Правильная ставка
Это, кстати, всегда было кредо экономического блока областной администрации: жизнь без углеводородов скорее благо, потому что их отсутствие заставляет нас думать о несырьевом секторе и реальном производстве всего на свете - от машин и оборудования до товаров народного потребления.
Официальные итоги 2015 года свидетельствуют: нынешний кризис показал, что расчет развития реальной экономики оправдывается. Конечно, никто не спорит: потери федерального бюджета от падения цен на нефть - штука неприятная и влияющая на региональную экономику тоже (ну, например, хотя бы тем, что из-за секвестра федерального бюджета уменьшаются субсидии и субвенции в регионы). Но сама по себе владимирская экономика держит удар.
Во всяком случае, как говорит первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин, у нас в области поводов для пересмотра бюджета пока нет и не было.
Из 57,5 миллиарда рублей бюджета-2015 44 миллиарда регион заработал самостоятельно. Отчисления всех основных налогов - НДФЛ, упрощенки, налога на прибыль - выросли.
- Все это свидетельствует о благоприятном экономическом климате в регионе, - делает вывод Кузин.
В таблице мы сравнили индекс промышленного производства в России, нашей и нескольких соседних областях.
Что означают эти цифры? Ровно то, что бизнес и власти во Владимирской области определили правильные приоритеты и вовремя (и успешно!) занялись импортозамещением. Ставка сделана на то, что всегда востребовано: сельское хозяйство, пищепром, фармацевтика. Они помогут нам пережить этот кризис, поддержав и бюджет, и потребительский спрос - люди ведь на этих предприятиях за зарплату работают и ее же в нашем регионе тратят.
Щит Родины
Отдельная тема - это «оборонка». По понятным причинам открытых данных по ВПК региона Владимирстат не приводит, но то, что гособоронзаказ был в 2015 году одним из локомотивов региональной экономики, видно по данным налоговой о наиболее крупных налогоплательщиках области. Уже второй год подряд лучшим налогоплательщиком области признается ковровский «ЗиД». За 2014 год завод имени Дегтярева перечислил в бюджет 1,7 млрд рублей, а в 2015-м ‑ уже на 900 с лишним миллионов больше.
Учитывая, что во Владимирской области более десятка предприятий получают государственный оборонный заказ, мы все, конечно, признаем важность «оборонки» в развитии региона.
Регион и соседи
Вернемся к анализу таблицы, где приведен индекс промышленного производства по регионам. В Ивановской, Костромской и Ярославской областях тоже нет ни нефти, ни газа, ни алмазов с золотом.
Мы видим, что только ярославцы наравне с нами демонстрируют рост индекса промышленного производства за 2015 год. Ивановцы и костромичи потеряли почти 7 и 8 процентов соответственно индекса промышленного производства.
Впрочем, если перейти от процентов к реальным цифрам, то выяснится, что эффект Ярославской области (у них рост ИПП выше нашего) объясняется эффектом «низкого старта». Судите сами - объем отгруженных товаров обрабатывающих производств во Владимирской области составил 359,6 млрд руб., а ярославцы выдали значительно меньшие объемы ‑ 283,7 млрд.
К любопытным выводам может привести и анализ данных по отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». У нас они составили 33,3 млрд рублей - это немногим больше, чем у ярославских «ресурсников», (31,7 млрд) и чуть меньше костромских (33,5 млрд) - при значительно более высоком объеме произведенной продукции. О чем это говорит? Как минимум о том, что при выпуске условной единицы продукции мы тратим гораздо меньше электроэнергии, газа, воды и прочих ресурсов. Это в свою очередь заставляет думать, что владимирские предприятия - более современные и энергоэффективные, они - с лучшей производительностью труда и созданы по более эффективным технологиям.
Похожая история с сельским хозяйством. Ярославцы обходят нас по объемам производства мяса и яиц, но сильно проигрывают по молоку. Кстати, по молоку мы обошли все три соседние области ‑ и по фактическому производству (у нас 327,3 тысячи тонн, у «конкурентов» - от 78,9 до 250 тысяч), и по среднему уровню надоев на одну корову. У нас это 6,3 тысячи килограмм, у регионов-соседей - от 4,7 тысячи до 5,4 тысячи. И даже владимирские куры-несушки опережают костромских, ивановских и ярославских конкуренток по яйценоскости. Все это тоже кое о чем говорит: наши СПК и фермеры вовремя провели грамотную селекцию.
Вместо резюме
Все написанное выше - не повод расслабляться. Разумеется, кризис сказывается на всей стране, и Владимирская область не может быть исключением. У нас, например, сократилось производство стройматериалов, оптовая и розничная торговля, производство стекла, обуви и ряда других товаров.
Причины понятны: в кризис сокращается спрос на многие товары, без которых в тяжелые времена можно обойтись. Тем более что, согласно данным статистики, среднемесячная номинальная зарплата в регионе-33 выросла в 2015 году (январь-ноябрь) на 6,4 процента (до 23492,4 руб.), а вот индекс потребительских цен января-декабря 2015 года к АППГ вырос на 16,2 процента. А реальные располагаемые денежные доходы населения (это доходы за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-октябре 2015 года по сравнению с 10 месяцами 2014 года сократились на 5,3 процента.