Напомним - буквально накануне референдума (о нем, конечно, тогда почти никто еще не знал) из Владимира в Крым отправился караван машин. В нем выделялись две фуры с продуктами и другой гуманитарной помощью для крымчан. Ехали также артисты ансамбля «Русь» и мы ‑ корреспонденты «ВВ».
Сегодня инициатива Светланы Орловой направить в Крым гуманитарный конвой и самой в качестве губернатора одного из российских регионов поехать с делегацией с официальным визитом в Крым кажется смелой и провидческой. Подчеркнем еще раз - это решение Орлова принимала еще до референдума, и все мы формально ехали тогда еще в государство Украина. В Крыму и вокруг него было напряженно. Это уже потом, после воссоединения, помощь в Крым пошла потоком из всех регионов России. Но в марте 2014-го наша область была фактически первой.
Через два дня пути наш гуманитарный автопоезд прибыл в центр Севастополя. Накануне ночью, когда мы преодолевали Керченскую переправу, и на таманской стороне, и на крымской мы видели т.н. «вежливых людей» и много военной техники. Сегодня мы все знаем, кто были эти люди и что они там делали. Так что в военном плане ситуация была под контролем, но ожидание возможной атаки со стороны украинских радикалов все равно в Крыму ощущалось. Тем более что все правительственные здания в Симферополе и на въезде в Севастополь патрулировались вооруженными людьми.
В центре Севастополя конвой уже встречали Светлана Орлова и другие члены нашей делегации, представители властей Севастополя. Надо было видеть радостное удивление севастопольцев! Они воспринимали наши фуры не как машины с продуктами, а как дружескую руку России. В городе-герое царило революционное оживление. Шла агитация, люди гуляли по улицам с флагами России и Советского Союза.
Много интересных встреч у нас было тогда. Владимирская делегация встретилась с руководством Севастополя и Черноморского флота, с флотской общественностью. Моряки встречали нас с удивительным теплом.
В Симферополе часть гуманитарной помощи досталась республиканской больнице. Медики тоже были воодушевлены - и, естественно, не столько гуманитаркой, сколько ощущением того, что Россия не бросила их в непростое время. Артисты «Руси» прямо во дворе больницы устроили задорный концерт «вживую». Им вовсю подпевали и крымчане.
Светлана Орлова и Михаил Колков в Симферополе встретились с Сергеем Аксеновым и другими руководителями Крыма. Тогда же были подписаны первые прямые соглашения между нашими регионами.
В сам день референдума, 16 марта, мы, журналисты, были в Севастополе. Светлана Орлова и другие официальные представители Владимирской области политкорректно уехали домой накануне.
В Севастополе все: от мала до велика - искренне почитают героев двух героических оборон ‑ времен Крымской и Великой Отечественной войн. События 2014 года воспринимались как «третья оборона Севастополя». Главным лозунгом дня были последние слова умиравшего от ран на Малаховом кургане адмирала Владимира Алексеевича Корнилова во время первой обороны: «Отстаивайте же Севастополь!..» Мы были на участках для голосования, где участники референдума в один голос говорили нам, что не мыслят себя в составе Украины, что всегда считали себя россиянами.
То же они отвечали и журналистам западных СМИ, въедливо расспрашивавшим людей, тщетно искавшим признаки силового принуждения их «голосовать за Россию». Но ни принуждения, ни неуверенности не было. Только с Россией!
Предварительные итоги референдума уже к вечеру того же дня показали свыше 90 процентов за Россию. А вечером массы народа собрались на площади Нахимова на праздничный концерт. Наряду с нашими «звездами» выступал легендарный итальянец Рикардо Фольи. Он же потом заявил, что референдум был священным правом населения Крыма на самоопределение.
Весь этот праздник воссоединения Крыма и России проходил с активным участием владимирцев.