Большого интереса у местных жителей слушания не вызвали. Если не считать спикеров, представителей власти и журналистов, собралось не более 20 человек. Но и они больше беспокоились, не отрежет ли ВСМ их деревни от основных автодорог. Все опасения и замечания были внесены в протокол.
В оценке уровня экологических рисков представители проектировщика, властей и населения единодушны. Они невелики. Понятно, что любое строительство для окружающей среды не проходит бесследно, однако компания «Скоростные магистрали» в прошлом году провела масштабные исследования на местности, чтобы минимизировать негативное воздействие ВСМ.
Трасса в нашей области не задевает особо охраняемые природные территории. Прокладывать ее старались по нелесным землям, хотя 25,7 тыс. га леса все же придется вырубить. Это плюс сооружение насыпи может изменить водный режим территории вплоть до заболачивания или иссушения отдельных участков. Не исключена активизация карстовых процессов на востоке области. Эти моменты проектировщики обещают регулировать путем устройства дренажных систем и контроля за уровнем грунтовых вод.
Животный мир может пострадать в период строительства и эксплуатации ВСМ из-за увеличения антропогенного воздействия, сокращения кормовых угодий и беспокойства. Разработчики проекта в компенсацию обещают установить кормушки и солонцы, построить звериные переходы через дорогу.
Водоемы обещают защитить от загрязнения, устроив ливневые стоки и очистные сооружения, особенно на мостах. Один из них появится в 2 километрах от Нерлинского водозабора.
Наиболее существенное влияние ВСМ на окружающую среду ‑ шумовое, тем более что дорога пройдет близ жилой застройки: в окрестностях Владимира ‑ в 560 метрах от деревни Мосино, в 350 метрах - от Суходола, в 200 метрах от Ославского и Нового. Станцию «Владимир» построят в 600 метрах от села Суворотское. Оградить население от шума планируют с помощью шумозащитных экранов новой для России Г-образной формы, которые уже применяются на ВСМ в Китае и Франции. На этапе строительства обещают использовать передвижные звукоотражающие конструкции.
В ходе обследования предполагаемой полосы отвода были выявлены археологические памятники. На них в ближайшем сезоне пройдут спасательные раскопки, и уже в ноябре 2016 года заказчик планирует получить заключение госэкспертизы и разрешение на строительство, а в 2017-м начать работы.
- Магистраль будет строиться на широком фронте на всех участках одновременно, возможно, опережающими темпами на отрезке «Москва - Нижний Новгород», - сообщил начальник технического управления ОАО «Скоростные магистрали» Геннадий Балабанов. Поезда по ВСМ планируют пустить в 2020-м.
Соседство магистрали с храмом Покрова на Нерли рассматривают в Минкульте. ВСМ уже сместили на 400 метров к северу от первоначального варианта, но дорога все равно попадает в охранную зону памятника ЮНЕСКО.
- Скорее всего, будет изменен режим охранной зоны памятника. Она у храма Покрова очень большая, и в нее уже попадает одна железная дорога. Я не вижу в этом ничего страшного, - заявила главный архитектор области Валентина Землянская. По ее словам, магистраль будет скрыта специально посаженными на этом участке деревьями. Вид на памятник ВСМ не нарушит, обещают и представители компании-заказчика.
- Воздействия для Владимира на окружающую среду практически нет. А плата за негативное воздействие, которая будет поступать в период строительства и эксплуатации магистрали в бюджеты города и области, может быть инвестирована в озеленение, - говорит главный эколог города Сергей Сухопаров.
Эксперты оценивают проект строительства ВСМ как целесообразный по социально-экономическим параметрам и допустимый по экологическим.