Судьбу контента (не) решают зрители
Сейчас трудно найти человека, у которого их нет. Но и сейчас всему вышеперечисленному далеко до тотальной распространенности «гаджета», которым мы пользуемся еще со времен СССР - телевизора.
Но теперь наши «ящики» на ящики не похожи вовсе: они легкие и плоские, с яркой цветоотдачей и высоким разрешением. Это «вечная ценность» информационного общества, абсолютный лидер среди развлекательной техники, который «прописан» в каждом доме. Они - наше окно в мир.
Да, телевидение принято критиковать за обилие ненужных и откровенно мусорных каналов, набитых в пакеты «для ассортимента», за вал назойливой рекламы, за необъяснимую сетку вещания, когда лучшие фильмы и передачи ставят в самое неудобное для работающего человека время. И вмешаться в эту реальность - «смотри что дают» - зритель не может.
Или все-таки может?
Об интерактивном ТВ я впервые услышала лет пятнадцать назад. Героиня популярного американского сериала, успешный, а значит ‑ занятой адвокат, заказала установку такого ТВ в своей манхэттенской квартире. Она, видите ли, не успевала к любимой программе из-за работы! Буржуинка!
Но я - обзавидовалась. Называлось это изобретение там «Тиво». Благодаря ему (что бы это слово ни значило) героиня бронировала начало любимой передачи на личный «прайм-тайм» и смотрела ее, уминая ужин.
Помимо интерактивной программы передач можно было воспользоваться базой караоке (здорово для тех, кто любит петь, но делать это публично стесняется), функцией родительского контроля, архивом программ и даже управлением просмотром: можно, если хочется, перемотать рекламу, вернуться в начало или поставить передачу на паузу, когда надо прерваться… Героиня сериала так и делала. Интерактивное ТВ способно настроиться на напоминание о начале программы или на включение субтитров на любом из десятков иностранных языков (полезно для тех, кто их учит, удобно гостям из-за рубежа). Есть даже возможность заказать просмотр картины, еще не вышедшей на DVD.
- Эта последняя функция, - говорит Павел Шатохин, директор филиала «Ростелеком» во Владимирской и Ивановской областях, пользователь интерактивного ТВ, - особенно актуальна сейчас, когда так активно подрезаются торренты...
Но только этим ИТВ не должно ограничиваться. Ведь оно, по сути, должно предоставлять возможности для разнообразного диалога зрителя с экраном. Как по запросу услуг, так и по вмешательству в контент. Людям это нравится. Например, в Бразилии, где популярны мыльные оперы, только первые 20 серий сериалов снимаются по готовым сценариям. А дальше уже сами зрители решают, кому из героев умереть, кому - расширить роль, кого сократить до минимума.
Сериалы, конечно, ерунда. Но оценим глубже возможности, какие даются при таком подходе - при подлинном внимании производителей контента к мнению их реальной аудитории.
От сериалов до гражданской активности
Даже я знаю, что каждый Set-top Box (ресивер цифрового ТВ) имеет свой номер, идентифицирующий абонента и передающий информацию оператору о начале и завершении просмотра того или иного телеканала. Для производителя и оператора это хорошо - они могут обоснованно варьировать цены на рекламу в зависимости от числа активных зрителей конкретных программ. Пультом люди голосуют наиболее объективно - так, что никаким аналитическим центрам не снилось. И рекламодателям польза: они могут размещать адресную рекламу для своей целевой аудитории, не размазывая бюджеты по каналам.
И, если зритель сможет, голосуя пультом, реально влиять на политику каналов и сам это почувствует, он, возможно, начнет постепенно отучаться от пассивного созерцания. А там недалеко и до понимания последствий всех своих решений и ответственности за них, будь то заказ отложенного просмотра любимой телепрограммы, аккуратность в уплате налогов или участие в выборах. При засилии гражданского инфантилизма (он живуч у нас еще со времен СССР) такое пошаговое, через развлекательные сервисы, обучение ответственности может принести больше пользы, чем все заумные призывы к гражданской активности, вместе взятые.
Право на возможность и 15 первых процентов
Один из экономических экспертов «ВВ» объяснил однажды, почему не одобряет введение антисанкций, хотя, будучи вегетарианцем, не ест ни хамона, ни импортного сыра, ни прочих деликатесов:
- Это не полезные для здоровья продукты. Они мне, скорее всего, никогда не понадобятся. Но мне все равно было важно знать, что у меня есть возможность их купить.
То же с ИТВ. У него есть свои минусы. Прежде всего, это затраты на покупку либо современного телевизора с определенными характеристиками, либо на приобретение дополнительного оборудования ‑ упомянутого ресивера. Лишние траты в кризис ‑ проблема для любой семьи. К тому же если все домочадцы допоздна работают и (или) учатся, то у них не будет ни времени, ни сил смотреть телек даже по установленному таймером времени. Так что интерактивное ТВ для многих владимирских семей может пока и не быть совсем уж актуальным. Но все же приятно знать, что есть возможность его подключить. В этом вся прелесть прогресса ‑ в постоянном расширении возможностей.
Операторы, связывающие телеканалы и зрителей, в этой взаимозависимой цепочке ‑ ключевое звено. Они свою часть возможностей зрителям уже дают: все вышеперечисленные опции (паузы, субтитры, перемотка, видео по запросу и т.д.) - это заслуга проводников. Без операторов, вовремя строящих высококачественные сети передачи данных и обеспечивающих высокоскоростной Интернет, никакого интерактива на конкретной территории быть не может. Владимирская область в этом смысле территория развитая. Местный филиал «Ростелекома» только за три последних года проложил в регионе 5 тысяч километров новых волоконно-оптических линий связи. Так что нас пресловутый «Тиво» сейчас уже не удивил бы. ИТВ в регионе есть. Причем его можно переносить со стационарного адреса абонента в любое место, где есть Интернет. Хоть на дачу, хоть в гости к другу. Сериальной американской адвокатессе такое и не снилось. Не случайно во Владимире только за прошлый год абонентская база цифрового телевидения выросла вдвое ‑ об этом нам сказал Павел Шатохин, директор филиала «Ростелекома» во Владимирской и Ивановской областях. При этом 15 процентов абонентов сейчас выбирают именно интерактивное телевидение.
Процесс пошел?
Кстати
Считается, что прообраз интерактивного ТВ появился в 1959 году, когда зритель впервые дозвонился в студию прямого эфира на канале NBC.