- Что нужно, чтобы стать совладельцем преуспевающей компании? Богатые родители, капитал, связи?
- На самом деле для этого достаточно идеи и сильного желания. Есть масса сфер, где можно развернуть бизнес, к примеру, в торговле, Интернете. Например, знаю, что одна украинская семья выкладывает ролики, рассказывая о своих детях и коллекциях подарков и игрушек. Таким образом они зарабатывают на рекламе до миллиона рублей в месяц. Есть люди, которые рассказывают, как играть в компьютерные игры, или ведут группы в социальных сетях.
- А как вы пришли к успеху?
- Сначала я несколько лет работал менеджером. Потом (это было 13 лет назад) мы с друзьями создали свою компанию. Все трое совладельцев бизнеса - очень разные по характеру, как вода, земля и воздух. У нас разносторонний взгляд на решение проблем, и это нам очень помогает в деле. Ведь, как известно, есть те, кто выдвигает идеи, а есть те, кто их реализует, - у нас все соединилось.
На первом этапе мы сделали предложение рынку: вместе с продажей компьютерной техники организовали бесплатную доставку товара по области. Это стало ключевым преимуществом по привлечению клиентов. У нас стали закупаться, например, муромские предприятия. Ведь мы сотрудничаем с крупной и надежной компанией-производителем. Когда создавали рынок сбыта, получали лицензию, обратили внимание на предприятия госсектора. Чтобы с ними работать, изучили законы, стали выходить на торги.
Начав с освоения области, сегодня работаем и за ее пределами - в Нижегородской, Рязанской, Ивановской и Московской областях. Кроме головного офиса развиваем сеть филиалов - так удобнее и нам, и клиентам. Вообще, внимание к нуждам заказчика - это ключевой момент в развитии любого дела и большой стимул. Сейчас мы разрабатываем индивидуальные проекты для клиентов, учитываем их интересы в системе продаж.
Еще один важный вопрос - кадры. Наша компания не ждет, что к нам придут готовые руководители направлений. Готовим своих спецов, используя сильные стороны сотрудников. У каждого новичка есть возможности карьерного роста.
- Сколько нужно учиться, чтобы стать у вас в компании руководителем?
- К примеру, в отделе продаж - три-четыре года. После полученного опыта можно наладить свой малый бизнес. Наряду с компьютерами, скажем, продавать канцтовары. Мы этому не препятствуем.
- Сколько длится ваш рабочий день?
- На первом этапе работал по 12 часов и больше и без выходных. Сейчас могу полгода не ходить на работу - ничего не случится, потому что выстроена система управления компанией. Можно уделять внимание другому.
- О смысле жизни задумываетесь?
- Если в 25 лет одни цели в жизни - получение материального достатка, квартира, машина, то в 38 приходишь к определенной мудрости. Думаешь о здоровье, развитии, будущем детей, о том, как обеспечить старость...
Придумал для себя «колесо жизни», в котором восемь составляющих. Это здоровье, семья, доход, работа, духовность, саморазвитие, яркость жизни, друзья. Над колесом нужно работать, чтобы крутилось. А для этого нужно работать над собой. К примеру, западает составляющая «яркость жизни». Задумываешься: как же ее сделать яркой? И тут используешь технологию ста «хотелок». Записываешь сто желаний, к примеру, полетать на самолете, съездить в путешествие, прочитать 150 книг, написать картину, прыгнуть с парашютом и т.д. И каждый месяц выполняешь хотя бы одно. А на его место записываешь новое. Дети тоже составили свой список, и жена... Если получается совместить и исполнить общее желание - хорошо. Если нет, то свое все равно нужно исполнить!
Семейные ценности для меня - в приоритете. Мы с женой и детьми ведем семейный альбом. Причем вкладываем туда не только фотографии, но и билеты, к примеру, с выставки, и отмечаем самые яркие впечатления. Приятно листать страницы альбома! Кстати, помните, ведь раньше общение с друзьями на этом и строилось. Кто-то возвращался из путешествия, назначали встречу, делились впечатлениями, смотрели фотографии. Сейчас фото в соцсетях стали выкладывать, но я против общения только по Интернету. Надо встречаться!
- Что подтолкнуло вас к участию в конкурсе «Менеджер года»?
- Хотелось получить внешнюю беспристрастную оценку своих знаний и способностей. А еще познакомиться с интересными людьми, ведь конкурсанты - из числа тех, кто стремится к саморазвитию. Узнал об искусстве управленческих боев и презентациях в формате ПечаКуча. Все это, безусловно, пригодится при ведении переговоров. Кстати, в первом бою я проиграл девушке из Мурома. Слишком жестко себя повел во время поединка и понял, что надо быть более гибким. Потому жюри в этом испытании проголосовало не за меня. Думаю, у конкурса «Менеджер года» - большой потенциал. Нужно популяризировать его, продвигать на разных уровнях, привлекать больше участников. Тогда борьба будет более напряженной. Важной составляющей конкурса в будущем может стать обмен опытом между начинающими руководителями и топ-менеджерами компаний. Это могло бы мотивировать к участию в конкурсе молодых управленцев, которые только начинают карьеру и больше всего нуждаются в практических знаниях.
- Ваши планы на будущее?
- Развивать себя и бизнес. Кстати, блог по саморазвитию я веду для своих сотрудников. Там есть и теория «соленого огурца» - про то, что любой свежий огурец, добавленный в банку с солеными, становится таким же. Стоит оглянуться на тех, кто тебя окружает, - через пять лет станешь похожим на них. Если все друзья говорят: «Все - кризис власти, бизнес встал», то такое пораженческое настроение накроет и тебя. Мои друзья - бегуны, бегают по 5-7 км в день. Слышали, распространяется движение «Бегом по Золотому кольцу»? В этом году ультрамарафон пройдет в Суздале, и из нашей компании для участия в нем записались уже пять человек. А сам я бегать начал с прошлого года - для улучшения самочувствия и хорошей физической формы. Вот теперь «заразил» других. В нашей компании приветствуется здоровый образ жизни. Сотрудники не курят. Сегодня, например, один наш работник, чемпион по жиму, проводит семинар по правильному питанию. К нему, несмотря на то, что пятница и конец рабочего дня, записались 11 человек. Так что пример с банкой соленых огурцов очень показателен.
- Вы счастливы?
- Можно, наверное, назваться счастливым. Но нужно сравнивать себя с собой вчерашним. В зависимости от этапа жизни можно обозначить что-то новое. Счастье - конечная остановка, а я иду вверх по лестнице - по нарастающей.
Досье «ВВ»
Артем Лебедев - совладелец компании «Айтек», директор по развитию. Родился в 1977 году во Владимире. Окончил экономический факультет ВГТУ и открытый университет Великобритании ЛИНК. Женат, трое детей. Младшему сыну Тем Темычу (его назвали в честь папы) - 5 лет. Старшие сын и дочка - школьники. Любит путешествовать по странам мира. Много читает, работает над собой и стремится сделать жизнь яркой. Не боится конкурентов, поскольку всегда держит в голове запасной вариант действий.