13 апреля 2016 в 17:31

Лесниково: портрет лучшей сельской школы страны

Хотите знать, как выглядит и чем живет лучшая сельская школа страны? Тогда поехали с нами в деревню Лесниково Гусь-Хрустального района! Именно здешняя основная школа решением Всероссийского образовательного форума признана лучшей сельской школой России - кстати, уже во второй раз!

На контрасте

От райцентра до Лесниково 30 километров. Дорога от Владимира до Лесниково - за исключением одного короткого участка - вполне сносная.

А вот на подъезде к школе ‑ знакомая по предыдущим командировкам в села картина: типа «когда-то давно здесь был асфальт».

То, что к школе вообще можно подъехать - это заслуга директора Михаила Овечкина и местного главы. Они ухитрились найти мецената. Он подарил машину щебня, которым и закидали ямы - насколько спонсорского щебня хватило. Впрочем, на его доставку скидываться пришлось уже из «своих». Так рассказали нам местные жители.

Стабильность ‑ показатель класса

Ситуация с дорогой к знаниям, согласитесь, диссонирует с имиджем «лучшей сельской школы России». За что же лесниковцы получили столь почетное звание? Да, в общем, за вполне очевидные результаты.

В школе кипит богатая спортивная жизнь, ученики постоянно участвуют и побеждают в районных соревнованиях. Несколько выпускников последних пяти лет награждены значками «Отличник физической культуры».

На предметных олимпиадах лесниковские ребята также не раз становились призерами и победителями. Среди выпускников школы есть медалисты - и это несмотря на то, что школа малокомплектная, здесь учатся всего 42 человека. Так что даже чисто статистически эффективность обучения в Лесниково на уровне.

Высокие звания лесниковцам брать не впервой. В 2005 году школа была лауреатом III Международного конкурса имени Макаренко, в 2006-м победила во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, а в 2011-м стала дипломантом конкурса «Идеи Лихачева и современность». Стабильность тут - показатель высокого класса. В нашем случае ‑ высокого класса работы педагогов.

Оптимизация уплотнением

Классы размещаются в двухэтажном здании. Столовая расположена отдельно, в приспособленном старом доме. Внутри тепло, чисто, уютно. В соседнем со столовой доме, тоже когда-то жилом, - школьные мастерские. Учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, компьютерами, лабораторными принадлежностями. В этом, конечно, здорово помог и грант за победу во Всероссийском конкурсе 2006 года. На те деньги в школе обновили парк компьютеров и оборудование для кабинета химии, приобрели интерактивные доски и проекторы, купили кое-чего для мастерских... Впрочем, сейчас этим и на селе никого не удивишь - прогресс и новые технологии дошли до всех образовательных учреждений.

Но дровяное отопление и «удобства» во дворе ‑ по нынешним временам экзотика, какую увидишь даже не во всех сельских школах. В Лесниково это все пока сохранилось...

- Канализацию нам обещали уже в этом году сделать, - рассказывает завуч Ирина Янцен. ‑ И вода горячая будет.

Обещают подключить школу к газу. Можно было бы нам порадоваться за лучшую российскую сельскую школу, если бы не одно «но» - похоже, такое счастье привалило нам только потому, что подселяют детский сад.

Да, часть кабинетов на первом этаже школы уже освобождают от парт и досок. Дети на переменах помогают переносить имущество.

Учителя объяснили это подселение «оптимизацией». Мол, будет одна котельная на школу и детсад ‑ уже экономия. Но вот жители деревни политкорректностью не заморачиваются и говорят прямо: дескать, здание садика скоро развалится, вот и переселяют малышей от греха подальше. Тем более что в школе учеников немного, места всем хватит.

Уплотняться деревенским малышам не привыкать. Из-за малого числа учащихся третий и четвертый классы, например, занимаются вместе. Задания у них разные, а кабинет и учитель ‑ общие. Впрочем, дети неудобств не ощущают. Говорят, что учиться им интересно. На вопрос, какой предмет нравится больше всего, половина смешанного класса дружно кричит: «Математика».

Учеба в радость

Поговорили мы и с ребятами других классов. Самым интересным в школьной жизни кто-то считает подготовку к олимпиадам и участие в них, кто-то - «фирменную» неделю литературы.

- Мне нравится учиться, - поделилась с нами ученица 5-го класса Ирина Алферова. - Учителя интересно и понятно все объясняют...

Детям действительно тут учиться интересно. Они с ходу вспоминают именно учебу. Да, лесниковские педагоги любят и профессию, и детей. Они смогли сделать обычные уроки, кружки и факультативы детям в радость.

Нравятся школьникам, например, уроки технологии. Это, видимо, особенность всех сельских школ, где ребята умеют мастерить своими руками с раннего детства. Для малышни не столь уж и важно, что зданию мастерских ремонт явно бы не помешал. Кирпичная кладка местами уже разрушается. Площадка перед входом была бы лучше, если бы нашлись средства ее заасфальтировать. Да и оборудование пока преобладает 70-х годов ХХ века.

Впрочем, преподаватель технологии Виктор Кузнецов считает, что старые верстаки на порядок лучше современных.

- Новые моментально в негодность приходят, качество никуда не годится, - говорит он. И мечтает о муфельной печи - это чтобы детям наглядно показать процесс термической обработки стали.

Столярное и слесарное дело - оно больше для мальчишек. Для девочек Кузнецов придумал делать с ними игрушки из макарон - модное нынче хобби. На свои деньги купил клей, клеевой пистолет. Говорит, можно было бы и керамикой заняться - ремесло полезное, но где взять глину... Да и оборудование для обжига на свою зарплату он не потянет.

Верните школе трактор

А еще Кузнецов мечтает о возрождении курсов трактористов. И не он один. Того же мнения и руководители школы, и все селяне.

Тракторист - профессия хорошая, перспективная.

- У нас от совхоза практически ничего не осталось, но эта специальность востребована и в лесном хозяйстве, и в строительстве, да и огороды дачникам вспахать... Много шансов, что человек с такой специальностью останется на селе, - рассуждает Кузнецов. - А так все затухает потихоньку. Кто в вузы поступает, те уже не возвращаются. Что им в деревне делать?

Кузнецов знает о чем говорит. У него зять работает в Москве, дочь - в Гусе. Дети под присмотром деда. Кому не с кем оставлять детей, перебираются семьями поближе к работе. Зримое подтверждение этому затуханию - разрушенные, заброшенные дома. И их больше всего почему-то около школы.

Ребят же эти взрослые проблемы пока не волнуют. У них есть лучшая школа в лучшей деревне и беззаботное детство. На переменах они гоняются друг за другом. Атмосфера и отношения здесь больше напоминают семейные.

Лучший в мире спортзал

Мы так и не добились от детей пожеланий, что можно улучшить в школе. В их глазах искреннее изумление - у нас и так все есть!

- Ну, может, спортзал отремонтировать и оборудовать? Вы же знаете, какие сейчас в школах спорткомплексы появляются! С бассейнами даже.

- А у нас лучший спортзал в мире! ‑ убеждены маленькие лесниковцы.

Разумеется, лучший - ведь им там интересно. Главное ведь - не «начинка» спорткомплекса, а отношения детей с педагогом, интерес к занятиям. И лесниковские ребята с удовольствием занимаются: гоняют мяч на футбольном поле, подтягиваются на турниках на спортплощадке. Есть тут место для настольного тенниса, а для зимы - хорошая лыжня. И лыжная база укомплектована хорошо. Ничего из дома носить не нужно.

Тем временем «лучший в мире спортзал» - это переоборудованное здание бывшего интерната, которому как минимум срочно нужен ремонт фундамента и хотя бы покраска фасада. Но у малокомплектной школы и финансирование соответствующее. Денег на все необходимое просто нет.

Да и дорога от школы к спортзалу подкачала. Грунтовка в распутицу превращается в колею из грязи. Хотя бы щебенкой ее засыпать - и то бы хорошо. Тут проблема, вероятно, уже в скудости поселкового бюджета, территория, скорее всего, муниципальная. Как и дорога к самой школе. В бюджете денег нет. Да и где их взять, если нет работающих предприятий?

Нет работы - туманны перспективы

Когда-то Лесниково было центральной усадьбой большого совхоза, охватывавшего 16 деревень. Работы хватало всем. И заработки были нормальные. И «социалка». Дома строили для работников. От традиционных деревенских изб их сразу отличишь ‑ вместо бревен железобетонные панели.

В школе в те времена училось 400 детей. Но все это - в прошлом. В ныне существующем СПК числится то ли три, то ли четыре человека. В Золотково, что от Лесниково в 12 верстах, как закрыли стекольный завод, работы тоже нет. Вот и бегут люди из деревни. Осталось около 500 человек. Большинство - в возрасте. Держатся за малую родину до последней возможности. Большинство тех, кто не хочет покидать родную деревню, мотаются ежедневно в Гусь и даже во Владимир. Или трудятся в столице вахтовым методом. А потом все равно перебираются в города, не выдерживая такой жизни.

Кое-как деревня еще живет за счет лесопилок. Бизнес этот не всегда «белый» - и когда он отомрет, то источников дохода у местных не останется вовсе.

- У нас места изумительные. Грибов, ягод каждый год полно. Почему бы не создать здесь перерабатывающий цех? Были бы рабочие места, да и остальные жители в сезон подзаработали бы на сборе сырья. А сейчас работы нет. Только социалка: школа, детсад, почта, клуб, - сетует ветеран педагогики Татьяна Кепина (она более 30 лет проработала в школе), потом будто спохватывается: - Нет, вы не подумайте чего... Такого уж сильного оттока молодежи нет... Мамочек с колясками больше стало...

Конечно, было бы здорово, если бы в деревню пришел инвестор. Но пока его нет. Нет и работы.

Молодежь из деревни уезжает. Детей становится все меньше. В 2012 году школу из средней реорганизовали в основную. Теперь здесь только 9 классов. И не все местные - детей подвозят еще из трех деревень. И по деревне уже ходят слухи, что со временем школу в Лесниково и вовсе могут закрыть, сделав для начала ее филиалом Золотковской школы.

Тревоги и надежды

- Точно не знаю, какой порядок, но вроде бы школу без решения деревенского схода закрыть нельзя. У нас на такое никто не согласится! Тем более что филиал потом можно ликвидировать в административном порядке, - поделился опасениями один из деревенских жителей.

Учителя живут надеждой, что у школы хорошие перспективы. Малышей в деревне все же стало чуть больше. В ближайшем будущем в школе будет уже 50 учеников. Но вряд ли это те цифры, которые говорят о переломе.

- Многовато уезжает, - подтверждает Надежда Борщова. - У меня внуки уже во Владимире. В деревне им делать нечего. Работы не найдешь. Я эту же школу заканчивала, так у нас две параллели было. Но школа и садик на селе все равно очень нужны. Пока школа жива, жива и деревня. А потом та же «социалка» дает рабочие места, которых в деревне так не хватает.

Отец троих детей Павел Моклюк работает в Гусе, дежурит по суткам.

- Как мне с таким графиком детей куда-то возить? У нас многие именно так и работают. Всей этой затее со школьными автобусами я не доверяю, - признается он. - Дураков на дорогах полно. Да и кто за детьми присмотрит? А тут все свои. Школа отличная у нас. Сам в ней учился. Вернули бы снова полную школу, вообще было бы здорово. Без школы молодым в деревне и делать нечего. Если бы встала такая проблема, я бы лучше все тут распродал и переехал туда, где есть условия для детей.

Юность на чемоданах

Уезжать детям приходится все равно. Те, кто хочет продолжить учебу, едут в райцентр или во Владимир.

11 классов можно закончить и в Золотково ‑ все же ближе. К тому же, появись желающие учиться в соседнем селе, их возили бы на уроки на школьном автобусе. Но лесниковские ребята, нацеленные на поступление в вузы, выбирают в основном владимирские лицеи с общежитиями или интернат. Выбор невелик ‑ лицей № 1 и лицей при ВлГУ. Съемная квартира селянам не по карману. Да и боязно ребенка оставлять без присмотра, а в общежитиях при лицеях хоть воспитатели есть.

Конечно, здорово, что подготовки, которую дает деревенская школа, хватает, чтобы выдержать конкурс на зачисление в лицеи. Но если быть честным, то придется признать: по сравнению с ребятами из других школ доступ к высшему образованию для лесниковских детей затруднен. И потому большинство выпускников после девятого класса поступают в гусевские профессиональные училища. И к дому ближе, и риска меньше: не поступишь в вуз, так хотя бы профессия будет. Некоторые родители считают, что если переход в другую школу неизбежен, то лучше определиться заранее.

Так и получилось, что в единственном девятом классе сейчас - всего четыре ученика. Могло быть больше, но двое перевелись в кадетский класс во Владимир, а один - в Гусь-Хрустальный. Грустно, но такова реальность. Вот этим и живет лучшая в России сельская школа.

И радужных перспектив пока не просматривается.

Ау, добрые волшебники!

Мы реалисты. Мы понимаем, что бюджет департамента образования верстается по федеральным стандартам. И малокомплектные школы - не приоритет. И про бюджет сельских поселений тоже известно - не панамский офшор.

Но должна же быть какая-то справедливость! Если школа несколько раз признается лучшей, неужели невозможно хотя бы за счет спонсоров заасфальтировать подъезд к ней, отремонтировать спортзал и сделать к нему нормальную дорожку, найти денег на пластиковые окна - о чем мечтают учителя и родители. Никто же не просит нереального!

И раз уж мы всем регионом гордимся победой Лесниковской школы, было бы правильно вместе сделать ее такой, чтобы в распутицу сюда не стыдно было привезти гостей любого статуса.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад Компания «Транснефть–Верхняя Волга» подвела итоги работы в области эколого-аналитического контроля
АО «Транснефть–Верхняя Волга» подвело итоги работы в области эколого-аналитического контроля за первое полугодие 2024 года. Мониторинг состояния окружающей среды проводился в зонах функционирования всех производственных…
32 минуты назад Город Владимир претендует на статус культурной столицы 2026 года
В федеральном конкурсе пока участвуют 26 городов, но этот список может быть расширен, так как заявки принимаются до 26 августа. Стать культурной столицей может любой город, где постоянно проживают не менее 200 тысяч чело…