В среднем на учете в центрах занятости Владимирской области сейчас числятся 10-10,8 тысячи граждан. При этом на них приходится более 11,7 тысячи вакансий. Об этом сказала Мария Мальцева, заместитель директора департамента по труду и занятости АВО. Так что напряженности на региональном рынке труда нет.
На пособия владимирским безработным федеральный бюджет ежемесячно тратит от 30 до 40 млн рублей. Минимальный размер 850 рублей, максимальный ‑ 4,9 тысячи.
Уровень зарегистрированной безработицы в области составляет 1,4 процента (скрытая безработца ‑ 5,6 процента) и держится стабильно. Мальцева утверждает, что Владимирская область входит в пятерку регионов ЦФО, где, в отличие от Ярославской, Белгородской, Ивановской, Костромской и других областей, нет роста официальной безработцы. Если смотреть в разрезе по территориям, то самые беспроблемные в смысле занятости Собинский и Петушинский районы (там она не доходит и до полпроцента). Сложнее ситуация в Селивановском, Судогодском, Камешковском районах (2-3 процента).
Мальцева говорит, что задача центров занятости ‑ не ставить людей на учет, а помогать им находить работу. Это удается в 60 с лишним процентах случаев. Причем для трети соискателей места находятся в десятидневный срок после обращения. В том числе удается устраивать инвалидов (если они сами этого хотят, а не обратились лишь ради оформления жилищных субсидий).
20 организаций в регионе сейчас работают в режиме неполной занятости ‑ это касается 5,4 тысячи человек (годом ранее их было 5,8 тысячи). Также работодатели заявили о высвобождении в этом году 669 работников. Впрочем, не факт, что всех их сократят. «Уведомление ‑ не значит увольнение», - подчеркивает Мария Мальцева. Например, за весь 2015 год заводы заявляли о сокращениях 3,37 тысячи человек, а по факту уволили 2,6 тысячи. Из них в центры занятости пришла без малого тысяча человек. Остальные либо уже были пенсионного возраста, либо трудоустроились самостоятельно.
Парадокс наличия безработных при большем количестве вакансий эксперт объясняет дисбалансом на рынке труда. Например, экономике Владимирской области очень нужны инженеры, квалифицированные рабочие, врачи, водители, медсестры (на них спрос вообще в семь раз больше предложения). Но большая часть соискателей работы может похвастать лишь дипломами менеджеров, экономистов, бухгалтеров... Всех этих «спецов» уже в несколько раз (в 4-6!) больше, чем рынку нужно. Мальцева считает, что с этим дисбалансом можно справиться посредством профориентации будущих выпускников школ. АВО вместе с центрами занятости уже этим занимается в рамках спецпроекта «Живи, учись и работай во Владимирской области». Школьников во всех районах возят на экскурсии на предприятия и активно рассказывают, где и на кого спрос и куда нужно идти учиться, чтобы потом без проблем найти работу с приличной зарплатой.
Что касается так называемых «серых» зарплат, то пока власти собирают информацию по теме. Но она уже многообещающая. Из 721 тысячи человек трудоспособного населения Владимирской области у 114 тысяч ‑ пустые СНИЛСы, то есть - нулевые пенсионные счета. Люди на что-то живут, где-то зарабатывают, но налогов и взносов за них работодатели не отчисляют. Параллельно с этой аналитикой при содействии фонда социального страхования и налоговой службы формируется реестр проблемных работодателей, у кого в отчетности значатся 1-2 официальных работника, а также кто платит людям зарплаты меньше МРОТ (6,2 тысячи) или прожиточного минимума (8,9 тысячи). С такими будет проводиться отдельная работа. При этом, напоминает Мария Мальцева, сами граждане должны быть ответственнее и не соглашаться работать на условиях «зарплаты в конверте», из-за которых впоследствии останутся без социальных гарантий и пенсий.