Одни из первых вкладчиков - потомки Александра Невского, укреплявшие собственный авторитет на памяти великого предка. Так, внук Александра Невского Иван Калита в 1339 году жертвует монастырю села на реке Киржач, а чуть позже правнук - село Павловское.
В 1409 году великая княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского, пожертвовала «в дом Пресвятой Богородицы и чудотворцу Великому князю Александру село Арбузово с деревнями, пожнями и с водами... и со всем до села Баскаково с хлебом и с животиною».
В 1619 году князь Иван Иванович Шуйский «дал чашу водосвятную серебряную большую цена 200 рублев».
- На 200 рублей тогда можно было купить каменный двухэтажный дом с видом на Кремль, - характеризует ценность дара сотрудник исторического отдела ВСМЗ Матвей Давыдов.
До 1930-х чаша находилась в нашем музее, а потом была перевезена в Государственный исторический музей, где хранится по сей день.
Четыре страницы вкладной книги посвящены значимому событию в истории монастыря - перекладке мощей Александра Невского в новую раку в 1697 году. Бархата и дорогих атласных тканей пожертвовали царь Петр с супругой Евдокией Лопухиной. Местный архимандрит дал 300 рублей келейных денег. Серебряную с позолотой раку изготовили в Оружейной палате.
Как монастырь лишился главной святыни
Однако вскоре, в 1723 году, мощи Александра Невского вместе с этой ракой были по указу Петра перевезены в Санкт-Петербург. Повозка, на которую поместили раку, оказалась столь велика, что не могла пройти сквозь монастырские ворота. Так что пришлось разбирать стену, чтобы останки князя могли покинуть обитель. Весь путь мощей до Санкт-Петербурга сопровождался подобными неурядицами и даже серьезными происшествиями. Так, мост через реку Воршу не выдержал, и гроб рухнул в воду. Подобное случилось также в Тверской области и еще не раз по пути в северную столицу. Удивительного в этом мало - мосты были деревянные и часто ветхие. Многочисленные ЧП, между тем, породили в народе убеждение, что князь не хочет покидать Владимир. Тем более что на новое место мощи водрузили только год спустя. Легенды о том, как мощи князя чудесным образом возвращались во Владимир, бытуют в народе по сей день.
Вкладчик мельчает
В XVIII веке монастырь постепенно утратил свое влияние. И дело не только в переносе мощей.
- С конца XVII века падает общий уровень духовности в российском обществе. Оно становится более светским. Вкладчиков из знатных фамилий в процентном отношении становится меньше. У них меняется мировосприятие. Они больше посещают ассамблеи, чем монастыри. И если в начале вкладной книги в списке даров - села, то в конце - по 2-3 рубля от простолюдинов, - объясняет один из авторов экспозиции сотрудник ВСМЗ Владимир Антонов.
В 1744 году монастырь был закрыт и превращен в резиденцию архиерея. Многочисленным монастырским имуществом заниматься тут стало некому, и оно отошло в Москву.
В XIX веке на территории монастыря возникло Братство Александра Невского - организация, занимавшаяся образовательной деятельностью, сохранением культурных ценностей и даже борьбой с пьянством. Из коллекции братства происходит и пелена второй половины XVII века, только что отреставрированная ВСМЗ и сейчас выставленная в Палатах.
Преображения храма
В 60-е годы XIX века архитектором Артлебеным, автором Георгиевского придела Успенского собора, была по камням разобрана древняя церковь, претерпевшая с XII века серьезные изменения. Артлебен, как принято считать, вернул ей первоначальный облик: освободил стены от галерей, восстановил позакомарное покрытие, шлемовидный купол. И оказалось, что Рождественский храм - брат-близнец Дмитриевского собора, лишенный, правда, столь богатого резного декора.
В таком виде Богородице-Рождественская церковь простояла до 1930 года, покуда это место не потребовалось для устройства стройплощадки. К тому времени на территории монастыря хозяйничали органы госбезопасности. Вместе с церковью была уничтожена и колокольня XVII века, построенная на средства владимирских мещан. Фамилии их известны из вкладной книги. Это посадские люди Пузов и Облесимов, очевидно, очень состоятельные и религиозные, так как список их пожертвований во вкладной книге монастыря занимает три страницы.
ЧК въехало в монастырь в 1918 году. Но еще несколько лет они делили территорию архиерейской резиденции с церковью.
- Советская власть непрочно сидела. Если бы попытались с ходу захватить все имущество, могли возникнуть проблемы с населением, - трактует ход событий XX века сотрудник исторического отдела ВСМЗ Матвей Давыдов.
Органы госбезопасности выдавливали РПЦ из монастыря постепенно, занимая новые площади и увеличивая штат: в 1920-м, затем в 1922-м. Здесь располагались КПЗ, формировались этапные команды, проводились допросы. Так что памятный знак политзаключенным установлен к месту. А вот насчет приведения в исполнение за вековыми стенами смертных приговоров историки ВСМЗ сомневаются.
- Слухи о подвалах по городу ходили, но исследований не проводилось и достоверных фактов нет. Вряд ли расстреливали в центре города, - говорит Владимир Антонов. - Приговоренных возили на полигон Балино под Иваново.
В Христорождественской церкви, выходящей на центральную улицу, в советское время размещались спортзал, шахматный клуб и даже музейная библиотека.
В 1991 году, в год 800-летия обители, прошел первый крестный ход и РПЦ начала поднимать вопрос о возвращении имущества. В том же году был возрожден монастырь. КГБ выехал в 1993 году, хотя ведомственная поликлиника еще некоторое время работала в здании советской постройки, которое теперь занимает ДИЗО АВО.
Восстановлению Рождественского собора предшествовали масштабные археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено множество захоронений в белокаменных гробницах. По словам Владимира Антонова, до сих пор непонятно, что это были за люди и за какие заслуги удостоились столь высоких почестей. Владимир Антонов предполагает, что именно богатый некрополь Богородице-Рождественского собора помешал первоначальным планам воссоздать собор в формах XII века. Одновременно решить задачи сохранения кладбища и строительства над ним массивного сооружения оказалось, по его мнению, конструктивно сложно и очень дорого. В итоге было воплощено более простое и компактное архитектурное решение. Закладывал храм патриарх Алексий II. Освятили возрожденный собор в августе 2004 года.
Сейчас за монастырскими стенами - вновь центр духовной жизни Владимирского края. Здесь располагается резиденция архиерея, мужской монастырь и Свято-Феофановская духовная семинария.
А с территории монастыря на центральную улицу выходит старейшее в городе здание гражданской архитектуры. Оно встроено в монастырскую стену и обрело новые этажи, но глазу специалиста заметен замечательный образец посадского каменного домика XVII века.