20 апреля 2016 в 18:47

Назад, в пещеры?

Эпоха коммуналок должна бы остаться давно в прошлом. Но в областном центре порой «славные» традиции возвращаются. Жителям домов, попавших в зону реконструкции застройки и запланированных к расселению и сносу, предлагают именно такие варианты. Хорошо, что хоть не землянки и пещеры.

Не все согласны

«ВВ» 5 марта 2015 года (статья «Заложники квадратных метров») уже писали о конфликте между ООО УК «СтройКом» (компания получила право застройки квартала между улицами Северная, Полины Осипенко и 1-я Пионерская) и жителями. Застройщик, который должен был расселить владельцев частной жилплощади на условиях, устраивающих обе стороны, не очень-то собирался искать компромисс.

Тогда Шохин после встречи с жителями домов, намеченных к расселению и сносу, дал поручение: провести ревизию всех предложений, поступивших от застройщика собственникам квартир. Ревизоры должны были проверить, какие площади, включая вспомогательные, предлагались гражданам, насколько предложение учитывало состав семей. Казалось бы, ситуация должна была разрешиться. Но до хеппи-энда по-прежнему как до Луны.

Поначалу жители этих домов были рады, что попали в городскую программу сноса и реконструкции многоквартирных домов. У них перед глазами был опыт расселения соседей другим застройщиком в Пиганово и Веризино. Да и им, чтобы согласились, предлагали варианты переселения в эти же микрорайоны.

Но в реальности все иначе. «СтройКом» предлагает только жилье собственной застройки. Такой вариант устроил бы расселенцев - плохо ли остаться в родном районе. Но соглашаться на условия застройщика хотят не все.

Кругом обман?

Владельцы жилой площади в домах, предназначенных к расселению, убеждены: их пытаются обмануть уже при расчетах площади, которую им должен возместить застройщик.

- Вычли все холлы, а по закону в общую площадь не включаются только веранды, террасы и балконы, - возмущаются жители.

Анне Стародубцевой предложили студию в 21,41 м2, хотя сегодня ее семья - собственник 25 «квадратов». При этом жилой площади в предлагаемой Анне для переселения студии ‑ 13 м2. А так как это студия, то кухня должна как-то вписаться в те же 13 метров. На оставшейся площади, видимо, и должна разместиться и Анна, и двое ее несовершеннолетних детей.

- Ладно я, человек взрослый. Но ведь нарушаются права моих детей. Они ‑ тоже собственники жилплощади. При предлагаемых для переселения условиях мы теряем и в метрах (сейчас у нас 16,5 «квадрата» жилой площади), и в качестве жилья. Служба опеки почему-то этого не видит. Мало того, когда нас застройщик уговаривал как можно быстрее оформлять документы, я высказала сомнение, что опека даст разрешение на сделку, тем более что дом еще не был достроен (на тот момент возвели только три этажа). Но решила провести эксперимент. Мне выдали справку, что дом готов на 70 процентов, чего и близко не было, а опека по этой липовой справке разрешила оформление сделки. Получается, что права детей на самом деле не защищены никак. Это сколько детей могут обмануть подобные застройщики? - возмущается женщина.

- Во всем обманывают. Они и вам тогда говорили, что не заставляют доплачивать, если площадь в новой квартире ненамного превышает старую. А одна наша соседка доплачивала за «лишние» 1,5 метра 60 тысяч! И то потому, что «СтройКом» на этапе строительства оценивает «квадрат» в своем доме в 40,2 тысячи, а после сдачи жилья ‑ уже 55 тысяч. В том же Пиганово цены намного ниже. Пусть бы продали свои студии по 55 тысяч и купили бы нам квартиры в Пиганово по 30-35 тысяч за «квадрат». Мы все были согласны на однокомнатные в Пиганово, - говорит Евгения Терентьева.

Угол за занавеской

Наталья Сальникова - мать-одиночка, сидит с маленьким ребенком в послеродовом отпуске. Как малоимущая, стоит в муниципальной очереди на улучшение жилищных условий. Сейчас у Сальниковой пусть и небольшая ‑ всего 10 метров - но своя отдельная комната. Плюс - право собственности на часть общей площади дома.

Взамен же ей с ребенком предлагают студию в 29 метров общей площади. Она бы с радостью согласилась и на студию в 21 «квадрат», которая не устраивает ее соседку Стародубцеву, но есть загвоздка. Застройщик предлагает разделить Наталье эту студию с другой семьей. При этом обе семьи в родственных связях не состоят. Как они будут делить 16 квадратов «жилой» площади? А главное, зачем им такое «счастье»?

Вообще, со студиями возникает много вопросов. При такой планировке предполагается совмещение кухонной и жилой зон, но при этом вся площадь считается жилой. То есть уже на этом этапе у людей отнимают жилые метры.

Студии ‑ формат ныне модный и востребованный на рынке. Для семей, которые еще не обзавелись детьми, отдельная квартира-студия в новом доме - вполне себе вариант, даже при слегка меньшей площади. И такие жильцы в расселяемых домах тоже были. Они согласились на переселение в студии. И Наталья согласилась бы, если бы ей предложили отдельное жилье, а не угол за занавеской. Кстати, по соцнормам как очередник Наталья имеет право на квартиру общей площадью 30 метров.

- Я обращалась в мэрию, можно ли этот вопрос решить одновременно с расселением. Мне сказали ‑ ждите пять лет, пока подойдет ваша очередь. Администрация посылает договариваться с застройщиком: мол, в договоре прописано расселение «по договоренности сторон». А как с ним договариваться? - недоумевает Наталья. - Застройщик кивает на администрацию: как там скажут, так и сделаем, но вообще вы ничего, кроме этой студии, не получите.

Похожий вариант - разделить однокомнатную квартиру с «соседями» - предложили и Евгении Терентьевой, семья которой сегодня владеет двумя комнатами площадью 10 и 14 м2. Застройщик удивляется: почему семья Терентьевых из трех человек не спешит обменять свои 2 комнаты на комнату в 1-комнатной квартире, в которую им подселят еще одну семью с двумя маленькими детками. А Евгения не понимает, в чьей «светлой» голове могла родиться мысль разместить в 14-метровой комнате две семьи и семь человек?

В эпицентре кошмара

Понятно, что на такие «заманчивые» предложения собственники не соглашаются. Казалось бы - и ладно. Не договорились и остались при своих. Но нет. На несговорчивых собственников идет серьезное давление. По их словам, им уже обещали подселить в освобождающиеся комнаты сомнительных соседей. Но боятся они не только этого. По-настоящему их тревожат случаи, когда по странному совпадению дома таких же несговорчивых собственников, мешающих планам застройщиков, вдруг сгорали. Не обнадеживает и перспектива принудительного выкупа их собственности по расценкам «независимой» экспертизы. Не верят люди уже никому. Тем более что деятельность застройщика объективно приводит к ухудшению качества домов, оказавшихся в зоне стройки.

- От строительных работ в нашем доме стена стала наклоняться. Есть опасность разрыва газовой трубы. Кухонный гарнитур упал ребенку на голову, - жалуется Татьяна Волхонская, живущая в доме № 25а на ул. Полины Осипенко.

- Строительство перекрыло подъезды к нескольким домам. В строительном кармане оказались дома № 25а и № 23а на Полины Осипенко и № 43а и № 37а на Северной. Ни «скорая», ни пожарные не смогут подъехать. А сваи вбивали в непосредственной близости от жилых домов. Мы уж не говорим про шум. Все хуже. Дома разрушаются от вибрации, - говорит Стародубцева. - Мы эту проблему озвучивали на совещании, которое проводила Смолина 16 ноября. Строителям дали предписание вдавливать сваи, а не вбивать. Но они все равно - уже на следующий день - продолжили как ни в чем не бывало вбивать. В одном из домов в комнатах обвалился потолок. В других - отлетает штукатурка. А некоторые дома, которым причинен ущерб, даже не идут под снос.

Закономерно возникают вопросы: какие цели вообще преследовала эта муниципальная адресная программа? Увеличить количество вводимого жилья? Но для этого не обязательно было участок в черте старой застройки с готовыми коммуникациями отдавать инвестору за бесценок и без торгов. Если инвестор не решает социальных вопросов, а преследует только коммерческие интересы, то почему он получает землю на особых условиях? Если же целью было расселение старого жилого фонда и улучшение качества жизни владимирцев, то тогда преференции оправданы социальным обременением. Только вот цель эта не достигнута. О каком улучшении можно говорить, если людям предлагают углы вместо отдельного жилья? Как часто бывает, хорошее вроде бы дело исполнители вывернули так, что вместо радости у людей - раздражение.

Впрочем, есть еще надежда, что конфликт решится миром. Недовольные собственники побывали на приеме у Хвостова. После этого «строительный» вице-губернатор собрал совещание с участием представителей мэрии и застройщика. Хвостов потребовал проработать индивидуальные подходы к решению проблем с каждым из собственников, но так, чтобы и законы были соблюдены, и гражданам было оказано максимальное содействие.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
сегодня в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…