- Светлана Евгеньевна, если бы вы составляли рейтинг музейных побед последних лет, что бы вы выделили?
- Я выбрала бы поворотные, драматические вещи. Как спасение церкви Бориса и Глеба в Кидекше, реставрационные работы на которой с успехом завершились в 2015 году. Этот памятник XII века, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, ‑ та почка, из которой выросла вся роскошная владимиро-суздальская архитектурная школа. До нас этот памятник дошел в аварийном состоянии. Изначально мы поставили перед собой задачу создать внутри храма температурно-влажностный режим, который бы обеспечивал сохранность белого камня. Для этого была сделана подземная вентиляционная камера, вскрыты полутораметровые полы ‑ надо было пройти каналами под землей. И вдруг воздуховод уперся в омфалий! А потом были найдены первоначальный белокаменный престол и новые фрагменты фресок XII века. После сенсационных открытий археологов пришлось срочно корректировать проект реставрационных работ. В итоге археологические раскопы оставлены для показа, и теперь посетители церкви попадают в уникальный предметный мир времен Юрия Долгорукого.
- Однако наградами в номинации «Реставрация года» в течение двух лет подряд отмечались другие объекты ВСМЗ.
- Действительно, ВСМЗ уже дважды получил премию одного из самых авторитетных изданий в области искусства газеты «The Art Newspaper Russia» в номинации «Реставрация года»: в 2015 году за реставрацию фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе, в 2016-м ‑ за спасение иконы «Богоматерь Боголюбская» XII века. Но мы еще гордимся тем фактом, что решилась наконец проблема Успенского собора. Ведь тридцать лет не могли подступиться к реставрации живописи XII века и фресок Андрея Рублева, потому что памятник находится в очень тяжелой эксплуатации. И вот в течение последних пяти лет удалось нормализовать микроклимат в храме благодаря оборудованию, приобретенному на спонсорские средства. А после установления режима стало возможным начать реставрацию живописи. Деньги шли через РПЦ по программе «Культура России», был заключен контракт с фирмой «Вифания». Однако долгожданное событие было омрачено непрофессиональным подходом подрядчиков к работе, требующей ювелирности. Но благодаря вмешательству губернатора Светланы Орловой фирма взяла на работу местных реставраторов, а руководителем проекта был назначен Александр Скворцов. Отреставрирована живопись на фасадах «Андреевского» собора, сейчас ставятся леса у «Страшного суда». Это большая победа музея-заповедника за последние три года, которой очень гордимся. И очень переживаем, потому что это сложные, рискованные работы.
- Что бы вы назвали главным приобретением музея?
- Архив писателя Ивана Шмелева, который мы привезли из Франции. Это просто божий промысел и стечение обстоятельств. Профессор математики Нина Азарова купила дом в пригороде Парижа у дальнего родственника мужа, который был внучатым племянником Ивана Сергеевича Шмелева. А в подвале дома обнаружились все прижизненные издания Шмелева за границей с автографами автора, Евангелие патриарха Тихона, очки, трость и родовая икона писателя. Собравшись в два дня, мы с сотрудниками полетели в Париж и привезли 115 бесценных предметов. Это большая гордость и радость.
- Какие выставочные проекты музея пользовались наибольшим успехом?
- Самой драматичной была история с выставкой «Драгоценный убор иконы», которую мы возили в болгарский Плевен в 2014 году. Давайте вспомним, что это было за время: решались вопросы «Южного потока», шло тяжелейшее идеологическое и экономическое противостояние, начались санкции. А мы везли 300 экспонатов древнерусского искусства. Когда опломбированная машина с музейным грузом уже была в пути, нам вдруг выдвинули дополнительную сумасшедшую плату за право проезда по территории Польши. Срочным порядком было принято решение везти выставку самолетом. Экспонаты летели разными рейсами, и каждый рейс нужно было сопровождать. Но результат стоил всех наших усилий и нервов! За два месяца десять с половиной тысяч посетителей побывали на выставке. Ехали со всей Болгарии в этот горный район, с маленькими больными детьми. Болгары воспринимали выставку как возможность приложиться к русским святыням. Там были иконы «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Владимирская», икона, которую держал Глинка, когда умирал в Берлине. Это был тот случай, когда культура и славянская духовность побеждают обстоятельства.
А среди проектов для владимирцев я бы выделила выставку «Незабытые герои забытой войны» к столетию Первой мировой. Мы обратились к людям за помощью и в течение года собирали личные архивные документы. Нам принесли 150 семейных архивов ‑ это была поистине народная волна. Страна вспомнила, что в ее истории была Первая мировая и были герои, трагедии и страшные поражения. А потом мы издали альбом с фотографиями наших дедушек и прадедушек ‑ на средства областного гранта. Это невероятно значимая история среди выставочных проектов музея-заповедника.
- Фундамент каких будущих побед закладывает музей-заповедник сейчас?
- Мы живем Муромцевом. То, что сделано технико-экономическое обоснование приспособления усадьбы в музейных целях, - это великое дело. То, что мы будем реализовывать этот интереснейший проект, что пришло время собирать камни, - для меня совершенно понятно. Конечно, усадьбу надо было брать раньше. Упущенные тридцать лет безвозвратны. Но мы решились прийти на эти руины. Сделали первый шаг и пойдем дальше. За то, что Светлана Юрьевна Орлова помогла с «Внешэкономбанком», низкий ей поклон. Эти деньги позволили нам сделать противоаварийные работы: срезаны деревья с основного дома, убраны поваленные сухие, сделан проект по парку, очищен конный двор (50 «КАМАЗов» грязи вывезено оттуда), закрыт доступ посторонних на территорию. В ближайшую неделю будем принимать подсветку конного и скотного двора. Открыт лодочный павильон, экскурсионный процесс идет с июля. И хотя экспозиция работает только по субботам и воскресеньям, в ней побывало уже более 2 тысяч посетителей. Это уже большое дело.
Кроме того, у нас готовы концепции новых музейных экспозиций для пешеходной зоны на Георгиевской. Там можно открыть «Владимирский литературный музей» и «Квартиру времени», посвященную истории нашей области в ХХ веке.
- Культурно-просветительская деятельность музея многогранна. Но можете ли вы определить основной вектор его развития?
- Я вижу функцию музея-заповедника, прежде всего, в сохранении материального наследия, оставшегося нам. На базе этого наследия вырастает идейная платформа: гордость за страну, гордость за историю. Без этого просто нельзя существовать. Если ты не знаешь, кто были твои предки, за что они получили ордена и почему бабушка на фото в косынке сестры милосердия, то многие вещи теряют смысл, не на чем воспитывать внуков и детей.
Мы, музейщики, ‑ счастливые люди. Наша работа не позволяет нам вдруг затщеславиться и закостенеть в «собственном величии». Музей открывает правду о вечных ценностях. А к вечным ценностям шумиха, слава, золото ‑ как пыль! ‑ не пристают. «Вчера он властитель, а сегодня простолюдин, - писал св. Иоанн Златоуст, - так как настоящая жизнь нисколько не отличается от сцены. Как здесь один исполняет роль царя, другой ‑ полководца, иной ‑ воина, а по наступлении вечера ‑ и царь не царь, и властитель не властитель, и полководец не полководец, так и в тот день, не по лицу, а по делам каждый получит достойное воздаяние».
Только время покажет, правильной ли дорогой мы шли.
Но сегодня мы стараемся жить ‑ созидая с распахнутым сердцем…
Досье «ВВ»
Светлана Евгеньевна Мельникова ‑ музейный и общественный деятель, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника (с 2010), заслуженный работник культуры РФ (2004), член Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ).
Конкретно
Музей в цифрах и фактах
В 2011-2015 годах ВСМЗ посетили 6 661 858 человек.
ВСМЗ входит в десятку самых посещаемых музеев России.
Музейный фонд насчитывает 439 768 единиц хранения. За 2011-2015 годы в фонды ВСМЗ поступило 5 337 предметов.
На реставрационные работы на объектах музея-заповедника за последние 5 лет выделено более 60 млн рублей.
Списочная численность сотрудников в течение пяти лет остается неизменной ‑ 479 человек.
ВСМЗ насчитывает 64 экспозиции во Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном, 11 выставочных залов, 64 памятника архитектуры, 8 из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Количество выставочных проектов выросло с 32 в 2011 году до 82 в 2015-м.