Косоворотки с запонками
Штаб-квартира модного бренда «Шапки мира» находится в усадьбе в селе Улово. Андрей Попов перебрался сюда из Москвы четыре года назад. Построил дом непривычной для наших мест архитектуры: с окнами-иллюминаторами и округлыми дверными проемами, соразмерными хозяину, «шкаф» - аналог капсульного отеля, в котором летом размещаются до 60 гостей, и просторную мастерскую на сваях, отапливающуюся буржуйкой.
Сейчас мастерская больше напоминает склад, потому что вся завалена пестрым товаром. Тут и домотканые коврики гигантских размеров ‑ метра три, наверное, в диаметре, и огромные сенные коробицы, наполненные доверху вязаными шапками, носками, варежками. На плечиках из березовых поленьев висят ситцевые и байковые рубахи. Тут же отрезы набивных тканей, мотки разноцветной пряжи. И надо всем этим буйством красок ‑ триптих, складывающийся в слово «МИР».
- У нас сейчас межсезонье, - объясняет причину творческого беспорядка хозяин. ‑ Все это на днях привезли из Москвы. Мы этой зимой торговали на Красной площади.
Андрей Попов ‑ личность колоритная. Сам себе и дизайнер, и модель. На нем - свободная белая рубаха с синими васильками. Поверх нее - болотного цвета жилет-телогрейка, на подкладке которой красной нитью вышиты какие-то фразы. Потом выяснилось, что это стихи собственного сочинения. Венчает образ то ли обрусевшего хиппи, то ли толстовца наших дней ручной вязки шапка модели «петушок» с надписью «труд».
- Все началось лет пять назад, когда я понял, что у меня нет ни одной российской вещи, - рассказывает Андрей.
До этого момента сын известного владимирского фотографа, корреспондента ИТАР-ТАСС Геннадия Попова обучался операторскому искусству во ВГИКе, занимался культурными проектами в столице, много путешествовал по миру, весь холодный сезон проводя в дальних краях.
- Голова тогда была наполнена впечатлениями из разных стран, - вспоминает Андрей о своем старт-апе в мире моды. - Дизайн мой. Это культура путешествий. Гардероб на меня и на моих друзей.
Вот почему «косоворотки мира» из ивановского ситца - с манжетами и даже запонками. Телогрейки ‑ тоже неклассического фасона. Стандартные фуфайки перешиваются во фраки с непременной аппликацией «МИР» на полах с внутренней стороны. Носки, в нашем понимании ‑ гольфы, согревают до колен. Но визитная карточка бренда все же ‑ «шапки из СССР». Помните, такие мохеровые, редкой вязки, стоившие целую стипендию? А «петушки» в полосочку? А шапки с помпонами? Все это снова актуально!
- Михаил Куснирович на Новый год заказал у нас 600 таких шапок на подарки, - рассказывает организатор надомной мануфактуры.
Он покупает шерсть на фабрике в Сергиевом Посаде и развозит мастерицам, формулируя в общих словах задачу. А дальше - творчество женщин, руки которых все еще помнят эти модели. Средний возраст работниц ‑ 50 лет.
- Это больше похоже на социальный проект, чем на бизнес, - объясняет Андрей, - потому что вкладываешь гораздо больше, чем зарабатываешь. Реализовать это сложнее, чем произвести.
За год мануфактура Попова производит три тысячи шапок и столько же косовороток. Продается из них пока около половины: на ярмарках, в интернет-магазинах, в сети «Кофемания». Все остальное идет на подарки и призы во время всевозможных фестивалей, которые организует хозяин бренда. Так, например, участники гонок на собачьих упряжках, проводившихся в Суздале 8 марта, разъехались по домам в «шапках мира».
- Сейчас у меня есть задолженность перед бабушками, - признается Андрей. - Они хотят получить деньги сразу же, потому что они привыкли так работать в прошлом году. Но цикл от производства до реализации занимает около трех месяцев. Вдобавок продукция сезонная. И нужно заранее закупать материалы…
Но даже несмотря на эти трудности и некоторый спад покупательской способности в связи с кризисом, Андрей уверен в успехе своего предприятия.
- Когда занимаешься этим постоянно, все выстраивается. Я думаю, на такой проект нужно лет пять, чтобы все встало на свои места. У нас открылись точки. Волна интереса идет. Каждую неделю ко мне приезжают федеральные журналисты. Звезды носят нашу одежду.
Ценовой диапазон достаточно широк, но рассчитан все же на столичную публику. Так, шапки и косоворотки стоят от 1,5 до 5 тысяч рублей. Телогрейки ‑ в среднем 15.
- Ценообразование ‑ интересная штука. Наши стеганые «фраки мира» лучше продаются за 15, чем за 5 тысяч. Такой вот парадокс, - заразительно смеется Андрей.
Работают у него около 20 мастериц. Одни шьют, другие вяжут, а иные могут и то и другое.
Шапочное знакомство
- Лидия Ивановна, я вам сейчас ткань привезу. Вы дома? ‑ договаривается по телефону о встрече с одной из женщин Андрей.
Он берет с собой рулон ситца, и мы отправляемся в Мордыш.
Дом у Лидии Ивановны плохонький, старый. На плите что-то булькает в большой кастрюле. Напротив телевизора ‑ огромный стол, рабочую поверхность которого делят швейная машинка и ящики с рассадой. Сама хозяйка ‑ в кресле со спицами.
- Живу - не жалуюсь. Все успеваю: и по дому, и за внучками смотреть, и рукодельничать. А мне без малого семьдесят, - улыбается Лидия Ивановна. ‑ Шитье и вязание ‑ это для меня отдых. Бывает, устану в огороде - сажусь за спицы. Они у меня всегда наготове.
Рукодельничает Лидия Ивановна с пятого класса. Мама научила шить, соседка ‑ вязать. С тех пор Лидия Ивановна одевает всю свою большую семью. Внучкам шьет платья принцесс, дочерям вяжет туники и даже пальто, зятю ‑ свитера и жилеты. Все это она с гордостью нам демонстрирует и, как клубок ниток, разматывает воспоминания: про детство на Усть-Илимской ГЭС, про возвращение на историческую родину из-за болезни дочери, про тяжелый труд на ферме, про трагическую гибель сына, которого убили в расцвете лет в новогоднюю ночь, про внуков ‑ главную на сегодняшний день радость и смысл жизни.
Рассказывает все это Лидия Ивановна, а спицы пляшут в ее руках, замирая лишь на секунду, когда хозяйка утирает слезу.
- Тетя Лида, давай сделаем косоворотки с налокотниками. Всю линейку размерную: детские, S, M, L, - Андрей отдает ситцевый отрез Лидии Ивановне.
- И как скоро справитесь? - интересуемся.
- Рулон ткани за день перекрою. Потом буду шить партиями по десять штук. За полтора дня могу десяток. Две шапки за день свободно свяжу. Но если заказ большой, надо за пару дней сделать, бывает, и ночами приходится сидеть.
- И стоит оно того? Работа хорошо оплачивается?
- В этом году плоховато. Сегодня вот в долг в магазине продукты брала. А в прошлом году, бывало, по 12-18 тысяч в месяц добавка к пенсии выходила.
- Не горюй, тетя Лида! К 8 Марта расплачусь с тобой полностью за шапки, и начнем сезон весна-лето, - обещает Андрей Попов.
Лидия Ивановна согласна получать зарплату по мере реализации продукции, потому что эта женщина-труженица, вырастившая троих детей, - в душе романтик. Ей нравится держать в руках нить, которая связывает ее, хозяйку старенького домика в Мордыше, с целым миром.
- В Суздале однажды видела в паспортном столе молодого человека в моей шапке. Я свое изделие всегда узнаю! И так мне было приятно! А то включила телевизор, показывают, как на площади какой-то сажают деревья люди, одетые в мои косоворотки. У меня до сих пор мурашки по коже!
Жизнь на нитке
Далее наш путь лежит в поселок Садовый к Екатерине Рябовой. Она страдает рассеянным склерозом. В свои тридцать с небольшим перенесла четыре инсульта. На инвалидности - пожизненно.
- Было время встать с постели не могла. Жить не хотелось, - с содроганием вспоминает Екатерина.
В юности она успешно занималась легкой атлетикой. Получив профессию швеи, пошла работать не по специальности, а кондуктором, потому что любила людей, и даже общение с пассажирами автобуса доставляло ей радость. Поэтому можете себе представить глубину душевной раны молодой женщины, оказавшейся отрезанной болезнью от мира.
- А потом соседка привела ко мне Андрея. Он сказал: «Кать, это нужно людям!» - и дал мне шесть шапок связать. Я попробовала и увидела, что правда, люди их носят! Значит, мне еще жить надо. А могла ведь угаснуть.
Сейчас «шапки мира» ‑ это подспорье семейному бюджету, плюс реабилитация, благодаря которой Екатерина разработала висевшую как плеть руку. А еще это дело, которое сплачивает семью. У Рябовых крючком и спицами владеют все: и десятилетняя дочка Саша ‑ смышленая активная девочка. Она делает помпоны. И глава семьи - он помпоны пришивает, потому что руки Екатерины слабы для этой работы. Если заказ срочный, вяжут все втроем.
Екатерина передвигается с трудом, поэтому для нее надомная мануфактура ‑ спасение. Андрей приезжает за готовыми вещами, привозит на дом зарплату и пряжу.
- Сегодня он мне позвонил, сказал, что демисезонные шапки теперь вязать будем. У меня появилась новая цель. Вот жду материала. Интересно, какие цвета будут, узоры, - улыбается Екатерина Рябова, жизнь которой держится на нити «шапок мира».
КСТАТИ
Мир Андрея Попова
Некоторых чиновников раздражает слово «мир» в названиях многочисленных культурных проектов Андрея Попова. Ему даже предлагали отказаться от использования этого понятия ‑ мол, космополитизм нынче не в моде.
- Но ведь мир ‑ это самое главное, что у нас есть, - говорит культуртрегер. - И все, что я делаю, - ради мира.
А делает Андрей Попов вот что.
«Человек мира» - лаборатория народной культуры, которая базируется в Улово, а результаты творческого процесса демонстрирует в Суздале. Участники этого проекта за неделю расписали все остановки в Суздальском районе, устроили фотовыставки на суздальских заборах и разбили сад скульптур в пойме Каменки. В этом году Суздаль ждут семь недель народной культуры: фольклорная, театральная, ремесленная и т.д. Будет неделя под названием «Терра оркестра» ‑ создание керамического оркестра и музицирование.
«Лавка мира» - творческое действо художников и рядовых горожан, во время которого расписываются выстроенные друг за другом деревянные скамьи. Подобные вернисажи в городской среде проводились в Москве, Сочи, Волгограде, Санкт-Петербурге, Суздале и Владимире.
«Путешествие мира» - проект передвижников нашего времени. Колонна уазиков-«буханок» движется по маршруту (в прошлом году это был путь от Белого до Черного моря, в этом ‑ Москва ‑ Владивосток). У каждой машины ‑ своя специализация. В одной едет киноустановка и показывает авторское кино. Другую ведут, сменяя друг друга, фольклорные коллективы, которые дают концерты по городам и весям. Третья ‑ художественная мастерская на колесах. Такая вот культурная эстафета. В этом году она стартует в мае.
«Класс мира» - это возможность для детей с ограниченными возможностями попробовать себя в театре, кино, музыке и скульптуре. Проект поддерживают Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Егор Бероев.
«Упряжка мира» - масштабные соревнования по ездовому спорту, проводившиеся в Суздале 8 марта 2016 года. В гонках на собаках приняли участие взрослые, дети, а также «особые» спортсмены. Почетным гостем турнира стал паралимпиец Алексей Чувашев.