Прогноз
По прогнозам правительства, цена на бензин в связи с этим вырастет на 5-8 процентов, или на 2 рубля за литр бензина и на 1 рубль за литр солярки. Автомобилисты возмущаются, но и топливников повышение тоже не радует ‑ деньги-то пойдут не к ним, а в бюджет. А вот объемы продаж могут и сократиться. Зато цены вырастут однозначно. При этом не на величину повышения акциза и не в соответствии с прогнозами правительственных финансистов.
- С повышением цены соответственно возрастет и размер НДС, приплюсуйте еще и инфляционное повышение цен - это примерно по году процентов семь. Итого к концу года цены на автомобильное топливо вырастут процентов на 10-12, - прогнозирует президент Владимирской топливной ассоциации Рустам Вешняков.
И нефть тут ни при чем
Рассчитывать на то, что с падением цен на сырую нефть упадет цена на нефтепродукты или хотя бы повышение акцизов компенсируется удешевлением сырья - не стоит. Оглядываться на другие страны в этом вопросе - дело бесполезное. Во-первых, такое сравнение не всегда корректно. Например, в структуре себестоимости автомобильного топлива в США львиную долю - более 70 процентов - занимает как раз стоимость сырья, а налогов там - всего около 12 процентов. Логично, что удешевление сырья может отразиться на стоимости конечного продукта.
Структура себестоимости нефтепродуктов в России совершенно иная. Почти 60 процентов в ней составляют различные налоги - акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль, экспортные пошлины, соцналоги... Да-да, с нефтяников собирается огромная государственная рента.
Сократить часть бюджетных отчислений - дело немыслимое, тем более что повышение акцизов как раз и проводится в связи со сложностями пополнения казны.
Доля же сырья в российских бензинах - всего 6-9 процентов. Так что удешевление сырой нефти при такой структуре себестоимости на конечное ценообразование особо и не влияет.
И даже, наоборот, может парадоксальным образом привести к росту этой составляющей. Дело в том, что расходы на нефтедобычу сейчас резко возросли. По той причине, что там используется дорогостоящее высокотехнологическое импортное оборудование, которое с ростом курса доллара также стало значительно дороже. Импортозамещение - дело архиважное, но, к сожалению, не быстрое, к тому же требующее больших инвестиций, а толпы инвесторов со свободными средствами на горизонте не наблюдается. Поэтому рост доли нефтедобычи в себестоимости на фоне падения биржевой цены нефти - не очень радостное, но реальное явление.
Не стоит сбрасывать со счетов и климатический фактор, благодаря которому добыча нефти в России, а также работы по разведке и освоению новых месторождений дороже по сравнению с южными странами.
Ищем сверхприбыль
Доля затрат на переработку в России также выше, чем в той же Америке, где традиционно используются легкие сорта нефти. У нас же часть месторождений, например, в Татарстане, дают высокосернистую нефть, для переработки которой нужны сложные и высокозатратные производства. Причем и здесь вопросы ценообразования подкорректированы санкционными войнами.
- Еще со времен Советского Союза такие сорта нефти перерабатывались только на Кременчугском заводе на Украине. Сейчас у нашей страны и Украины не самые лучшие отношения. Конечно, отечественные предприятия стремятся замкнуть на себя переработку. В недавнем прошлом все нефтеперерабатывающие заводы России, инвестировав огромные средства, прошли модернизацию для производства автобензинов и дизельного топлива 5-го экологического класса. Новые производственные мощности в России строятся, но это опять же большие затраты, влияющие на себестоимость, - рассказал начальник отдела розничной и мелкооптовой реализации Владимирского филиала ООО «Татнефть-АЗС-Запад» Александр Жарненков.
Сложнее разобраться собственно с прибылью нефтяных компаний. Разные источники указывают эту долю по-разному. По некоторым оценкам, только в оптовом звене она может достигать 20 процентов, другие указывают на долю прибыли в себестоимости конечной продукции в 20-25 процентов, но уже размазанной по всей производственно-логистической цепочке - «от скважины до пистолета». Что в принципе ни в первом, ни во втором случае не смотрится как сверхдоходы, тем более учитывая необходимость больших вложений в импортозамещение и развитие производственных мощностей.
- Цена на нефтепродукты вот уже несколько лет растет только за счет инфляции либо из-за увеличения фискальной составляющей. В рознице как была наценка 10 процентов, плюс-минус два процента по рынку, так и держится. Притом что накладные расходы компаний растут постоянно: дорожает и техобслуживание, и строительство новых заправок. Нам уже задачу ставят не на увеличение прибыли, а на выход к безубыточности, - признается сотрудник владимирского филиала одной топливно-заправочной сети. - Никого не возмущает цена литра бутилированной воды, которую нужно только через фильтр пропустить и по бутылкам разлить, а производство автомобильного топлива - технологически сложный и многоэтапный процесс, а литр бензина стоит примерно столько же, сколько и вода.
Кстати, если возвращаться к теме, почему у нас бензин не дешевеет с падением цен на нефть, то стоит вспомнить, что нефть - продукт биржевой, торгующийся в долларах, и в долларах она подешевела. Только и рубль подешевел тоже. Если раньше литр бензина стоил
1 доллар по тогдашнему курсу, то сегодня - уже только половину от нынешних котировок. При стоимости доллара в 35 рублей и при цене нефти в 80 долларов за баррель рублевая цена бочки получалась около 2800 рублей. Если мы разделим эту старую цену на стоимость американской валюты по нынешнему курсу (75 рублей), то получим 37 с хвостиком долларов за баррель. Примерно так нефть сегодня и торгуется.
В общем, если скрупулезно все посчитать, то получается, что реальных путей снижения стоимости топлива всего два: либо создать свою биржу и полностью отвязать ценообразование на нефть от доллара (такие попытки предпринимаются, но даже если все срастется, быстро результата не получим), либо снизить фискальную составляющую, обрушив бюджет, на что государство не пойдет.
Чудес не бывает
Конечно, первыми острые впечатления от новых ценников на заправках испытают автолюбители. Уже сегодня многие легковушки больше стоят на приколе во дворах, чем ездят по городу - их владельцы предпочли пересесть на общественный транспорт. Вероятно, что после подорожания бензина и дизеля количество тех, кто станет пользоваться автомобилем только для поездок за город, возрастет. Впрочем, есть в этом и позитивный аспект ‑ может, пробок на дорогах станет меньше и экология улучшится.
А вот автоперевозчикам, казалось бы, ничего не угрожает. Удорожание топлива они отнесут на затраты и увеличат стоимость своих услуг, переложив рост цен на конечного потребителя, то есть на нас с вами. На самом деле все не так просто.
- Рынок автоперевозок и так сокращается на фоне общего экономического кризиса. По прошлому году объем грузоперевозок упал на 10 процентов, а пассажирских ‑ на 7-12 процентов. И повышение цен на автомобильное топливо поспособствует еще большему сокращению, - пессимистически настроен президент областной Ассоциации предприятий автомобильного транспорта Александр Шапошников. - Увеличение цен на конечную продукцию (в том числе и из-за роста логистической составляющей) в итоге приведет к сокращению потребительского спроса, а это в свою очередь обернется падением грузооборота и пассажирских перевозок. Мы и так зарплаты в отрасли давно не поднимали, а сейчас и подавно улучшений не ждем. Но, видимо, это вынужденная мера - государству просто больше негде взять денег.
Перевозчикам в последнее время достается. Дополнительные расходы они понесли с введением системы «Платон», теперь еще и топливо дорожает. Были разговоры о том, что повышенные акцизы и плата за пользование дорогами компенсируются отменой транспортного налога. Однако в его отмену мало кто верит.
- Транспортный налог идет в бюджеты региона, я не думаю, что регионы легко согласятся с потерей такого источника, - рассуждает Шапошников.
Неприятно озадачены ростом цен на топливо и аграрии. Этот сюрприз им преподнесли накануне посевной.
- Нам, конечно, не привыкать. Ежегодно дорожает все, в том числе и топливо. Причем даже без поднятия акцизов. И цена на молоко растет, правда, только в магазинах, - для нас закупочные цены не повышаются. То есть затраты растут, а прибыль - нет. Нужно снижать издержки, а мы их наращиваем. У нас до трети затрат в структуре себестоимости - это цена энергоресурсов, в том числе топлива. Как экономить? Меньше сеять? К тому же кроме прямых затрат есть и косвенные - перевозка кормов, например. При этом года четыре уже мы не получаем льгот на дизтопливо. Да и в целом объемы господдержки, в том числе и дотации на производство литра молока, снижаются. Если государство заинтересовано, чтобы аграрное производство не падало, то его нужно дотировать, - считает председатель Владимирского союза производителей молока Виктор Самодуров. - При этом необходимы прямые дотации производителям на литр топлива. Это проще и прозрачнее, чем вводить распределение ограниченных объемов по льготным ценам. Такое уже было когда-то. Год нормально работало, а потом эти объемы пошли через избранные компании, и получить их селянам стало очень непросто. Постоянно какие-то препятствия ставились.
Увеличение транспортных расходов однозначно приведет к росту цен. В худшей ситуации окажутся предприятия торговли с маленьким оборотом, но большим плечом доставки. Например, лавки в отдаленных деревнях. Но и сетевые магазины тоже поднимут цены.
- Может, кто-то и придержит на некоторое время рост цен из-за маркетинговых соображений, но ненадолго. Потом все равно цены придется поднимать. Чудес в экономике не бывает, - считает председатель совета директоров группы компаний «Росвкус» Сергей Деркач.
В сухом остатке
После приведенных фактов и анализа последствий для определенных сегментов экономики напрашивается вывод: повышение акцизов на бензин больно ударит по всем, ведь все мы - потребители товаров и услуг. Почему же правительство идет на этот шаг? Неужели то, что очевидно нам, не могут спрогнозировать государственные мужи? Думаю, могут и последствия просчитаны. Но при недостатке средств в казне тактика «из двух зол выбрать меньшее», пожалуй, единственно возможная. Что считать «большим злом»? Несоблюдение государственных гарантий (выплаты пенсий, зарплат, пособий и проч.) и последующий за этим рост социальной напряженности.