Крепкая семья
В семье Яковлевых из села Чаадаево до нового года было трое своих детей и четверо приемных. Еще накануне праздника во Владимире их чествовали как победителей областного конкурса в номинации «Моя семья - мое богатство». Все радовались и с нетерпением ждали праздника, готовили представление, костюмы и подарки. Но встретить Новый год по-семейному не получилось...
...Владимир и Людмила Яковлевы переехали в село Чаадаево несколько лет назад из Приморского края. Одному из сыновей - а их в семье трое - по состоянию здоровья не подходил влажный климат, а поскольку отчим Людмилы, заменивший ей родного отца, - родом из Владимирской области, то решили перебраться поближе к нему.
После рождения третьего сына врачи сообщили Людмиле, что детей у нее больше может и не быть. Но Людмила очень хотела дочку.
- Младшему сынишке еще года не было, а мы решили взять из детского дома девочку, - рассказывает она. - У приглянувшейся нам малышки Карины был старший брат Артем. Мы подумали немного с мужем и забрали обоих.
Отношения приемных родителей со взятыми на воспитание ребятишками сложились хорошие. Почти сразу дети стали называть Людмилу и Владимира мамой и папой. Да и родные сыновья привыкли к приемным детям быстро. Через три года Карина, единственная девочка среди мальчишек, стала просить: «Мам, давай еще девочку возьмем!» Решились. Но вместо девочки привезли в дом снова мальчонку.
- Увидели мы его в детском доме - до чего же худенький был! - вспоминает Людмила. - В четыре года Дениска весил всего 11 кг! Пожалели мы его и взяли. Стали откармливать... А через месяц после этого взяли еще двух девочек-сестер.
С мужем Людмиле повезло. Владимир - как надежная стена: работящий, непьющий, хозяйственный. Все в дом, все для детей. Добротный большой дом построил своими руками. Когда взяли первых приемных детей, Владимир бросил работу в Москве и устроился в Муроме, чтобы быть поближе к семье и помогать жене по хозяйству.
В доме у Яковлевых чистота и уют. Много книг, пианино, гитара, наверху оборудован спортивный зал. Есть, конечно, и собственное подсобное хозяйство, теплицы. Супруги выращивают и продают рассаду, цветы - хорошее подспорье для семейного бюджета. Да и у детей всегда в рационе витамины. Может, потому и не болел никто из них последние лет пять.
- У нас свои зеленый лук, овощи, фрукты, заготовки. В саду растут и яблони, и груши, и слива, и малина, - говорит многодетная мама. - Собираемся вырыть пруд, рыбу в нем развести...
Людмила не считает воспитание приемных ребят чем-то особенным и героическим. Но в наше непростое время это самый настоящий подвиг. С заботами о детях время пролетает незаметно. Старший приемный сын стал взрослым и переехал в Муром, где у него живет родная бабушка. Однако часто звонит и навещает своих приемных родителей.
Пропавший Новый год
Вот в такой семье прямо накануне Нового года, 28 декабря, всем пришлось пережить немало волнений из-за внезапного решения отдела опеки Муромского района.
- Дети ушли в пришкольный лагерь, ходить в который обязали всех, - рассказывает Людмила Яковлева. - Часа через два приехали сотрудники опеки и ошарашили. В категоричной форме сообщили, что дети будут изъяты из семьи буквально в течение трех дней. И что младший Дениска - второклассник - домой уже не придет...
И взрослые, и, конечно, дети страшно переживали. У меня нет слов - как! Тем более перед Новым годом - каково ребятишкам, взятым из детского дома, только-только ощутившим себя счастливыми, пожившими в полноценной и дружной семье пять лет, услышать о своих маме и папе гадости. И вновь оказаться в чужом доме. Каково было, глотая слезы, пережить разлуку со ставшими родными людьми?
Погашенная судимость - не причина для паники
Что же случилось?
Внезапно обнаружилась судимость родителей. В начале 2000-х Яковлевы получили по два года условно за кражу цветмета. Они ездили в лес и собирали там железяки. Но их обвинили в том, что они взяли металлолом с колхозной территории. Хотя самого колхоза уже давным-давно не было.
В качестве меры наказания для супругов выбрали не штраф, а осудили. Людмила считает: кому-то приглянулись две иномарки и грузовик, стоявшие у них во дворе. Но забрать их не получилось, транспорт принадлежал родителям...
Почему об этой истории никто не вспомнил в 2008-м, когда семья брала первого ребенка из детдома? Неясно.
Действия муромской опеки становятся еще более непонятными после изучения Семейного кодекса. Кому по закону нельзя доверить детей? Уполномоченный по правам ребенка по Владимирской области Геннадий Прохорычев комментирует:
- Нельзя лицам, имеющим судимость, но за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против семьи, несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности. А в данном случае мы видим непрофессионализм руководителя отдела опеки. Заявление об изъятии было составлено безграмотно. И система показала себя как формальная и сухая. Детей передавали, как котят, не заботясь о том, что они чувствовали.
Итак, все случившееся признано ошибкой. Погашенная судимость не является поводом для изъятия детей из приемной семьи. Других претензий к Яковлевым нет. По словам Прохорычева, семью можно назвать образцовой.
Однако больше месяца 8-летняя и 11-летняя девочки и 9-летний мальчик жили вне дома, ставшего для них родным. Сколько еще тянулась бы эта история, если бы детский уполномоченный не потребовал отменить постановление.
Соответствующую статью Семейного кодекса он разъяснил и службе опеки.
- Мы не в полной мере просмотрели все документы, которые находились в личном деле, - признала заведующая отделом опеки управления образования Муромского района Ирина Серова. - И, скажем так, перестраховались. Я говорю о тех обстоятельствах, которые сложились. Поэтому в принципе мы готовы отменить постановление администрации района и вернуть детей.
«Никому их не отдам!»
Через день после этого детей возвратили. Но не всех, а только двух сестер. Старшую Карину, которой через несколько месяцев исполнится 18 лет, увезла в Муром и до совершеннолетия забрала к себе в приемную семью психолог. Хотя сама Карина всегда хотела остаться у Яковлевых - и даже взять их фамилию. Младшего Дениса временно определили в другую приемную семью - в Ковардицы. А летом его собиралась забрать собственная мать, которая долгое время лечилась.
- Теперь мои девочки со мной, никому их не отдам. Сколько пришлось их успокаивать! Какие дети прошли испытания, одному богу известно! Если б опека не поторопилась, не разобравшись, с решением, мы бы все объяснили, а детям не пришлось бы страдать, - говорит Людмила и добавляет: - С удовольствием взяли бы на воспитание еще нескольких сирот. Я очень детей люблю! Если б могла, своих бы кучу нарожала. У нас в родне всегда было много ребят. Да и муж помогает во всем и поддерживает. Дом большой, и есть возможность растить детей в достатке.