Там прошел международный круглый стол «Межнациональные и межконфессиональные отношения в молодежной среде: формирование системы противодействия экстремизму», организаторами которого выступил филиал совместно с областной Правовой школой по профилактике экстремизма среди молодежи.
- Академия ставит во главу угла не только образовательные процессы, но и формирование активной жизненной позиции у студентов. Мы регулярно проводим конференции, семинары и круглые столы, посвященные самым актуальным и наболевшим вопросам. Нам нужна именно активная молодежь, которая сможет эффективно работать на благо страны и противодействовать различным угрозам, - считает заместитель директора Владимирского филиала РАНХиГС Татьяна Старикова. - Какое бы образование ни получил наш выпускник: управленческое, экономическое или юридическое - он должен ориентироваться и в социально-экономических процессах, и в геополитике. Для этого и нужны такие встречи. Нужно слушать и слышать людей из других регионов и стран.
Именно молодежь, наиболее активная и ищущая свое место в жизни часть общества, часто становится мишенью для вербовщиков различных организаций экстремистской направленности. Поэтому работе с молодежью по профилактике экстремизма руководство области уделяет повышенное внимание.
- В 2015 году в регионе было проведено 7,5 тысячи мероприятий с охватом более 250 тысяч студентов и школьников, - говорит заместитель директора департамента образования АВО Светлана Болтунова.
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова поблагодарила организаторов за привлечение внимания к тематике, которая непосредственно отражается на правах человека, в том числе и на самом главном праве ‑ праве на жизнь.
О том, что проблема вовлечения молодых людей в экстремистские организации обострилась на постсоветском пространстве, рассказал доцент кафедры международных отношений Дипакадемии МИД Кыргызстана Марат Казакпаев. В их республике молодежь активно вербуют в террористические организации, воюющие в Сирии. Но после того, как многие банды были разбиты (в том числе и при участии ВКС РФ), боевики стали возвращаться на родину.
- Теперь встала проблема, что с этими людьми делать, ‑ описывает он новые вызовы. ‑ В Киргизии приняли закон об усилении ответственности за экстремизм.
Среди причин, порождающих экстремизм в молодежной среде, Казакпаев называет прежде всего недостаток просвещения. И не только среди молодых людей.
- Появились «деструктивные имамы», которые не знают канонов ислама, но находятся под влиянием радикалов. А это выявило еще одну проблему ‑ зарубежного религиозного образования. Мы не знаем, где и чему обучаются будущие представители духовенства.
Лучшей профилактикой втягивания молодежи в экстремизм ученый считает просвещение и общение со сверстниками из других стран.
- Мы рады, что благодаря директору вуза Вячеславу Картухину наладили сотрудничество с Владимирским филиалом РАНХиГС. Надеемся, что оно будет плодотворным, будет много обменов студентами и преподавателями, - говорит Казакпаев. - Тематика сегодняшней конференции нам близка, обсуждаемые проблемы актуальны для всех постсоветских государств. То, что в обсуждении и формировании механизмов противодействия экстремизму активно участвует молодое поколение - студенты, аспиранты, ‑ это главное.
Знание основ геополитики и знакомство с иными культурами и конфессиями ‑ лучшая профилактика экстремизма, считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН сириец по национальности Бадерхан Фасих.
- Межнациональные и межконфессиональные отношения - важнейшие факторы развития общества, - убежден он. - Они могут подтолкнуть общество к прогрессу или, наоборот, к регрессу, если их используют в своих интересах деструктивные силы, которые работают в мире и пытаются работать в России. Есть силы, заинтересованные использовать этот фактор для давления на государства для достижения своих интересов. Такие конференции нужны, чтобы враги страны не могли играть на этом факторе. Молодежь должна понимать, что некоторые геополитические игроки реализуют очень опасные стратегии, используя как инструмент исламизм и национализм фашистского толка.
Фасих уверен, что российская цивилизационная система принципиально отличается и от Запада, и от Востока. При традиционно централизованном управлении страной российская цивилизация всегда оставалась более «либеральной» в социальном и конфессиональном отношении по сравнению, например, со странами Запада.
- Расширение Российской империи, за редким исключением, происходило мирным путем. Но даже войны, которые вела на своих окраинах Россия, были ответными действиями. Я изучал историю кавказской войны, в результате которой мои предки оказались на чужбине, и знаю, что это была англосаксонская геополитическая операция против России, инструментом в которой стали, к сожалению, и мои предки. В целом в России нет исторических предпосылок для разрушения страны через религиозный и национальный фактор. Но при социальном регрессе, падении уровня жизни есть опасность, что его начнут использовать англосаксы. А поэтому нужно давать молодежи хорошее образование. Лучше ‑ вернуться к советской системе просвещения, которая давала 1 ученого на 60 студентов, в то время как показатель Болонской системы почти в два раза ниже. Просвещение ‑ лучшая профилактика экстремизма.