«Накормить всех немцев»
За 75 лет, прошедших с начала войны, о ней написаны миллионы томов. Но до сих пор нет окончательного ответа на вопрос, почему Гитлер в 1940 году принципиально решил напасть на СССР и напал 22 июня 1941 года.
Вряд ли мы когда-нибудь получим однозначный ответ. Очевидно, у Гитлера был целый комплекс взаимосвязанных причин для нападения на СССР. Мы же сконцентрируемся на экономических аспектах агрессии. Тем более что известное выражение: война есть не что иное, как продолжение политики иными средствами - принадлежит германскому военному теоретику Карлу фон Клаузевицу. А политика, как указывал Ленин, - это концентрированное выражение экономики.
Перенесемся на 80 лет назад и попытаемся увидеть, как жили немцы в 30-х годах ХХ века и чего они требовали от своих властей. Ситуация была, мягко говоря, безрадостной.
Немцы голодали...
Напомню - Гитлер пришел к власти в результате победы на выборах, то есть формально законно и демократично. Одной из причин его победы было обещание, которое звучало: «Накормить всех немцев!»
По сравнению с западными соседями немцы питались плохо и некачественно.
Хлеб почти без примесей...
1938 год ‑ последний мирный год в Европе. В марте 1938 года Германия осуществила аншлюс Австрии. Все ее ресурсы, промышленность, аграрный сектор, золотой запас и, между прочим, шесть полнокровных дивизий влились в состав Рейха. К слову, одна из этих «австрийских» дивизий, 45-я пехотная, штурмовала в 1941 году Брестскую крепость...
Но вернемся к экономике.
После аншлюса территория Германии увеличилась на 17 процентов, население ‑ на 10 процентов (на 6,7 миллиона человек). Нацисты тут же принялись «осваивать» доставшиеся им богатства. В сентябре того же года на съезде нацистской партии Геринг (он, помимо прочего, был генеральным уполномоченным по выполнению четырехлетнего плана развития Рейха) докладывает о первых «желудочных» результатах аншлюса: «Во-первых: с 1 октября этого года отменяется примешивание кукурузной муки при выпечке белого хлеба. И вы будете есть чисто белый хлеб, как прежде! Во-вторых: будет разрешена продажа свежего хлеба. В-третьих: высокий процент отрубей в ржаном хлебе понижается, и вы будете опять есть наш старый ржаной хлеб».
Наци к этому времени у власти почти шесть лет. Войны еще нет. Военные затраты минимальны. Но уровень жизни в предвоенном Рейхе не шел ни в какое сравнение с уровнем жизни ее западных соседей. Даже уровень жизни в Веймарской республике был выше. Геринг признавал: «Между 1927 и 1937 годами в рабочих семьях Германии увеличилось потребление ржаного хлеба на 20 процентов, а потребление мяса снизилось на 18 процентов, жиров ‑ на 37 процентов, белого хлеба ‑ на 44 процента. В 1938 году потребление мяса было ниже, чем в 1929 году».
В Германии карточки на отдельные виды продовольствия появились в 1936 году, а 20 сентября 1939 года в Германии была введена имперская карточная система, охватывавшая нормирование 62 видов продовольствия.
Не было валюты
Продовольственные проблемы Германии возникли из-за целого комплекса причин. Главными из них были плохие урожаи в течение нескольких лет и рост цен на продовольствие на мировом рынке при скудных запасах валюты.
Вот как описывал ситуацию наци № 2 (на тот момент) Рудольф Гесс (13 октября 1936 года, передовица в партийной газете «Фелькишер беобахтер»): «Мы готовы и в будущем, если понадобится, есть меньше жиров, очень мало свинины, по несколько яиц, потому что знаем, что эта маленькая жертва будет жертвой на алтарь свободы нашего народа. Мы знаем, что валюта, которую мы таким образом сэкономим, пойдет на вооружение».
После прихода Гитлера к власти в 1933 году Германия резко сократила импорт продовольствия. Вся валюта использовалась на закупки сырья для военной промышленности. Например, в кризисном 1932 году Германия купила 4,4 миллиона тонн продовольствия. А в 1934 году объем импорта сократился до 3,2 миллиона тонн, в 1935 году - до 2,9 миллиона тонн. С 1933 по 1939 год нацисты сократили импорт пшеницы и яиц на треть, сала ‑ в три раза. Почти прекратился импорт кормов, и в Германии резко сократилось поголовье скота, производство мяса, молока и масла.
И начался грабеж...
Захват Чехословакии и победы 1939-1940 годов кроме военной эйфории вызвали в Германии оживление продовольственного потребления. Захваченные страны Европы гитлеровцы сразу же начали грабить. Из-за этого ситуация с продуктами в Рейхе ненадолго улучшилась.
Дания только в первый год оккупации была вынуждена поставить Германии (наряду с другими продуктами) 83 тысячи тонн масла, 257 тысяч тонн мяса, 60 тысяч тонн яиц, 73 тысячи тонн рыбы. Результат - с 1 июля 1940 года к обычным нормам по карточкам немцам дополнительно стали выдавать по 110 грамм масла на человека в неделю. Увеличились нормы выдачи мяса, яиц и рыбы…
Тут надо пояснить - никого не должны вводить в заблуждение слова «поставки» или «закупки». Порой исследователи, не отрицая прямого разграбления, например, славянской Польши, показывают дело так, будто в «цивилизованной» Европе (Франция, Голландия, Дания и проч.) немцы не отбирали продовольствие, а по-честному его покупали у фермеров.
Формально это правда (хотя были случаи прямых реквизиций продовольствия, особенно в интересах вермахта). Но на самом деле, во-первых, закупочные цены были не рыночными, а фиксированными и заниженными. Во-вторых, рассчитывались немцы рейхсмарками, которые не были свободно конвертируемой валютой и не имели ценности нигде, кроме Рейха. Даже Советский Союз не продавал, а обменивал свои экспортные товары, в т.ч. и продовольствие, на немецкие технологии, станки, образцы оружия, оптику и т.д.
...70 миллионов немцев быстро проели награбленное продовольствие. Карточные нормы вновь сократили, цены выросли. Отоваривание карточек происходило с запозданием. Острой была нехватка мяса, овощей и фруктов.
Но куда же делись миллионы датских и голландских коров, свиней, кур и гусей? Выяснилось, что Германия была неспособна обеспечить их кормами. Датские и голландские животные жили на импортных кормах из Америки и из Маньчжоу-Го, но поставки прервались из-за введенного против Германии торгового эмбарго и отсутствия валюты. Большую часть этого поголовья пришлось отправить на убой. Мясо забитого скота съели до начала осени 1940 года, и перед Германией вновь замаячил призрак недоедания.
В дневниках рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса (начало 1941 года) читаем: «Трудности с обеспечением мясом. С мая мы вынуждены будем сократить рацион мясных продуктов и жиров на 100 грамм в неделю. Я дал прессе указание, как следует комментировать сокращение нашего мясного рациона. Нужно прежде всего указать на то, что мы перед мировой войной в мирное время употребляли значительно меньше мяса, чем теперь».
За едой на Восток!
Хлеба, правда, пока хватало. Но и о нем тревожатся нацисты. Геббельс пишет (1 мая 1941 года): «Если мы вступим в третий год войны, то лишимся последних хлебных резервов».
По оценкам историков, уже с сентября 1941 года все имеющиеся в Рейхе хлебные запасы должны были закончиться. Ведущий немецкий историк Рейха профессор Рольф-Дитер Мюллер писал: «Неожиданно быстрое исчезновение собственных запасов и возрастающие трудности на оккупированных территориях вынудили прибегнуть уже в 1941 году к строгим ограничениям. Немецкое население реагировало с непониманием и озлобленностью на сокращение продовольственных пайков, хотя военное положение после побед на Балканах представлялось блестящим. Но руководители Рейха видели в этом подтверждение прогноза, согласно которому ожидавшийся осенью 1941 года тяжелый кризис в сфере снабжения Рейха продуктами питания мог быть предотвращен лишь в результате прорыва к продовольственным источникам СССР».
Итак, гитлеровцы четко видят цель войны с СССР ‑ после разгрома Советского Союза - захват его западной части и тотальное ее разграбление. 2 мая 1941 года Гитлер на совещании, посвященном целям войны с СССР, сказал: «Войну (с Великобританией. - Прим. ред.) следует продолжать только в том случае, если на третьем году ее ведения весь Вермахт будет снабжаться продовольствием из России».
Цифры
По данным статс-секретаря Рейха по продовольствию Ганса-Иоахима Рике, в 1939 году по карточкам немцы могли получить: фунт
(450 г) мяса, 5 фунтов (2250 г) хлеба, 3/4 фунта (340 г) жиров, 3/4 фунта сахара и фунт (450 г) кофейного суррогата из ячменя. Также в неделю по карточкам полагалось масла 1/4 фунта (110 г), плюс 100 г маргарина, 62,5 г сыра и одно яйцо.