Что плохого в том, что мы умеем отстаивать свои интересы?
Евгений Васильевич - опытный газетчик, и он не наивен. Он понимает, что эмоции и личные симпатии - это одно, но есть факты, с которыми трудно спорить. А они таковы. «Американский дом» выселен из здания на Летнеперевозинской из-за невыполнения условий договора с городской администрацией, а не из-за того, что он - «Американский». То есть имущество города, которым ранее незаконно пользовался «Американский дом», вернулось в собственность граждан Владимира на законном основании. Что в этом плохого и реакционного?
И Петер Штегер получал от нас порцию критики не из-за того, что он сделал для владимирско-эрлангенских отношений (за это ему как раз честь и хвала), а за свою позицию по Крыму, Донбассу и проч. Да, Штегер имеет право на свою точку зрения о российской политике. Но и у нас есть право на критику этой позиции. Кстати, работодатели Штегера, так же, как и «ВВ», сочли, что личная позиция Штегера не должна мешать выполнению его профессионального функционала. И Штегер прекратил публикацию необъективных и негативных постов о нашей стране на своем сайте.
Столь длинное вступление предваряет еще одну историю подобного ряда, которая вновь разворачивается во Владимире.
Метод глубокого погружения
Даже далеко не все владимирцы знают, что в областном центре уже несколько лет работает еще одно «учебное» заведение - работает, как нам представляется, в интересах Соединенных Штатов, в том числе в интересах специальных ведомств этого государства.
Это Центр русистики «КОРА». Офис этого негосударственного образовательного учреждения расположен в трехэтажном аккуратном особнячке на Воровского, 14. Специализируется «КОРА» на обучении иностранных граждан русскому языку и культурным особенностям России.
С 2001 года основной зарубежный партнер «КОРА» - организация Аmerican Councils for International Education - Американские советы по международному образованию (АСМО). По данным из открытых источников, эта некоммерческая образовательная, тренинговая и консультационная организация с головным офисом в Вашингтоне ведет свою работу под непосредственным руководством и при финансировании Государственного департамента США.
- Ну и что? - спросят прекраснодушные и наивные. - Ведь это отлично, когда по направлению АСМО в Россию, в том числе и во Владимир, приезжают группы американских студентов, погружаются в языковую среду, проходя языковые, страноведческие и культурологические курсы с целью дальнейшего трудоустройства в США. Разве плохо, что они начинают лучше узнавать нашу страну и ее культуру?
Да нет, все прекрасно. Только в АСМО не афишируют, что она активно участвует в реализации «Программы обучения в сфере национальной безопасности» (NSEP) США, разработанной в 1991 году. Проект NSEP работает под эгидой Академии развития образования (AED) и поддерживается Фондом стипендий Дэвида Л.Борена.
Но самое интересное - места трудоустройства студентов NSEP. Ведь потребность в филологах-русистах даже в Штатах, в общем-то, ограничена.
Но не беспокойтесь за будущее студентов, без работы они не останутся. Один из разделов NSEP - «Национальная языковая инициатива» (NFLI) - предназначен для языковой и страноведческой подготовки стажеров, которые (по условиям заключаемых договоров) после окончания обучения поступают на работу в министерство обороны, министерство внутренней безопасности, в разведывательные ведомства и Госдепартамент США. А как иначе? Именно эти ведомства потребляют наибольшее число чисто говорящих по-русски ребят, которые, поучившись в России, знают особенности стиля жизни, поведения, правила, принятые у нас. Даже покупки в магазинах и знакомства с девушками в разных странах имеют свои особенности, и разведчики «палятся» именно на таких мелочах.
Так вот, расходы на обучение будущих Джеймсов Бондов во владимирском Центре русистики «КОРА» оплачиваются как раз из бюджета программы NSEP, которую реализует АСМО ‑ главный деловой партнер «КОРА».
Пойманы с поличным
Прекраснодушные и наивные опять сморщат носик и скажут: «Фи, опять «ВВ» одолела шпиономания». Ну так вот вам факты, а вы сами делайте выводы.
Сначала пример из Санкт-Петербурга. Там по линии АСМО проходил обучение студент 3-го курса университета имени Джорджа Вашингтона гражданин США Додсон Мэтью Дуглас. Среди многих достопримечательностей северной столицы Дуглас выбрал почему-то Адмиралтейские верфи, закрытое режимное предприятие, выполняющее заказы российского ВМФ и Минобороны. Этот «студент» незаконно проник на запретную территорию и провел фотосъемку ряда закрытых для посещения объектов при помощи дорогого профессионального фотоаппарата. Был задержан с поличным. Технику у него изъяли, а его самого досрочно выдворили из страны.
Теперь владимирский пример. Гражданин США Джеймс Мэттью Дирмон, поездку которого оплатила АСМО, в Центре русистики «КОРА» должен был усовершенствовать знание русского языка. К моменту начала обучения во Владимире Дирмон официально числился сотрудником службы охраны посольства США в Киргизии. Одним из его элементов погружения в русскую языковую среду была попытка уговорить сотрудника Владимирского регионального УФМС предоставить информацию по статистическим и прогностическим данным деятельности УФМС (включая копии служебных документов, подтверждающих предоставленные сведения). Говоря проще, американец пытался незаконно добыть информацию, имеющую статус ограниченного доступа.
Когда Дирмона задержали, он сказал, что сбор информации вел по поручению руководства АСМО. Помимо статистики УФМС Дирмона интересовали факты межнациональных конфликтов и имеющихся проблем в органах власти. В итоге американца привлекли к административной ответственности, и он покинул Россию гораздо раньше, чем планировал.
Еще один любитель русского языка - гражданин США Джордан Чарльз Бизли. В 2014 году он проходил курсы русской грамматики и истории в Центре русистики «КОРА» по направлению АСМО. Учился Бизли прилежно и окончил курс раньше срока. Сэкономленное время он решил посвятить туристической поездке по стране изучаемого языка. И потянуло его в Мурманск, а точнее в ЗАТО «Александровск», где находится одна из баз российского Северного флота.
В ходе поездки Бизли пытался на практике использовать полученные знания. Взял напрокат «Рено Дастер» с мурманскими номерами и «косил» под местного. А когда его задержали, он оправдывался тем, что это навигатор виноват - завел его на неверный путь. Любителя северной экзотики оштрафовали и выслали на родину. Как иначе, кроме разведывательной деятельности, объяснить подобное поведение?
Осенью 2015 года по российскому ТВ прошел сюжет: сотрудники нашей контрразведки разоблачили трюк с переодеванием сотрудников посольства США в Москве. Некие Лаура (жена сотрудника ЦРУ Роберта Хайнса) и Дженис (жена еще одного агента, Стивена Чисхолма) пошли из здания американского посольства погулять по Москве. Зайдя в ресторанчик, Дженис отправилась в дамский туалет, из которого потом вышел рыжеватый мужчина в кепке, тут же покинувший заведение. А Карлсон забрала из опустевшей дамской комнаты парик, шарф и маску, с помощью которых сотрудник американской разведки Финнеган маскировался под реально существующую Дженис.
Эта история наделала много шума и у нас, и во всем мире. Но самое интересное - тот самый шпион Тимоти Финнеган - выпускник Центра русистики «КОРА», обучавшийся по программе АСМО. Кстати, он в тот день (и это установлено документально) направлялся на встречу со своим агентом-информатором и с помощью переодевания пытался уйти из-под наблюдения.
Можно потешаться над тем, что в Центре русистики «КОРА» готовят не слишком способных «любителей русского языка и России». Но вряд ли, имей Россия такие школы и программы в США, американские власти были бы столь снисходительны к их чрезвычайно любопытным выпускникам.
Распоряжением Министерства юстиции РФ № 620-р от 3 апреля 2014 года московский офис «АСМО» был исключен из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Возможно, что такая же участь может ждать и владимирский офис.