27 апреля 2016 в 17:11

«Русь»: за кулисами

Они удивительные. Их энергетике и задору позавидует любой рок-артист. Их песни, музыка и танец «цепляют» русские сердца и завораживают иностранные. Мы отправились за кулисы областной филармонии на репетицию Владимирского Государственного вокально-инструментально-хореографического ансамбля «Русь» им. М.Н.Фирсова, чтобы самим увидеть, как рождается его концертная феерия.

Швейная магия на 40 «квадратах»

Рождается феерия в большом репетиционном зале филармонии, похожем на школьный спортзал. Танцоры ‑ все в черном трико с лого «Руси» - стоят кружком, выслушивают рекомендации репетитора по балету Елены Ахметовой. Идеально прямые осанки, красивые одухотворенные лица, энергичная пластика...

...Мы, чтобы не мешать инструктажу, пока что идем в святая святых - костюмерный цех. Две небольшие комнатки ‑ обе вместе квадратов на сорок площадью. Гардеробная вся заставлена стойками с костюмами. Во второй комнате собственно производство: столы для утюжки и раскроя, швейные машинки, оверлок. Весь этнокостюм «Руси», что зритель видит на сцене, шьют здесь всего три удивительные умелицы Надежда Акишина, Татьяна Литвинова и Анна Багрова. Они же ухаживают за костюмами: стирают, гладят, ушивают.

Когда мы появились в костюмерной, тут как раз шла примерка нового головного убора для одной из танцовщиц. Костюмы шьют индивидуально под каждого артиста. Естественно, дизайн придумывается под замысел худрука на каждую программу. А всего сейчас у «Руси» восемь действующих концертных программ. Вот и прикиньте объем работ...

...Первые эскизы рисует заведующая постановочной частью член Союза художников России Татьяна Гребнева. Ткани и фурнитуру мастерицы специально подбирают такие, которые переживут много стирок, не потеряют ни цвета, ни нарядности.

Спрашиваю у заведующей костюмерным цехом Надежды Акишиной (в «Руси» она с 1983 года): «Как удается спасать костюмы от моли?»

Ответ неожиданный:

- А ее у нас уже несколько лет почему-то нет.

Словом, даже у моли «зуб не поднимается» на такую красоту!

Сложно ли работать на 30 человек? Акишина говорит, что уже привыкла, к характерам артистов приноровились. Да, иногда швеям приходится работать аврально - если, к примеру, деньги на новые костюмы пришли в последний момент и их надо успеть «освоить» до контрольного срока, - учреждение-то бюджетное. Или если костюм испорчен - к примеру, рукав безнадежно испачкан или порван. Мастерицы его быстро заменяют. А однажды им пришлось восстанавливать костюмы для заезжего ансамбля: помогли коллегам.

Директор ансамбля Эдуард Ахметов говорит, что содержать костюмерный цех дешевле, чем шить костюмы в ателье. А вот сценическую обувь не сошьешь. Ее заказывают в специальной мастерской в Москве. Одна пара сапожек обходится дороже пяти тысяч рублей, а износ при интенсивном использовании наступает примерно через два месяца. Но наши артисты ухитряются продлевать жизнь сценических «черевичек» примерно до полугода хорошим уходом и руками мастера-сапожника.

Костюмы от старых программ в спрессованном виде хранятся в коробках рядом с костюмерным цехом в маленькой комнате с обилием тепловых труб и со спертым влажным воздухом. Картина огорчительная. Понятно же, что лучше от таких условий хранения костюмы не становятся. Удастся ли вернуть их в строй с подходящей новой программой ‑ большой вопрос.

Здесь не боятся самородков

Свойство всех хороших творческих коллективов ‑ собирать лучшие кадры, откуда бы они ни были. В нашу «Русь» стекаются танцоры и музыканты со всей страны. Есть ребята из Нижнего, Липецка, Архангельска, Ростова... Эдуард Ахметов, сам бывший танцор «Руси», рассказал, как происходит отбор:

- Человек приходит, показывает свои возможности. А худрук, хормейстер, балетмейстер решают, сможет он работать или нет. И тут уже принципиально не важно, есть ли у человека профильное образование или он самородок. Главное ‑ то, что он может. Играет, поет и танцует отнюдь не диплом. Есть ли возрастной ценз? От 18 лет до разумного предела. Сцена любит молодых. Тяготы гастролей в возрасте выдержать непросто. У нас тоже есть возрастные артисты, их опыт бесценен, ансамблю они нужны и важны. Но общая тенденция ‑ особенно в части танцоров ‑ это молодые люди.

Зашла речь и о физических параметрах артистов. Ахметов говорит:

- Комплекция у нас в разумных пределах. Важнее способности. Универсальность. То есть умение и петь, и танцевать. Если играть, то на нескольких музыкальных инструментах. Или быть готовым их освоить. Я сам это прошел: думал после института, что буду всю жизнь только танцевать. А в «Русь» пришел ‑ и петь начал.

Люди-оркестры

Музыкальная комнатка «Руси» сплошь заставлена инструментами. Гитары. Ударная установка. Клавишные. Свирели. Гармони. На столиках ‑ губные гармошки, дудочки, рожки и масса других мелких инструментов, которые я даже опознать не берусь. Занимаются три человека. Каждый отыгрывает свое, и все вместе выдают непередаваемую какофонию. Это вотчина музыкального руководителя «Руси» Игоря Носова. Его мы отвлекли от работы над записью. Он подтверждает: каждый музыкант в ансамбле фактически человек-оркестр. Игорь и сам играет на баяне, гармони, на окарине и ударных.

По его словам, вновь приходящие в ансамбль музыканты дополнительные инструменты осваивают в среднем за полгода. Дескать, готовый музыкант уже знает всю технологию освоения новых инструментов.

«Если у губернатора в сердце песня...»

Возвращаемся в репетиционный зал. Там уже танцоры под баян в исполнении Сергея Демидова и с учетом замечаний Елены Ахметовой вовсю вальсируют. За ними наблюдает балетмейстер ансамбля Александр Ледовской. Худрук Николай Литвинов объясняет:

- Это идет отработка программы к 9 Мая. Называется «От Москвы до Бреста». Впервые «Русь» представила ее год назад. Сейчас шлифуем заново, готовимся к 7 мая, к большому концерту в филармонии, посвященному Дню Победы. А до этого съездим с этой программой в Казань.

Литвинов в ансамбле аж с 1977 года! Всего в «Руси» сейчас семеро музыкантов, восемь вокалистов и 15 артистов балета. Наверняка очень сложно управлять большой командой творческих людей. Николай Литвинов поправляет:

- Управлять ‑ неправильное слово. Они же все артисты, со сложившимся о себе мнением. Плюс они все живые люди со своими желаниями и проблемами. С этим нужно считаться. Зачем ими командовать, когда можно объединить интересным замыслом? Объяснить, увлечь, чтобы они вместе с тобой прочувствовали то, чего ты от них хочешь. Ведь если прочувствуют ‑ исполнят все точно.

- Вас и Светлана Юрьевна Орлова прочувствовала, регулярно поет с вашим ансамблем, - замечаю.

- И замечательно, что поет. Нам это приятно, - улыбается Николай Николаевич. - Если у губернатора в сердце песня, это очень здорово!

Между прочим, с нашей «Русью» с удовольствием пели и губернатор Нижегородской области, и заместитель командующего Черноморским флотом. Но Орлову в ансамбле, конечно, любят особо.

Заслуженная артистка РФ Светлана Савина работает в «Руси» уже 34 года. И поет, и ведет программы ансамбля. О том, как проходят совместные импровизированные выступления «Руси» со Светланой Орловой, она говорит так:

- Петь с ней очень приятно. Светлана Юрьевна большая молодец. Умеет точно партию держать. И так заразительно у нее все получается, что все вокруг сразу подпевать начинают.

А вот слухи о том, что на «Русь» - в связи с особой симпатией к ансамблю со стороны Орловой - пролился бюджетный «золотой дождь», не соответствуют действительности. Зарплаты там по-прежнему не слишком большие (не чета высокому уровню коллектива). Командировочные ‑ 100 рублей в сутки. И даже в дальние гастроли чаще всего приходится ехать на автобусе. А это то еще испытание, особенно для девушек. Едешь-едешь по степной дороге на юге России, по обочинам ‑ ничего. Ни кафе, ни клозета... А как приедешь ‑ чуть ли не сразу в пляс надо, концерт работать. За границей тоже всякое бывало - и багаж запаздывал, и некоторые артисты умудрялись заблудиться. С плановыми гастролями по области тоже непросто. Хоть расстояния и поменьше, но вот концертных площадок на 400 и более зрителей ‑ раз, два и обчелся. В деревнях их и вовсе нет. И как тут план по охвату граждан прекрасным выполнять?

Быть вместе ‑ вот суть ансамбля

То, что мы, зрители, видим на сцене ‑ это глянец, обложка танцевального мира. За ней - огромный труд до кровавых мозолей. Не зря танцорам пенсию дают через 20 лет работы.

Эдуард Ахметов говорит, что у всех балетных со временем развиваются проблемы со спиной. Многим оперируют колени. Благо сейчас операции на мениске относительно щадящие. Это сейчас после артроскопии уже через месяц реабилитации артист может приступать к репетициям. А раньше, как говорят танцоры со стажем, «распахивали все колено»...

...И такие ритм жизни и размер оплаты (только зарплата, никаких гонораров за выступления) выдерживают не все. Один артист, например, не так давно ушел на пенсию в 6 тысяч рублей и занялся ремонтами квартир. Говорят, хорошо зарабатывает. Но оставшиеся ему не завидуют. Конечно, было бы идеально получать хорошую зарплату за работу в ансамбле, но, как сказала артистка балета «Руси» Олеся Мостолыгина, «зато эта работа в удовольствие». А «на жизнь» можно и репетиторством с детьми подработать.

Спрашиваю худрука, есть ли в ансамбле примадонны. Он говорит так:

- У нас все одинаково важны. И артисты балета, и вокалисты, и музыканты, и костюмеры. Мы все вместе хороши. Быть вместе ‑ в этом суть ансамбля.

А солистка Светлана Савина рассказала об объективных сложностях в работе «Руси». Ее специфика - тут одновременно прокатывают сразу несколько концертных программ репертуара. И буквально все артисты заняты во всех программах. Сегодня выступают с одной, завтра - с другой. Тут не до отдыха. Нужно уметь очень быстро перестраиваться в разные образы. То же самое отметила и Олеся Мостолыгина:

- Особенно сложно, когда ты новичок и нужно входить сразу в несколько программ.

Олеся выросла в Нижнем Новгороде, училась в Орле, но теперь считает Владимир своим домом. Она уверяет, что в ансамбле отличная, дружеская обстановка:

- Это удивительный в плане атмосферы коллектив. Даже намека на нездоровую конкуренцию нет. Все заботятся друг о друге.

...Видя, как зажигательно танцуют артисты балета на репетиции, спрашиваю Эдуарда Ахметова:

- Не жаль было менять танцы на административную работу?

Он говорит, что да, было жаль. Потому-то он какое-то время совмещал должность директора и артиста балета. Но решил в конце концов, что надо выбирать. Иначе пострадает или одна работа, или другая. Благо свой 20-летний танцорский стаж к тому времени он отработал.

Говорю, что, с моей точки зрения, самый сложный элемент в русских танцах ‑ это присядка с выбрасыванием ног.

Ахметов подтверждает:

- Да, идет колоссальная нагрузка на спину и коленные суставы, и без подготовки этот элемент даже пытаться сделать не стоит. Можно сильно травмироваться.

В танцах «Руси» много элементов на основе русской присядки, но акробатической удалью наши артисты не злоупотребляют. Цель ведь не «физику» показать, а душевное, или задорное, или лиричное шоу.

А Ахметов говорит, что хоровод ‑ это тоже сложно:

- Внешне так не кажется. Но в хороводе надо нести и сохранять образ несколько минут. Сами попробуйте - и поймете.

Наша справка

Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» имени М.Н.Фирсова создал в 1974 году заслуженный артист России Яков Хохлов - и он же стал первым худруком коллектива. С 1986 по 2007 год «Русь» возглавлял заслуженный деятель искусств РФ легендарный Михаил Фирсов. Он вывел ансамбль на новый творческий уровень - «Русь» стала ярким и узнаваемым брендом. За концертную программу «Картинки русского календаря» в 1990 году Фирсов получил Государственную премию. В 2006 году Фирсова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а еще через два года «Русь» получила имя Михаила Николаевича.

С 2008 года худрук коллектива - Николай Литвинов, заслуженный артист России, работавший в «Руси» музыкальным руководителем с 1977 года.

Многие артисты ансамбля «Русь» отмечены почетными знаками, грамотами и благодарностями Минкульта.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад В заказнике «Давыдовский» Камешковского района обнаружены свалки мусора
Владимирская природоохранная прокуратура добивается их ликвидации, сообщает пресс-служба надзорного ведомства. В частности, мусорные завалы - строительные и бытовые отходы - обнаружены в ходе проверки недалеко от деревни…
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.