Арифметика протеста
Сегодня в Коврове (в черте города) - 14 коллективных садов. Все они когда-то были ведомственными, принадлежали заводам. Затем земельные участки были приватизированы, а сады приобрели статус садовых товариществ либо кооперативов.
В среднем каждое товарищество ‑ это 300-500 участков. Всего в черте Коврова как минимум 4500 наделов с дачами. В основном эти сады опоясывают город, но есть и исключения. Так, сад № 1 «ЗиД» и сад № 1 «КМЗ» (заводские аббревиатуры, понятное дело, больше дань традиции) расположены в южной части города, там, где в последние годы идет активная многоэтажная застройка.
Вероятно, поэтому руководство города и посчитало зеленую дачную зону удобным для «реприватизации» активом. Однако не учло, что 4500 участков ‑ это как минимум 10 тысяч, а то и больше, дачников. А это люди, которым когда-то официально выделили эти участки, и они их приватизировали за свой счет. За эти участки люди платят налоги, но самое главное - это места, где многие ковровчане проводят все теплое время года. В большинстве своем жители чаще отдыхают среди родных яблонь, а не по заграничным курортам.
Не будем строить… иллюзий
Поначалу публикация проекта изменений в генплан людей шокировала. Садоводы обменивались вопросами и опасениями, а многие даже не верили в реальность происходящего. В декабре 2015 года первые группы наиболее активных садоводов потянулись в мэрию за разъяснениями.
Чиновники реагировали, как нам рассказывали, раздраженно. Мол, это странно - работа над генпланом велась с середины 2014 года, информация в открытых источниках имелась. Что ж вы только сейчас спохватились? После того как уже и проект заказан, и деньги за него плачены немалые ‑ почти 9 миллионов рублей? И вообще - все вопросы к проектировщикам...
Проект этот по заявке мэрии Коврова сделал институт «Владимиргражданпроект». Туда ковровчане и стали звонить, требовать разъяснений. Один из председателей садового товарищества (сад № 1 «КМЗ») Михаил Булкин рассказал нам, что в проектном институте ему ответили: никакой личной инициативы проектировщики не проявляли. Все делалось исключительно по заказу мэрии. И, как уверяет Булкин, ему по телефону дали понять, что именно по поводу садов требовали особо ‑ убрать! Мол, так надо очень влиятельным людям...
Кто эти влиятельные люди, ковровские садоводы поняли сразу. В Коврове многоэтажной застройкой занимаются две крупные компании: СК «Континент» и ООО «СУ-ДСК». Последняя входит в состав «Асконы». И до избрания на пост мэра именно в ней трудился директором Анатолий Зотов. Лично мы ни на чем не настаиваем, но у людей в Коврове все сложилось как дважды два. Ковровчане поняли: если сады «закрывают», значит, это кому-то нужно. И то, что дело не шуточное. Представительной делегацией они пришли вначале в горсовет, затем на прием к мэру.
Мэр Зотов при поддержке своих экономистов попытался людей успокоить. Мол, план рассчитан чуть ли не до 2030 года, все это дело далекого будущего. К тому же приватизированные участки, в случае чего, у садоводов будут выкупать. Все-де по закону. И, по большому счету, изменение вида использования земли в перспективе только сделает ваши земли дороже.
Генплан, бессмысленный и беспощадный?
Как бы то ни было, многие свои претензии ковровские садоводы высказали Анатолию Зотову лично 22 января. Надо отдать Зотову должное - встречу инициировал он сам. Более того, пригласил в качестве третьей стороны представителей «Владимиргражданпроекта»: главного архитектора Николая Волкова и автора проекта Владимира Антоненко. Они, кстати, опровергли факт телефонного разговора, в котором якобы шла речь о лоббировании сноса садов.
Однако противоречивые объяснения архитекторов заставляли, скорее, поверить садоводам. Вначале Волков объяснил необходимость сноса садов «чисто геометрическими вопросами». Мол, сад в центре города ‑ это некрасиво и архаично.
- А бурьян и ветхие дома в центре ‑ это красиво? Почему трухлявые дома не требуется сносить, а наши ухоженные сады, благодаря которым Ковров не раз признавали одним из самых зеленых городов России, непременно надо свести на нет? ‑ парировали садоводы.
Архитекторы тут же родили новое объяснение. Мол, идея сноса садов возникла в 2006-м, и, дескать, все вопросы - к прежней администрации Коврова, которая якобы заказывала генплан институту урбанистики в Питере. Эта версия выглядела еще более неправдоподобной. В названный год Ковров шумел на всю область жестким клинчем между мэром Ириной Табацковой и спикером горсовета Людмилой Петровой. Поскольку решение, подобное «садовому», принимается совместно мэрией и горсоветом, даже представить невозможно, что вопрос о сносе садов прошел бы без публичного скандала...
Поняв свою ошибку, ковровские мэрцы и владимирские архитекторы представили еще одну версию: мол, сады планировались к сносу еще в 90-е годы ХХ века. Якобы динамика прироста населения обещала рост числа ковровчан до 200 тысяч, и на месте садов уже тогда планировали строить жилой микрорайон.
- Но с 90-х в Коврове одна лишь убыль! На сегодня нас только 140 тысяч, и цифра уменьшается ежегодно! - вновь не поверили садоводы.
Градус напряжения
В какой-то момент показалось, что садоводы пойдут на чиновников в рукопашную. Однако градус напряжения удалось снизить. Анатолий Зотов предложил компромисс. Прежде всего, ковровские власти решили оставить в покое садовые товарищества по кольцу Коврова. Вероятно, потому, что строить небоскребы там все равно мешает либо санитарно-защитная зона очистных сооружений, либо зона подтопления Клязьмы.
Однако от идеи сноса садов в южной части города ковровское руководство не отказывается. Уступкой, если можно так сказать, названо решение прописать в генплане территорию садов не высокоэтажной, а просто многоэтажной (до 9 этажей) застройкой. В принципе, это может несколько остудить пыл девелоперов.
- Ведь если эта территория будет прописана как сад, строители просто не смогут по закону обратиться в администрацию за разрешением на строительство, - бесхитростно объяснял Анатолий Зотов.
Да уж! Прежде чем идти в мэрию, застройщикам надо будет сторговаться с садоводами, потом за свой счет изменить вид назначения земельного участка и только потом пытаться получить разрешение.
Но у ковровчан остался вопрос: откуда у мэра такая странная забота о каком-то безвестном строителе из далекого будущего? Или не из далекого? Или не безвестного?
Садоводы в ответ на объяснения мэра заявили: они подготовили коллективное письмо в Союз садоводов России, полпреду президента и губернатору Орловой. Настроены люди решительно. За свои права они намерены бороться до конца, вплоть до самых высоких инстанций.
Чиновники же предлагают продолжить переговорный процесс. Но о чем вести переговоры? О том, чтобы не мытьем, так катаньем вынудить людей по дешевке продать сады, земля под которыми срочно понадобилась каким-то дельцам?