Неестественная убыль
С 27 октября прошлого года Коршунов под арестом. Расследование уголовного дела продолжается и обрастает новыми подробностями. Директором МУП «Память» Коршунов стал в мае 2011-го и работал им по июль 2015 года. Следствие считает, что на этой должности он, вопреки интересам вверенного ему предприятия, извлекал выгоду для себя и других лиц, выстроив противоправную схему по передаче муниципальных заказов ИП «Николаев О.В.», с которым он дружит. Всю работу по ритуальному обслуживанию граждан Коршунов возлагал на технические и трудовые ресурсы МУП, а деньги получал частник.
Золотая жила (похоронные услуги, увы, востребованы в обществе), на которую мэрия поставила «Память», для предприятия скоро перестала быть золотой. Из бухгалтерской отчетности МУП «Память» следует, что доходы предприятия при Коршунове постоянно сокращались: с 800 тысяч в 2012 году и до 360 тысяч - в 2013-м, к 2014-му они и вовсе скатились до жалких 5 тысяч.
Думаете, в Коврове стали меньше умирать? А вот и нет. Следователи объясняют: резкое снижение доходов МУП проходило на фоне того, что 90 процентов захоронений в Коврове документально оформлялось от имени ИП «Николаев О.В.». Следком заявляет: оформлением документов и приемом денег от населения у частника постоянно занималась по указанию Коршунова продавец-кассир МУП, продолжавшая получать зарплату за счет бюджета.
По оценкам следствия, только с января 2014-го по июль 2015 года ущерб от незаконных действий Коршунова составил более 15 миллионов рублей. Но это задача про две трубы: если откуда-то сколько-то вылилось, то куда-то столько же и влилось. Предполагаем, что влилось и Коршунову - не за красивые же глаза он отдавал «заказы» на аутсорсинг?..
«А могильщики в «Гамлете»?! - Ремесленники!»
В Коврове ежедневно умирает от 4 до 6 человек. Это естественная убыль, не считая криминала и ДТП. И, цинично говоря, если смертность вдруг снизится, расстроится не только Пенсионный фонд, но и примерно с десяток ритуальных контор города. Такой вот объективный конфликт интересов.
Стоимость услуги при захоронении: гроб, венки, доставка умершего на кладбище, работа могильщиков - в среднем 20 тысяч. От частных ритуальщиков мы знаем, что чистая прибыль от одного захоронения ‑ около 8 тысяч. Прикинем: за год в Коврове умирает от 1460 до 2190 человек (365 дней в году мы умножили на 4 и на 6). Таким образом, общая годовая прибыль этого бизнеса может достигать 17,5 миллиона рублей.
Кому она достается? В Коврове - около 10 ритуальных фирм, включая «Память». Предположим, что рынок поделен поровну. Тогда каждая фирма получает ежегодный доход около 1,5 миллиона. А доходы «Памяти» при Коршунове не превышали 800 тысяч. Но нормальная прибыль для «Памяти» должна быть кратно больше, ритуальный рынок практически на 90 процентов под «Памятью».
Понятно, почему у МУП прибыли не было при Коршунове - деньги, заработанные силами МУП, уплывали в дружественное ИП Николаев, год от года все больше. И по логике, очищенное от барыг МУП «Память» в 2015 году должно было выйти на рыночную долю хотя бы в полтора миллиона. Но мэр Коврова Анатолий Зотов («Ковровская неделя», № 52 от 25.12.2015) как об успехе говорит, что в 2015 году прибыль МУП «Память» увеличилась всего до 330 тысяч рублей. Не значит ли это, что схема увода бюджетных денег по-прежнему работает?
Общество любителей МУПа
Про 90 процентов следует сказать отдельно.
- С учетом числа умерших у нас каждый день должна быть работа. В крайнем случае - через день. А мы порой по две недели простаиваем, ‑ сетуют представители других ковровских ритуальных контор.
По неофициальным, но достоверным данным, объем услуг, который выполняют частники, аффилированные с «Памятью», - не менее 100 захоронений в месяц, 1200 в год. И легко подсчитать прибыль, которую могло бы получать МУП «Память» с учетом своего особого положения в рыночной нише - 9,6 миллиона. Согласитесь, это не пять тысяч и даже не полтора миллиона.
«Памяти» удивительно везет на клиентов. «Ковровские вести» 18 марта этого года в статье «Похоронно-криминальная жуть» писали: читатели, родственники усопших, приносят в редакцию интересные документы - направления на вскрытие. Они выдаются родственникам умерших участковым полицейским. На обратной стороне направлений напечатана реклама МУП «Память»...
«Несмотря на громкое дело Коршунова, ситуация в ковровской похоронке не меняется, - пишет издание. - В январе 2016 года в поселке Пакино удар случился у 72-летнего мужчины... Родственники не могли определить, жив он или нет. Дочь несколько часов подряд вызывала «скорую». Она и сказала медикам, что тот практически не подает признаков жизни. Видимо, поэтому вместо людей в белых халатах к дому быстро приехали похоронщики. Родные их выгнали. Медики приехали через 6 часов после первого звонка. Да и то походя: приезжали в поселок на вызов по поводу высокой температуры у женщины и зашли глянуть на пенсионера. Констатировали смерть. Дочь уверена: отец умер не сразу. Кто сообщил ритуальщикам о возможном клиенте?»
То, что в Коврове, как и во многих других городах области, по-прежнему работает система договоренностей между диспетчерами «Скорой» и определенными ритуальными фирмами, - это не секрет никакой. Но то, что МУП-монополист, делая всю работу, отдает прибыль частнику?
Следком еще в октябре прошлого года обращался к ковровчанам: «Если в Вашу семью без вызова... прибывали сотрудники МУП «Память», а в дальнейшем на ритуальные услуги в связи со смертью родственников или близких Вам выдавались документы с реквизитами ИП «Николаев О.В.», убедительно просим Вас предоставить информацию в следственный отдел по городу Ковров СУ СК России по Владимирской области».
Дежурные фельдшера «Скорой» не скрывают, что сообщают о смертях в МУП «Память», «потому что так положено».
Кем «положено»? И почему доходы муниципальной «ритуалки» при таком преимуществе на рынке до сих пор не взлетели до небес?
Регламент борьбы пчел против меда
Еще в июле 2012 года, в разгар работы Коршунова директором «Памяти», в мэрии родился документ - административный регламент № 1565 по предоставлению МУП города Коврова «Память» муниципальной услуги «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения». В пункте 2.8.8, касающемся приема документов для предоставления услуги, сказано: «Прием информации для предоставления муниципальной услуги осуществляется диспетчером диспетчерской службы по вопросам похоронного дела от физических лиц, диспетчеров «Скорой помощи», сотрудников учреждений соцзащиты населения, от уполномоченного сотрудника ММ ОМВД «Ковровский» с места обнаружения, места происшествия, ДТП, при скоропостижной смерти, при смерти от несчастных случаев, случаев убийств и др.».
Это мэрия Коврова с одобрения депутатов горсовета создала ситуацию, когда все службы города обязаны информировать именно МУП «Память» о случаях смерти граждан. Законность бумаги № 1565 неплохо бы проверить ФАС. Но по-житейски это лоббирование своего МУП мэрией и СНД понятно: если бы МУП получало бы прибыль от львиной доли городских похорон и перечисляло бы ее в бюджет - это было бы логичным и даже рачительным решением. Плюс на прибыльное МУП можно было бы возложить дополнительные обязанности по содержанию кладбища, его обустройству, вывозу с него мусора и т.д.
Но фишка в том, что при всех колоссальных возможностях, которые город дал МУП «Память», оно на эти нужды просит дополнительные дотации из бюджета. И получает их. Ежеквартально по 99 тысяч. 99 - это чтобы избежать процедуры конкурса.
Но контролирует ли кто-нибудь этот Клондайк? Тот же регламент № 1565, пункт 3: «Текущий контроль за соблюдением предоставления муниципальной услуги осуществляется должностными лицами МУП «Память». То есть чиновники мэрии (справедливости ради, при прежнем «прижиме») и депутаты горсовета выдали директору МУП «Память» карт-бланш. Они ждали, что пчелы восстанут против меда?
Представители частных ритуальных фирм обращались в горсовет и к мэрам (и к Каурову, при котором сочинили Регламент № 1565, и к Зотову). Но ни депутаты, ни мэры не реагируют на сигналы. Регламент действует до сих пор. И это не дает надежды, что в МУП «Память» придет директор, который будет работать добросовестно. Зачем, если есть такая кормушка и такая бесконтрольность?