13 апреля 2016 в 16:53

Снимаем пробу!

Фото: Евгении Арефьевой
Больницы региона-33 переходят на аутсорсинг в организации питания. Накормить пациента стационара вкусной и здоровой пищей, да еще на скромные бюджетные ассигнования - задачка посложнее бинома Ньютона. Действующее законодательство позволяет передать эту непрофильную для лечебных учреждений функцию сторонним организациям - профессионалам, а самим сосредоточиться непосредственно на оказании медпомощи. С 1 января на аутсорсинг в организации питания перешли Киржачская и Александровская районные больницы, с 1 апреля - стационары Коврова. Можно ли назвать опыт удачным? Об этом - в интервью с главным врачом Александровской районной больницы Владимиром Николаевичем Анучиным.

- Доктор, прежде всего, давайте поясним: чем отличается питание в больнице от, допустим, домашней пищи?

- К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что люди не понимают разницу между просто питанием и лечебным питанием, а ведь лечебное питание - важный фактор лечебного процесса. Оно имеет свои особенности и по набору продуктов, и по способу их приготовления. Согласитесь, питание человека, который перенес операцию на желудке или у которого обострилось хроническое заболевание печени, почек, сердца, должно быть особым. Например, после операции показаны слизистые супы, при сахарном диабете из рациона исключают сахар, соль. Люди должны понять, что, попадая в лечебное учреждение, они переходят на лечебное питание. Ко мне недавно обратилась пациентка. У нее избыточная масса тела, страдает диабетом и гипертонией, но жалуется, что в стационаре пища не соленая и не сладкая, говорит, что ей не хватает булочек. Приходится объяснять, что лечебное питание имеет свои особенности, и при остром состоянии или при обострении хронической болезни оно необходимо, чтобы поставить пациента на ноги. Да и потом, уже после выписки, недурно было бы выполнять рекомендации врача по питанию. Насколько выполняют? Честно говоря, в большинстве случаев не выполняют, возвращаются к привычному пищевому поведению.

- Рискну предположить, что если бы люди прислушивались к рекомендациям по питанию после стационара, то и недовольных больничной едой стало бы меньше.

- Согласен, но сейчас у нас нет большого количества недовольных. Конечно, есть замечания и предложения, которые мы стараемся учитывать вместе с нашими партнерами-аутсорсерами - владимирским филиалом ООО «Здоровое питание». Но, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет - всем не потрафишь, этот субъективный фактор тоже надо учитывать. Для нас важно, чтобы принципы лечебного питания, закрепленные в приказе Минздрава, наш партнер не нарушал. Претензий к аутсорсеру Александровская больница не имеет.

- Владимир Николаевич, почему вообще возникла необходимость перехода на аутсорсинг? Разве ваше лечебное учреждение не могло без сторонних фирм обойтись?

- В 2015 году произошла реорганизация системы здравоохранения района. Объединились пять крупных лечебных учреждений, три из них имеют койки круглосуточного пребывания пациентов - в Александрове, Струнине, Карабанове. Пищеблок в Струнинской больнице был в аварийном состоянии. Износ оборудования в Струнине и Карабанове - 75-100%. Общие затраты на приведение трех пищеблоков в соответствие с санитарными правилами составляли более 16 млн рублей. Эти деньги пришлось бы отрывать от основной деятельности. Поэтому мы решили перейти на систему аутсорсинга, оптимизировать расходы и организовать именно лечебное питание. Не могу сказать, что решение было простым - опасения были. Ознакомились с опытом в других регионах. Вместе с департаментом готовили документацию - скрупулезно, не один месяц, стараясь учесть все возможные подводные камни. Подробно изложили в техническом задании требования. Вышли на торги. По их результатам заключили контракт с опытной фирмой - ООО «Здоровое питание», которая уже не первый год работает по этому профилю в Кировской области. Кировцы открыли во Владимире филиал, и, кстати, здесь платят налоги, предоставляют нашим жителям рабочие места, закупают продукты у местных производителей. Это в целом для региона хорошо, а для нас, врачей, важно, что аутсорсер наладил систему лечебного питания. Кроме того, за свой счет отремонтировал пищеблок в Александрове и доставляет в специальных термоконтейнерах горячее питание в Струнино и Карабаново.

Больница получает плату за аренду помещения и оборудования, мы смогли сократить 21 штатную единицу немедицинского персонала и в среднем снизить расходы на организацию питания. Освободившиеся средства направим на стимулирующие выплаты медработникам, закупку лекарств, оборудования. Например, после ремонта в хирургическом корпусе будет полностью обновлен оперблок. Важно, что в контракте, заключенном на два года, указаны фиксированные цены, и это обезопасит нас от инфляционных процессов.

- Контролируете ли вы аутсорсера?

- Безусловно! Система контроля остается за больницей. Мы ежедневно контролируем процесс приготовления пищи и готовые блюда. Проверяем, исполняется ли меню, утвержденное на неделю, по набору продуктов, калорийности, сбалансированности и способам приготовления. У нас в лечебном учреждении есть совет по питанию. Периодически члены совета выходят в отделения и проводят опросы. В целом мы имеем положительные отзывы пациентов и по качеству пищи, и по разнообразию. Несколько раз проверяли работу аутсорсера комиссионно с участием представителей Росздравнадзора, Роспотребнадзора - они тоже положительно оценивают организацию питания. Лично мне импонирует подход к работе ООО «Здоровое питание». Их большая обеспокоенность за результат своего труда, моментальное реагирование на пожелания. Наши партнеры действительно умеют организовать работу - опыт чувствуется. Больше скажу: за работу аутсорсера пациенты АРБ голосуют ложками - отходов практически нет, и не потому, что порции маленькие (порции полностью соответствуют норме, как и строгое следование принципам лечебного питания), а потому, что вкусно.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Александр Кирюхин, директор департамента здравоохранения АВО:

- Аутсорсинг для здравоохранения не новинка. Во Владимирской области уже давно больницами переданы на аутсорсинг некоторые виды услуг, напрямую не связанных с лечением. Например, стирка белья, «коммуналка»... Есть опыт работы и по организации питания - в областной клинической больнице, а с 2016-го - в Киржаче, Александрове, Коврове. Готовится к переходу на эту систему еще ряд лечебных учреждений. Опыт оцениваю в целом положительно.

Почему это стало возможным? Мы отошли от привычных диетических столов. Сейчас диетпитание делится по уровню жиров, белков, углеводов. Плюс классическое лечение диетой, которое всегда присутствует в нашей системе оказания медпомощи. Несмотря на то, что сейчас пришли мощные медикаменты, нивелирующие само лечебное питание, без него все равно не обойтись. Это важный фактор.

Больницы отдали кухню, но контроль оставили за собой! Этот вид частно-государственного партнерства позволил обеспечить качественным диетическим питанием пациентов и при этом освободившиеся бюджетные средства направить непосредственно на оказание медпомощи. Много денег не бывает. Надо их рационально использовать. А кто умеет лучше готовить, организовать работу пищеблоков - пусть он это делает. Наши первые шаги в аутсорсинге по организации питания в стационарах (взрослых) показывают, что направление выбрано верное.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.