Портрет явления на фоне
Погода благоприятствует путешествию. Мороз отступил. Снегопад прекратился. И отделение почты находим сразу - почти у самого въезда в Степанцево. Надежда Михайловна еще не ушла «обходить владенья свои» - несколько окрестных деревень и часть улиц «центральной усадьбы». Вместе с коллегами Кабалова разбирает почту: сегодняшнюю прессу и корреспонденцию. Решаем не затягивать торжественный момент и (пока весь коллектив в сборе) вручаем диплом и приз - сотовый телефон победительнице.
- Спасибо, - благодарит Надежда Михайловна. - Мне очень приятно, что оценили. И за телефон благодарю, хоть и есть уже у меня такой - в прошлом году вручили. Но все равно в хозяйстве пригодится. Хотя мне бы лучше новые салазки: мои старые уж совсем развалились...
- Кто ж знал, Надежда Михайловна, что вы опять выиграете, - неловко оправдываемся и обещаем, что новые санки, если Кабалова и в следующем году одержит победу, ей обеспечены.
Санки действительно в арсенале сельского почтальона зимой - вещь незаменимая. Как и велосипед, кстати.
- Я и зимой на велосипеде почту по деревням развожу, - рассказывает Надежда Михайловна. - А что? Дороги если почищены, то на двухколесном транспорте и быстрее, и не так устаешь. Правда, ни велосипеды, ни санки нам не положены. Вот есть сумка фирменная, почтовая. Тяжелая! А до Ясных Зорь, к примеру, от Степанцева 8 км.
К разговору подключается Евгения Комарова, начальник Степанцевского ОПС. Она в почтовом деле с 1998 года. Тоже сотни километров «намотала» с толстой сумкой на ремне.
- Это сейчас в Филипповке (12 километров от Степанцева) никто не живет. Бывало и на лыжах туда ездили, - вспоминает Евгения Анатольевна.
Ходьбы, как говорят сельские почтальоны, меньше с годами не становится. А вот население убывает, а раз народу мало, кто-то наверху считает, что штат должен быть небольшой. В маршрутном листе трех почтальонов Степанцевского ОПС значатся 688 домов, 10 населенных пунктов. В зону ответственности ОПС попадают 3200 человек. Не все они газеты-журналы выписывают, но клиентами почты практически все взрослые селяне являются: кто-то на почте пенсию получает, кто-то «коммуналку» оплачивает, а кто-то за товаром приходит. Товар, надо заметить, своеобразный. На ассортимент местные работники не влияют - торгуют тем, что прислали. Например, постельным бельем за 4000 рублей, куклами-монстрами или соком-лимонадом. Торговля сопутствующим товаром, к сожалению, давно стала почтовой приметой времени. Коммерция! С каждого проданного товара почтальону идет 4%. Конечно, навар небольшой, но арифметика такова: лучше продать КПБ за 4 тысячи, чем сто конвертов и двести газет за копейки.
В путь-дорогу
Пока мы рассуждаем о буднях сельского почтальона и особенностях работы в зимний период, Надежда Михайловна уже собрала две свои весьма увесистые почтово-коммивояжерские сумки. Надо доставить заказное письмо в деревню Дьяконово (до нее 4 километра). Предлагаем воспользоваться редакционной машиной.
- Ой, как хорошо! Я тогда бабулечке там одной молочка в магазине куплю. У них ведь, в Дьяконове-то, ни магазина нет, ни автолавки. Так что почтальон не только духовную пищу несет, но и продукты, - глубокомысленно замечает Кабалова и вихрем уносится в ближайший магазин за молоком. В ассортименте почты «молочки» пока нет.
...Экипаж готов. У школы сворачиваем на тихую проселочную дорогу в обрамлении заснеженных сосен. Красиво, покойно, а в машине еще и комфортно. На опушке леса - вереница лыжников младшего школьного возраста: урок физкультуры на свежем воздухе. По дороге идет мужчина-пенсионер.
- Мы - в Дьяконово. Вас подвезти?
- Можно, - с достоинством соглашается местный житель и, обняв авоську, усаживается в автомобиль.
Виктор Михайлович ходил в Степанцево «в магазин и по делам». В разговоре выясняется, что именно ему, гражданину Блинову, мы и везем заказное письмо! Как говорится, удачно зашли. По дороге Виктор Михайлович и Надежда Михайловна рассказывают, что раньше в Степанцеве фабрика большая была, с нее и кормились. Работали совхоз, лесничество... А теперь все больше молодежи уезжает из родных мест, а оставшиеся «кто как повезет устраиваются». Лесом, например, кормятся - места здесь грибные, ягодные. Надежда Михайловна хвастается, что прошлым летом ягод на 20 тысяч рублей насобирала - сдавала заезжим перекупщикам. Зарплата на почте небольшая, но выручают вот такие сезонные заработки и свое хозяйство. Картошку, рассказывает Кабалова, ни она, ни ее ставшие городскими дети не покупают до нового урожая: «Своей хватает». Раньше и двух коров держала, но стало тяжело.
- А зимой у нас метлы вяжут мужики, - обогащает наши познания о сельской жизни Виктор Михайлович. - По 70-100 штук вяжут. Продают куда не знаю, но, кажется, рублей по 6, а кто-то и по 30 за штуку. Видите впереди санки стоят? Вот и спросите, почем?
Санки видим и заготовителя тоже. Но он не расположен разговаривать: «Проезжайте, не мешайте, а то в Москве нечем мести будет».
На окраине Дьяконова пассажир прощается с нами. Получает письмо и в благодарность за любезное отношение покупает у почтальона газету, «хотя и не планировал».
Пенсионер - пенсионеру
Дьяконово - деревня небольшая, домов заброшенных и покосившихся много. А вокруг ‑ лес.
- Здесь кабаны мучают - летом на огороды покушаются, - рассказывает Надежда Михайловна. - Но ничего, люди живут. Вот в этом доме - мои клиенты, три пенсионера под одной крышей. Им молоко и везем.
В указанном доме нас уже ждут. Дверь открывает Галина Анатольевна Куварина. Работой почтальона Кабаловой она очень довольна. Получает несколько своих «хозяйственных» журналов: почитать, и покупает продукты - вермишель, кексы, сахар, шоколадные медальки: «Вдруг внуки приедут - угощу». Несерьезный товар вышел на 700 рублей. Недешево, но пенсионеры рады: пусть и дороже, чем в магазине, но зато с доставкой на дом.
Надежда Михайловна своих клиентов очень хорошо понимает. Сама - пенсионерка, ветеран труда. На почте она работает девятый год, а до этого всю жизнь на местной льнопрядильной ткацкой фабрике трудилась.
- Я свой участок уже как облупленный знаю, - говорит Кабалова. - И работа моя мне очень нравится, хоть она и не из легких. Но я из того поколения, которое привыкло трудиться. Молодые у нас не очень задерживаются - не выдерживают нагрузки, а у кого-то терпения не хватает: люди-то все разные и к каждому подход нужен. Вот в день пенсии бабулечки мои сидят с утра меня дожидаются, чуть задержишься - ворчат. Но это больше для порядка. Я же понимаю, что у них мой приход - событие.
Впряглись и поехали!
Возвращаемся в Степанцево. В почтовом отделении Надежда Михайловна забирает свои видавшие виды санки, закрепляет на них сумки: «Ну что, девчонки, впряглись и поехали!» По ровному снегу санки катятся легко, а вот по крошеву дорожной обочины или асфальту - с трудом.
- Я больше морозы люблю. Салазки хорошо едут. Холодно - бежишь. А в оттепель - вспотеешь и не заметишь, как спину прихватит. Одеваться надо соответственно погоде, но с грузом в горку поклажу везти - все равно взмокнешь, - делится секретами профессии почтальон. - От нашей работы, от человека многое зависит. Можно ведь и с пустыми сумками ходить. Допустим, нет у почтальона интереса, он и подписывать не будет никого на газеты-журналы, и товар никакой не предложит... Только какой толк от такой работы?
Толка действительно никакого: пресса уйдет в макулатуру, ОПС план не выполнит, почтальон ничего не заработает. А заработок работника почты складывается по принципу «курочка по зернышку»: процент от подписки, от розницы, от переводов и писем, от проданного ширпотреба...
В пухлом «ходунке» (почтовой сумке) Кабаловой аккуратно разложены печатные издания - согласно намеченному на сегодня маршруту. По словам Надежды Михайловны, прессой интересуются вопреки расхожему мнению не только представители старшего поколения, но и люди среднего возраста. Особой популярностью у селян пользуются журналы и газеты с нужной для ведения хозяйства информацией, народные советы и приметы, чтиво с желтым отливом. Охотно берут еженедельники (чаще покупают, чем выписывают). Вязниковскую районку «Маяк» почитывают. А вот областные газеты в Степанцево даже не присылают - видимо, почтовое начальство опасается, что спроса не будет. У почтальона Кабаловой на этот счет свое мнение:
- Подписка сейчас дорогая - не каждому по карману. Хотя я вот около 300 человек на своем участке подписала... Люди охотнее берут газету в розницу - это проверенный факт. И я бы предлагала (и брали бы!) областные издания, но их нам просто не присылают. Тем более что областные газеты дешевле стоят, а для нашего человека цена важна.
«Отличный почтальон»!
...Надежда Михайловна периодически оставляет нас сторожить санки, а сама курсирует от одного почтового ящика к другому. Лихо у нее получается! Даже собаки загавкать не успевают.
- А что им лаять? - удивляется почтальон. - Я же - своя. Да и всех злых собак я наперечет знаю, близко не подхожу. Деревенская жизнь вообще открытая: утром что случилось - к вечеру уже все в курсе.
По служебной надобности заходим в дом пенсионерки с 40-летним стажем. Лидия Григорьевна - человек в Степанцеве уважаемый, бывшая учительница математики. Увидела почтальона - обрадовалась, познакомилась с представителями прессы - заволновалась, заторопилась рассказать о своей жизни:
- Уж как я эту математику обожала! А классы большие были - почти по сорок человек, тетради проверяла каждый день. Дочек почти не видела - все в школе...
На прощание Лидия Григорьевна не забывает угостить гостей конфетами: «Не отказывайтесь, пожалуйста!» - и похвалить Кабалову: «Отличный почтальон!» Мы с педагогом на пенсии согласны!