Однако пару месяцев назад у владимирской культурной общественности от удивления буквально «челюсть отвисла», когда одна из общественниц (ее имя мы не назовем, чтобы не помогать ей пиариться, если цель именно в этом) пожаловалась на «Политехник» в областную администрацию. Дескать, киноклуб демонстрирует вредные фильмы. В «черный список» угодили работы признанных гениев Феллини и Анно, что стало предметом насмешек над автором обращения на интернет-форумах. В поддержку «Политехника» очень емко и однозначно выступили вице-губернатор Михаил Колков и заместитель директора департамента по культуре АВО Алиса Бирюкова. Но общественница не успокоилась...
Это интервью мы записали в маленькой квартире Веры Цветаевой, сплошь уставленной шкафами с книгами, видеокассетами и дисками. И первое, о чем спросили: до попавших в публичное пространство жалоб звонила ли та самая озабоченная безнравственностью кино активистка ей, чтобы высказать свои сомнения в репертуарной политике «Политехника»?
- Нет, никаких звонков, никаких писем и обращений ко мне не было, хотя киноклуб открыт для всех, - говорит Вера Цветаева. - Я была огорчена и удивлена, почему человек не обратился ко мне, не задал свои вопросы, не озвучил свои аргументы, почему тот или иной фильм, с ее точки зрения, не подходит для показа. Мы действительно открыты для обсуждений, в том числе в части репертуарной политики.
- Вера Борисовна, как вообще выбираются фильмы для «Политехника»?
- Мы ориентируемся на кинофестивали и учитываем уже сформировавшуюся за все эти годы зрительскую культуру во Владимире. Я не пропустила ни одного международного кинофестиваля в Москве - начиная с девятого форума. Обычно мы едем туда и аккредитуемся вместе с несколькими членами киноклуба «Политехник». На каждом фестивале в течение 10 дней удается посмотреть порядка 50 фильмов. В итоге ориентируемся на мнение жюри, киноведов и, конечно, на собственные впечатления и интуицию. Если фильм стоит посмотреть, то стараемся найти возможность привезти его во Владимир.
- Формат киноклубов - насколько сейчас это распространенное явление?
- В СССР было 265 киноклубов ‑ во всех регионах страны. А сейчас на Московский международный кинофестиваль приезжают представители только из 12 регионов. Так что делайте выводы. Интернет сделал кино очень доступным. И многие, очевидно, считают так ‑ зачем куда-то ехать или идти? Хотя разве можно сравнить просмотр фильма на компьютере и на большом экране? Это несопоставимо. Большой экран ‑ это всегда другое кино! К тому же далеко не все заслуживающие внимания фильмы можно найти в онлайн-кинотеатрах. В 1990-е кино по Интернету еще не смотрели, но были другие сложности. В областном прокате начиная с 1991 года ничего не покупали. Мы как киноклуб выживали за счет культурных центров посольств. Они предоставляли копии картин. И мы сами ездили за этими копиями, на себе везли их во Владимир. А техника тогда была другая, не такая компактная, как сейчас, так что это физически было тяжело.
- Почему вам так важно, чтобы хорошее кино увидели другие люди?
- А как иначе? Если ты что-то любишь, что-то очень хорошее, то поделиться этим ‑ совершенно нормальное человеческое желание. Мне нравится реакция людей, когда они смотрят фильм, тронувший меня, и я вижу, что их он тоже тронул. Конечно, за эти годы у меня бывали ситуации, когда все казалось безнадежным, когда хотелось опустить руки и все бросить, но потом студенты приходили и благодарили, говорили, что без «Политехника» они бы тот или иной замечательный фильм вряд ли посмотрели, и я в этот момент понимала, что не могу «уйти и все бросить». Это же моя жизнь.
- Показы «Политехника» проходят по вторникам в зале ВлГУ. Есть люди, которые, как в театр на премьеры, приходят на каждый показ?
- Да, у нас есть костяк, который ходит на все показы «Политехника» все 27 лет его существования. Люди, которые окончили университет много лет назад. Кстати, вы вот провели аналогию с театром, а одним из таких друзей нашего киноклуба является бабушка Владимира Кузнецова, известного режиссера из Владимирского академического театра драмы. Она не пропускает ни одного показа.
- По аудитории формат киноклуба и обычного прокатного кинотеатра несопоставимы. Кинотеатры в любом случае выиграют «битву» за массового зрителя.
- Конечно, выиграют. Но у киноклубов и прокатных кинотеатров принципиально разные цели. Киноклубы не зарабатывают деньги, это сообщества энтузиастов. Кроме того, Александр Николаевич Сокуров верно сказал: около 90 процентов кинотеатров сейчас ‑ это рынок визуальных услуг. Но разве люди не имеют права на выбор между визуальными эффектами и кино как искусством? Десять процентов выбирают кино как искусство, а это уже серьезно. И потом, не забывайте, что, увидев хорошее кино, человек пойдет и расскажет о нем другим, кто тоже захочет его увидеть. Но без киноклуба, возможно, он никогда и не узнал бы о достойных внимания картинах.
- Кто-то наверняка скажет: не узнал ‑ ну и ладно…
- Не ладно. Есть фильмы, которые пропустить ни в коем случае нельзя. Есть те, что пропустить можно. А есть такие, которые вообще смотреть никому не надо. Я стараюсь на наши показы предлагать фильмы из первой категории. Нельзя пропустить фильмы Дарденна, Коэнов, Феллини, Ханнеке, частично Триера, Гаса Ван Сента и других. Конечно, работы хороших российских режиссеров. Того же Сокурова, Тарковского, Абдрашитова… Хотя на самом деле кино ‑ интернациональное искусство, и не важно, в какой стране его сняли. И жанры не важны. Лишь бы это было настоящее кино, которому ты как зритель веришь. Тут ведь один главный критерий ‑ верю или не верю.
- Тогда расскажите, чем «Политехник» порадует нас в этом году? Будут ли, например, «Белый ягель» Тумаева, «Спасение» Вырыпаева, «Ангелы революции» Федорченко, «Про любовь» Меликян?
- А почему именно этот список?
- Мне кажется, это фильмы как раз из тех, что пропускать нельзя. Три из них сорвали призы на «Кинотавре», а один ‑ на ММКФ.
- Давайте я отвечу на ваш вопрос так: часть названных вами фильмов запланирована в показ в рамках «Политехника» на этот год. Ну а другая часть пока обсуждается. Я лично была бы рада, если бы все эти картины нам удалось показать. Большего пока сказать не могу. Следите за репертуаром киноклуба. Сайт «Политехника» http://cinema.on33.ru/.
- «Политехник» никогда не показывал фильмы Тарантино. Хотя многие и его считают великим режиссером.
- Я очень уважаю мнение всех, кто считает его великим режиссером. Но продвигать его работы в рамках «Политехника» никогда не стану. Потому что Тарантино - это все-таки совсем другое кино.
Досье «ВВ»
Вера Цветаева, доцент ВлГУ, председатель киноклуба «Политехник». Лауреат нескольких премий и грантов, автор более 50 публикаций в журналах и научных сборниках. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, член Центрального совета Федерации киноклубов России. Неоднократно входила в состав жюри престижных международных кинофестивалей.
За годы работы «Политехника» организовала свыше 500 киносеансов, более 70 творческих встреч с режиссерами, актерами, киноведами и историками кино. Эксперты бюллетеня российской кинематографии «Кинопроцесс», Московской гильдии актеров театра и кино, Гильдии кинорежиссеров России признают «Политехник» одним из десяти лучших киноклубов страны.