Тут свои тонкости и свои особенности. Дело в том, что в 200 метрах от деревни находится целое поселение цыган. Табор - не табор, но, как сейчас говорят, «место компактного проживания». И сейчас подросло уже третье поколение цыган, которые получают образование в Глубоковской школе. Значит, в этой школе должны быть какие-то особые методики, особый подход.
Описание педагогической проблемы таково: цыганские дети, как правило, учатся лишь до седьмого класса. В 13-14 лет они женятся и уже создают семьи. И иной раз дети с семи лет знают свою будущую невесту или жениха - ведь об этом заранее сговариваются родители. Девочки бросают учебу раньше, мальчики учатся подольше. В принципе, народ понимает, что образование пригодится в современной жизни, но сила обычаев еще велика. Против них не пойдешь. Так что в массе своей цыгане не видят большой нужды в школьном образовании. Они зарабатывают на хлеб иначе...
...Мужчины в основном занимаются изготовлением изделий из металла. Цыганский - назовем его - барон Юзик Гоман организовал предприятие по производству контейнеров и лопат. Спрос на продукцию есть. Кроме того, кто-то из цыган занимается торговлей. А кто-то становится бригадиром строительных бригад и нанимает рабочих-гаст-
арбайтеров. Предприимчивости у народа не отнять, что есть - то есть.
Но как быть в этой ситуации педагогам. Ведь по закону они должны давать образование всем...
- Я приняла школу в 2003 году. Тогда из 64 учеников было 35 цыган, - рассказывает Татьяна Двоеглазова. - Дети враждебно друг к другу были настроены. Дрались в кровь, стенка на стенку! Однажды мальчику-первокласснику показалось обидным, как его назвали. Он - сразу жаловаться к маме. Защищать его, угрожая учительнице, прибежал чуть ли не весь табор. Для них обидно даже если им скажут: «Ты цыган». Правильное отношение - это очень тонкая нить, которую надо чувствовать и не обрывать. Теперь иногда родители приходят и, наоборот, советуют: «Бей его, чтоб учился! Он только тебя слушается!»
Татьяна Ивановна родом из Кировской области, и до работы в Глубоково цыган никогда не видела и не знала. Потому вначале опасалась: не за себя, а за то, получится ли у нее выполнить свою миссию.
- А потом психологически настроила себя: это же дети, - продолжает она. - Нужно было сделать так, чтобы мое слово стало для них действенным. А уважение получила только через отношение. Я всегда показывала, что учу их точно так же, как и русских. Уважаю и люблю точно так же. И с учителями такую работу провожу. А маленькие дети приходят в первый класс - такие хорошенькие! Потом, правда, из-за влияния среды меняются...
Интересуюсь: есть ли проблемы с вечной якобы тягой цыган к обману и воровству...
- Что вы! Нет! Цыгане у нас не воруют никогда. И матом не ругаются. Для них школа - святое.
Раньше цыганские дети практически совсем не учились и прогуливали школу. Но именно директор ответственна за образование учеников, и потому ее не раз вызывали на ковер, ругали и даже обвиняли в дискриминации. Она, мол, умышленно не хочет учить цыганских детей.
- И вот я стала думать, что делать, разбираться, - говорит педагог. - Узнала, что для табора привычно до трех-четырех ночи не спать. Так что и к полудню ребятишек не добудиться. Тогда я собрала родительское собрание, на котором предложила учиться детям во вторую смену.
Одно только это дало потрясающие результаты. К началу второй смены цыганские дети высыпаются и прекрасно усваивают знания.
Для того чтобы лучше понимать своих учеников и проверять уровень развития, Татьяна Ивановна даже выучила азы цыганского языка. К примеру, при поступлении в школу она проверяет на родном языке будущих первоклассников, умеют ли они читать и считать.
Получилось у нее и «внедриться» в семью барона - Татьяна Ивановна учила его детей на дому. Находясь внутри среды, она многое поняла об укладе жизни цыган. Одна из дочерей барона, которой учеба давалась с огромным трудом, предложила как-то раз: «Давай лучше я тебя научу, как гадать и вести себя с цыганами» - в обмен на пятерку, чтоб папа похвалил.
- Мы приобрели русско-цыганские словари, азбуки. Мы не имеем права учить ребят по отдельной образовательной программе, но используем возможности дополнительного образования. Ведем факультативы, в том числе по развитию речи, русскому языку, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, - объясняет директор. - Много общаясь с детьми, мы их приобщаем к нашей культуре, законопослушанию, стараемся влиять на них, чтобы меняли образ жизни. Стариков, ладно, не переделать. А молодежь должна понять важность культуры и образования.
В итоге Татьяна Ивановна научилась общаться с детьми и родителями и получила результат. Авторитет школы вырос. Уже человек десять окончили полные 9 классов. Учить своих детей попросили даже цыгане из Покрова. И сегодня около десяти человек ездят за образованием из города в деревенскую школу. Удерживает учеников и тот факт, что многодетные родители, какими являются многие цыгане, получают материальную помощь и льготы. Хотя собрать с них справки стоит большого труда.
С другой стороны, есть, конечно, и родители, которые не хотят, чтобы их дети были образованными. К примеру, один из учеников был очень способным, стремился к знаниям. Запирался в кабинете и тайком от родни учил уроки. Татьяне Ивановне удалось добиться, чтобы он окончил 9-й класс. В его аттестате были почти одни пятерки. Но когда директор завела с его матерью разговор: мол, поможет устроить парня в педколледж, чтобы он потом вернулся преподавать в родную школу, та встала насмерть: «Не отдам! Боюсь за его жизнь».
- Отношение к цыганам сами знаете какое, - объясняет Татьяна Ивановна. - Были случаи, когда скинхеды били и даже выталкивали гадалок из электричек. А тут неизвестно как стали бы относиться к цыгану-учителю...
Но как бы то ни было, в цыганском обществе проклевываются ростки благодарности за труд учителей-подвижников.
- На 1 сентября и на 8 Марта приносят цветы и всегда подарочки - пусть безделушки, но подарят. На Пасху, когда по традиции цыгане встречаются семьями и знакомят детей, чтобы затем поженить, мы распускаем школьников на неделю. А они всех угощают пирогами, конфетами. Ученики и в гости ко мне иногда домой приходят, и на свадьбы приглашают. Одна из девочек однажды убежала вместе с цыганским парнем, чем нарушила закон: их родители не сговаривались заранее о свадьбе. Когда девушка вернулась в табор, в наказание ее остригли наголо. Сейчас они с мужем живут дружно, у них хорошие ребятишки, но родители так больше и не помогают им. Вот такая у нас специфика, - рассказывает Татьяна Ивановна и продолжает: - Кстати, к нам пришли работать очень много молодых учителей. Я переживаю, что они из-за трудностей уйдут. К примеру, на начальный класс пришла одна девушка. Я переживала: не уйдет, не откажется ли? Каждый день к ней на уроки ходила. И она не ушла. Стала возить учеников на экскурсии, проводить праздники. А теперь, я заметила, учителя даже больше стремятся работать с цыганскими классами. В них дети смотрят на учителя как на авторитет, уважают и почитают. С другой стороны, к нам в школу на праздники теперь русские родители приходят, чтобы посмотреть на выступления артистичных цыганских детей...
- Кто-то, может быть, обвинит меня в сегрегации, в делении детей при обучении по национальному признаку, - волнуется Татьяна Ивановна. - Но во всем должен быть здравый смысл. В качестве защиты скажу: «есть «А» и «Б» классы. Класс «Б» занимается во вторую смену. В классах одной параллели работают одни и те же учителя. И по желанию можно выбрать класс, где учиться. В своей среде ребенок лучше готовится к урокам. Цыганские дети успешнее в «Б» классах. И для них это очень важно.
У Татьяны Ивановны двое взрослых детей и трое внуков. И ее дети учились вместе с цыганскими. Потому у них в отношении маминой работы полное понимание.
Директор довольна главным результатом. Еще три года назад дети цыган уходили из школы практически безграмотными. Теперь, после организации второй смены, все ребята хорошо умеют читать и считать.
- Раньше полученные за успехи грамоты цыганские дети просто выбрасывали за ненадобностью, - говорит Татьяна Ивановна. - Сейчас эти грамоты уже имеют для них ценность. Их ребята обязательно спешат показать родителям. Значит, авторитет школы растет...
...А меня тронула школьная фотография с празднования 70-летия Победы. В одном ряду с русскими ребятами стоит маленькая цыганская девочка. Как и все дети, эта девчушка держит в руках портрет своего прадеда, воевавшего против фашизма. За общее наше мирное небо над головой...