На контрасте
От райцентра до Лесниково 30 километров. Дорога от Владимира до Лесниково - за исключением одного короткого участка - вполне сносная.
А вот на подъезде к школе ‑ знакомая по предыдущим командировкам в села картина: типа «когда-то давно здесь был асфальт».
То, что к школе вообще можно подъехать - это заслуга директора Михаила Овечкина и местного главы. Они ухитрились найти мецената. Он подарил машину щебня, которым и закидали ямы - насколько спонсорского щебня хватило. Впрочем, на его доставку скидываться пришлось уже из «своих». Так рассказали нам местные жители.
Стабильность ‑ показатель класса
Ситуация с дорогой к знаниям, согласитесь, диссонирует с имиджем «лучшей сельской школы России». За что же лесниковцы получили столь почетное звание? Да, в общем, за вполне очевидные результаты.
В школе кипит богатая спортивная жизнь, ученики постоянно участвуют и побеждают в районных соревнованиях. Несколько выпускников последних пяти лет награждены значками «Отличник физической культуры».
На предметных олимпиадах лесниковские ребята также не раз становились призерами и победителями. Среди выпускников школы есть медалисты - и это несмотря на то, что школа малокомплектная, здесь учатся всего 42 человека. Так что даже чисто статистически эффективность обучения в Лесниково на уровне.
Высокие звания лесниковцам брать не впервой. В 2005 году школа была лауреатом III Международного конкурса имени Макаренко, в 2006-м победила во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, а в 2011-м стала дипломантом конкурса «Идеи Лихачева и современность». Стабильность тут - показатель высокого класса. В нашем случае ‑ высокого класса работы педагогов.
Оптимизация уплотнением
Классы размещаются в двухэтажном здании. Столовая расположена отдельно, в приспособленном старом доме. Внутри тепло, чисто, уютно. В соседнем со столовой доме, тоже когда-то жилом, - школьные мастерские. Учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, компьютерами, лабораторными принадлежностями. В этом, конечно, здорово помог и грант за победу во Всероссийском конкурсе 2006 года. На те деньги в школе обновили парк компьютеров и оборудование для кабинета химии, приобрели интерактивные доски и проекторы, купили кое-чего для мастерских... Впрочем, сейчас этим и на селе никого не удивишь - прогресс и новые технологии дошли до всех образовательных учреждений.
Но дровяное отопление и «удобства» во дворе ‑ по нынешним временам экзотика, какую увидишь даже не во всех сельских школах. В Лесниково это все пока сохранилось...
- Канализацию нам обещали уже в этом году сделать, - рассказывает завуч Ирина Янцен. ‑ И вода горячая будет.
Обещают подключить школу к газу. Можно было бы нам порадоваться за лучшую российскую сельскую школу, если бы не одно «но» - похоже, такое счастье привалило нам только потому, что подселяют детский сад.
Да, часть кабинетов на первом этаже школы уже освобождают от парт и досок. Дети на переменах помогают переносить имущество.
Учителя объяснили это подселение «оптимизацией». Мол, будет одна котельная на школу и детсад ‑ уже экономия. Но вот жители деревни политкорректностью не заморачиваются и говорят прямо: дескать, здание садика скоро развалится, вот и переселяют малышей от греха подальше. Тем более что в школе учеников немного, места всем хватит.
Уплотняться деревенским малышам не привыкать. Из-за малого числа учащихся третий и четвертый классы, например, занимаются вместе. Задания у них разные, а кабинет и учитель ‑ общие. Впрочем, дети неудобств не ощущают. Говорят, что учиться им интересно. На вопрос, какой предмет нравится больше всего, половина смешанного класса дружно кричит: «Математика».
Учеба в радость
Поговорили мы и с ребятами других классов. Самым интересным в школьной жизни кто-то считает подготовку к олимпиадам и участие в них, кто-то - «фирменную» неделю литературы.
- Мне нравится учиться, - поделилась с нами ученица 5-го класса Ирина Алферова. - Учителя интересно и понятно все объясняют...
Детям действительно тут учиться интересно. Они с ходу вспоминают именно учебу. Да, лесниковские педагоги любят и профессию, и детей. Они смогли сделать обычные уроки, кружки и факультативы детям в радость.
Нравятся школьникам, например, уроки технологии. Это, видимо, особенность всех сельских школ, где ребята умеют мастерить своими руками с раннего детства. Для малышни не столь уж и важно, что зданию мастерских ремонт явно бы не помешал. Кирпичная кладка местами уже разрушается. Площадка перед входом была бы лучше, если бы нашлись средства ее заасфальтировать. Да и оборудование пока преобладает 70-х годов ХХ века.
Впрочем, преподаватель технологии Виктор Кузнецов считает, что старые верстаки на порядок лучше современных.
- Новые моментально в негодность приходят, качество никуда не годится, - говорит он. И мечтает о муфельной печи - это чтобы детям наглядно показать процесс термической обработки стали.
Столярное и слесарное дело - оно больше для мальчишек. Для девочек Кузнецов придумал делать с ними игрушки из макарон - модное нынче хобби. На свои деньги купил клей, клеевой пистолет. Говорит, можно было бы и керамикой заняться - ремесло полезное, но где взять глину... Да и оборудование для обжига на свою зарплату он не потянет.
Верните школе трактор
А еще Кузнецов мечтает о возрождении курсов трактористов. И не он один. Того же мнения и руководители школы, и все селяне.
Тракторист - профессия хорошая, перспективная.
- У нас от совхоза практически ничего не осталось, но эта специальность востребована и в лесном хозяйстве, и в строительстве, да и огороды дачникам вспахать... Много шансов, что человек с такой специальностью останется на селе, - рассуждает Кузнецов. - А так все затухает потихоньку. Кто в вузы поступает, те уже не возвращаются. Что им в деревне делать?
Кузнецов знает о чем говорит. У него зять работает в Москве, дочь - в Гусе. Дети под присмотром деда. Кому не с кем оставлять детей, перебираются семьями поближе к работе. Зримое подтверждение этому затуханию - разрушенные, заброшенные дома. И их больше всего почему-то около школы.
Ребят же эти взрослые проблемы пока не волнуют. У них есть лучшая школа в лучшей деревне и беззаботное детство. На переменах они гоняются друг за другом. Атмосфера и отношения здесь больше напоминают семейные.
Лучший в мире спортзал
Мы так и не добились от детей пожеланий, что можно улучшить в школе. В их глазах искреннее изумление - у нас и так все есть!
- Ну, может, спортзал отремонтировать и оборудовать? Вы же знаете, какие сейчас в школах спорткомплексы появляются! С бассейнами даже.
- А у нас лучший спортзал в мире! ‑ убеждены маленькие лесниковцы.
Разумеется, лучший - ведь им там интересно. Главное ведь - не «начинка» спорткомплекса, а отношения детей с педагогом, интерес к занятиям. И лесниковские ребята с удовольствием занимаются: гоняют мяч на футбольном поле, подтягиваются на турниках на спортплощадке. Есть тут место для настольного тенниса, а для зимы - хорошая лыжня. И лыжная база укомплектована хорошо. Ничего из дома носить не нужно.
Тем временем «лучший в мире спортзал» - это переоборудованное здание бывшего интерната, которому как минимум срочно нужен ремонт фундамента и хотя бы покраска фасада. Но у малокомплектной школы и финансирование соответствующее. Денег на все необходимое просто нет.
Да и дорога от школы к спортзалу подкачала. Грунтовка в распутицу превращается в колею из грязи. Хотя бы щебенкой ее засыпать - и то бы хорошо. Тут проблема, вероятно, уже в скудости поселкового бюджета, территория, скорее всего, муниципальная. Как и дорога к самой школе. В бюджете денег нет. Да и где их взять, если нет работающих предприятий?
Нет работы - туманны перспективы
Когда-то Лесниково было центральной усадьбой большого совхоза, охватывавшего 16 деревень. Работы хватало всем. И заработки были нормальные. И «социалка». Дома строили для работников. От традиционных деревенских изб их сразу отличишь ‑ вместо бревен железобетонные панели.
В школе в те времена училось 400 детей. Но все это - в прошлом. В ныне существующем СПК числится то ли три, то ли четыре человека. В Золотково, что от Лесниково в 12 верстах, как закрыли стекольный завод, работы тоже нет. Вот и бегут люди из деревни. Осталось около 500 человек. Большинство - в возрасте. Держатся за малую родину до последней возможности. Большинство тех, кто не хочет покидать родную деревню, мотаются ежедневно в Гусь и даже во Владимир. Или трудятся в столице вахтовым методом. А потом все равно перебираются в города, не выдерживая такой жизни.
Кое-как деревня еще живет за счет лесопилок. Бизнес этот не всегда «белый» - и когда он отомрет, то источников дохода у местных не останется вовсе.
- У нас места изумительные. Грибов, ягод каждый год полно. Почему бы не создать здесь перерабатывающий цех? Были бы рабочие места, да и остальные жители в сезон подзаработали бы на сборе сырья. А сейчас работы нет. Только социалка: школа, детсад, почта, клуб, - сетует ветеран педагогики Татьяна Кепина (она более 30 лет проработала в школе), потом будто спохватывается: - Нет, вы не подумайте чего... Такого уж сильного оттока молодежи нет... Мамочек с колясками больше стало...
Конечно, было бы здорово, если бы в деревню пришел инвестор. Но пока его нет. Нет и работы.
Молодежь из деревни уезжает. Детей становится все меньше. В 2012 году школу из средней реорганизовали в основную. Теперь здесь только 9 классов. И не все местные - детей подвозят еще из трех деревень. И по деревне уже ходят слухи, что со временем школу в Лесниково и вовсе могут закрыть, сделав для начала ее филиалом Золотковской школы.
Тревоги и надежды
- Точно не знаю, какой порядок, но вроде бы школу без решения деревенского схода закрыть нельзя. У нас на такое никто не согласится! Тем более что филиал потом можно ликвидировать в административном порядке, - поделился опасениями один из деревенских жителей.
Учителя живут надеждой, что у школы хорошие перспективы. Малышей в деревне все же стало чуть больше. В ближайшем будущем в школе будет уже 50 учеников. Но вряд ли это те цифры, которые говорят о переломе.
- Многовато уезжает, - подтверждает Надежда Борщова. - У меня внуки уже во Владимире. В деревне им делать нечего. Работы не найдешь. Я эту же школу заканчивала, так у нас две параллели было. Но школа и садик на селе все равно очень нужны. Пока школа жива, жива и деревня. А потом та же «социалка» дает рабочие места, которых в деревне так не хватает.
Отец троих детей Павел Моклюк работает в Гусе, дежурит по суткам.
- Как мне с таким графиком детей куда-то возить? У нас многие именно так и работают. Всей этой затее со школьными автобусами я не доверяю, - признается он. - Дураков на дорогах полно. Да и кто за детьми присмотрит? А тут все свои. Школа отличная у нас. Сам в ней учился. Вернули бы снова полную школу, вообще было бы здорово. Без школы молодым в деревне и делать нечего. Если бы встала такая проблема, я бы лучше все тут распродал и переехал туда, где есть условия для детей.
Юность на чемоданах
Уезжать детям приходится все равно. Те, кто хочет продолжить учебу, едут в райцентр или во Владимир.
11 классов можно закончить и в Золотково ‑ все же ближе. К тому же, появись желающие учиться в соседнем селе, их возили бы на уроки на школьном автобусе. Но лесниковские ребята, нацеленные на поступление в вузы, выбирают в основном владимирские лицеи с общежитиями или интернат. Выбор невелик ‑ лицей № 1 и лицей при ВлГУ. Съемная квартира селянам не по карману. Да и боязно ребенка оставлять без присмотра, а в общежитиях при лицеях хоть воспитатели есть.
Конечно, здорово, что подготовки, которую дает деревенская школа, хватает, чтобы выдержать конкурс на зачисление в лицеи. Но если быть честным, то придется признать: по сравнению с ребятами из других школ доступ к высшему образованию для лесниковских детей затруднен. И потому большинство выпускников после девятого класса поступают в гусевские профессиональные училища. И к дому ближе, и риска меньше: не поступишь в вуз, так хотя бы профессия будет. Некоторые родители считают, что если переход в другую школу неизбежен, то лучше определиться заранее.
Так и получилось, что в единственном девятом классе сейчас - всего четыре ученика. Могло быть больше, но двое перевелись в кадетский класс во Владимир, а один - в Гусь-Хрустальный. Грустно, но такова реальность. Вот этим и живет лучшая в России сельская школа.
И радужных перспектив пока не просматривается.
Ау, добрые волшебники!
Мы реалисты. Мы понимаем, что бюджет департамента образования верстается по федеральным стандартам. И малокомплектные школы - не приоритет. И про бюджет сельских поселений тоже известно - не панамский офшор.
Но должна же быть какая-то справедливость! Если школа несколько раз признается лучшей, неужели невозможно хотя бы за счет спонсоров заасфальтировать подъезд к ней, отремонтировать спортзал и сделать к нему нормальную дорожку, найти денег на пластиковые окна - о чем мечтают учителя и родители. Никто же не просит нереального!
И раз уж мы всем регионом гордимся победой Лесниковской школы, было бы правильно вместе сделать ее такой, чтобы в распутицу сюда не стыдно было привезти гостей любого статуса.