При этом важно организовать все так, чтобы производители всех уровней контактировали с сетями напрямую, без перепродавцов и посредников, поскольку людям сейчас «важен каждый рубль» в цене товара. Об этом вчера сказал вице-губернатор по сельскому хозяйству Роман Русанов на совещании с руководителями сетей, местных предприятий пищепрома и СПК. Площадкой для такого диалога на сей раз выбрали территорию Суздальского молочного завода, отныне принадлежащего двум сельхозпредприятиям ‑ «Шихобалово» и «Суворовское». Это важный показатель развития владимирского пищепрома: у самых передовых хозяйств уже появились ресурсы для того, чтобы приобретать мощности для переработки и не зависеть в этом ни от кого.
Старт налаживанию контактов сетей и производителей дала лично губернатор Светлана Орлова почти три года назад, объявив акцию «Покупай владимирское! Покупай российское!». Она же провела первое совещание, где свела лицом к лицу недовольные друг другом стороны и выслушала их. В итоге если три года назад главной проблемой производителей было, в принципе, достучаться до сетей, то теперь на повестке дня у них совсем другие заботы.
Реализовывать свой товар нашим селянам и пищевикам стало гораздо легче. Не зря у них идет рост объемов почти на четверть и расширение производств практически по всем направлениям. Цифры говорят сами за себя: объем произведенной в 2015 году сельхозпродукции составил 37,7 млрд рублей, а предприятий пищепрома ‑ 128 млрд. По многим позициям (молоко, яйца, картофель и т.д.) Владимирская область сама уже обеспечивает себя с лихвой. А вот в развитии чего надо поднажать, говорит Роман Русанов, так это производство говядины, рыбы, сыров ‑ этого пока мы сами выпускаем недостаточно для проднезависимости.
Мониторинг администрации говорит о том, что региональные сети все еще гораздо охотнее, чем федеральные, откликаются на предложения владимирских производителей. А некоторые (Людмила Бурдина из «Визит 1») даже жалуются на то, что отдельные производители сами рвутся исключительно к федералам, игнорируя запросы региональной торговли. Дескать, регион - это для нас мелко, дайте федеральные масштабы!
Но никто из ритейлеров в принципе уже не возражает против размещения на своих полках владимирских продуктов. Благо наши граждане охотнее всего покупают именно владимирские овощи, мясо, молочку и т.п. - это признают сами сети. Но ритейл дружно настаивает на хорошем антураже товара. То есть, например, если СПК поставляет в магазины овощи, то они должны быть почищены и упакованы. У крупных предприятий с этим проблем нет ‑ они закупили или уже закупают необходимые линии для фасовки и упаковки. Кроме того, у крупняка обычно есть свой транспорт. А вот мелким хозяйствам и фермерам сложно перестраиваться на такой современный лад. Но придется ‑ дал понять Роман Русанов. Хотя маленькие СПК и фермеры ратуют за создание некоего единого распределительного центра, где продукцию таких поставщиков доводили бы до ума и хранили непосредственно до поставки.
Тем временем АВО продолжает прикладывать усилия к продвижению владимирских продуктов на межрегиональные рынки. В частности, на самые крупные рынки сбыта - в Санкт-Петербург и Москву.