Вот и президент Путин во вторник удивился такой «борьбе» на очередном заседании Совета по противодействию коррупции. Глава государства предлагает активнее изымать у коррупционеров незаконно нажитое ими имущество, а также бороться с взятками российским чиновникам, которые им дают за пределами страны. «Нужно совершенствовать изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги, в том числе с учетом международно-правовых норм, - сказал он. - Также следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции».
Итак, президент ставит вопрос ребром: ущерб, причиненный коррупционерами, должен быть ими компенсирован. Позиция абсолютно ясная, справедливая и популярная среди подавляющего большинства нормальных россиян.
Статистика, оглашенная президентом, поражает. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов. Но вот из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2015 году удалось вернуть только 588 миллионов, 1/30 часть.
Любопытно, что уровень коррумпированности «федерального уровня» признан, в общем-то, сравнительно скромным. По мнению участников Совета, самыми коррумпированными являются региональный и местный уровни, а поэтому основную ответственность за борьбу с коррупцией, очевидно, возложат на губернаторов и руководителей ОМСУ.
План борьбы с коррупцией такой. Первое - усиление работы по пресечению конфликта интересов. Это особо касается субъектов РФ и МСУ. Второе - выработка мер по обеспечению неотвратимости имущественной ответственности коррупционеров. Речь идет об имуществе, в отношении которого возникают сомнения в законности его приобретения с учетом доходов должностного лица. И если будет установлено существенное расхождение между доходами и расходами человека в период нахождения лица на госслужбе, его увольнение перестанет быть препятствием для обращения в суд с исками ‑ исками о возмещении нанесенного ущерба. Наконец, третье - организация эффективного противодействия коррупции на уровне субъектов РФ с возложением ответственности за это на глав регионов.