Героический и скромный человек, он до 50 лет служил в армии, до 70 лет работал начальником первой команды охраны на ВПО «Техника». Много лет был секретарем совета ветеранов танкового полка во Владимире, занимался патриотическим воспитанием - выступал перед студентами и школьниками.
- Нас, ветеранов, в танковом полку было 85 человек, - говорит он. - Сейчас остались всего шестеро. Меня часто приглашают на встречи и праздники, не оставляют без внимания.
«Счастлив,
что семья большая!»
В будущем году Николай Андреевич и его супруга Анна Сергеевна готовятся отметить красивый юбилей - 70-летие совместной жизни. И познакомились они ровно 70 лет назад. Окончилась война, Николай приехал к новому месту службы в Белоруссию.
- Я был старшиной. Только приехал с Парада Победы, повел роту в парк на концерт, - вспоминает Николай Андреевич. - Аня там выступала - хорошо пела и плясала, потом оказалось, что она и ансамблем руководила. Темные волосы, зеленые глаза... Понравилась мне с первого взгляда. В выходные поехал на завод, где Анна была секретарем комсомола, взял друга-гармониста. Устроили танцы. Так ездил к ней целый год, потом поженились. Свадьба была громкая. Я позвал из полка духовой оркестр, который почти сутки играл в клубе. Мне был 21 год, а невесте - 19 лет.
У супругов Ушаковых двое сыновей, трое внуков и шесть правнуков. По мужской линии выстроилась целая династия военнослужащих. Один из сыновей, Владимир, - генерал-майор, 27 лет руководил областным добровольным пожарным обществом, недавно ушел в отставку. Внук Михаил - майор-спецназовец, шесть раз был в Чечне, уволился после ранения и контузии. Зять Алексей - тоже офицер, командир полка, служит в подразделении МЧС. Правнук Дмитрий заканчивает школу и тоже собирается стать военным.
- Я счастлив, что моя семья большая, много детей, - признается ветеран. - Особенно приятно быть прадедом - в каждого своего правнука всю душу вкладываю, успехам их радуюсь. К примеру, прихожу в 16-ю
школу выступать, слышу, что моя правнучка Алина - круглая отличница.
О наградах и подвигах
По праздникам ветеран надевает парадный китель и достает для внуков и правнуков памятную коробочку с удостоверениями, фотографиями и документами. Всего у Николая Андреевича - 48 наград.
- Сам я с Украины, родился в селе Плетеный Ташлык Кировоградской области 17 июня 1925 года, - рассказывает ветеран. - Мама хлеб серпом резала - я прямо в степи и родился. 17 июня 1941 года мне 16 лет исполнилось, а 22-го началась война. Нас эвакуировали вместе с совхозом и техникой под Сталинград. Все - и взрослые, и дети - копали окопы. Отца забрали в армию. А у мамы кроме меня еще две маленькие дочки...
На фронт Николай Ушаков попал в 1943-м. Боевое крещение механик-водитель танкист Ушаков получил в Белоруссии. Для выхода на заданный рубеж его гвардейскому танковому корпусу предстояло форсировать Березину. Сделать это было нелегко - после проливных дождей река разлилась и наступать пришлось по труднопроходимой болотистой местности.
- Мы подошли к реке уставшие и грязные, - рассказывает Николай Андреевич. - Не успели оглядеться, как налетели немецкие штурмовики. Было ощущение, что в ад попали... Мы же не только укрывались под броней, но и вели огонь по противоположному берегу. Я высмотрел немецкий танк и достал его выстрелом. Танк вздрогнул и загорелся.
За мужество и героизм, проявленные при взятии Бобруйска, рядовой Ушаков был удостоен первой боевой награды - медали «За отвагу». Вторую медаль ему вручили за Минскую операцию, третью - за освобождение укрепрайона города Белосток в Польше. Под Белостоком был контужен, получил осколочное ранение в ногу и попал в прифронтовой госпиталь. Третью медаль «За отвагу» 19-летнему старшему сержанту Николаю Ушакову вручал сам маршал Георгий Жуков. Воспоминания об этом событии остались на всю жизнь:
- Жуков увидел, как я молод и сколько у меня наград, похлопал по плечу и сказал: «Да ты, сержант, настоящий герой! Генералом будешь!» Но я дослужился только до подполковника, а генералом стал сын.
Расписался на стенах Рейхстага
Николай Ушаков за время войны сменил четыре боевые машины. Первым танком, доставшимся ему, был гусеничный «СУ-76» горьковского производства. Броня у него была плохая, рассказывает ветеран, спереди пулемет ее не брал, а вот сбоку - запросто. Танк сгорел в первом же бою под Бобруйском. Под Минском его новая «тридцатьчетверка» была подбита фаустпатроном. К 1945-му
Ушаков освоил сверхсовременный на тот момент гусеничный СУ-100.
- В Польше довелось освобождать концлагерь Освенцим. Люди выходили почерневшие, кожа да кости. Страшно смотреть! И вдруг слышу, как кто-то по-украински закричал: «Микола!» Пригляделся - одноклассница моя Катюша Тесленко, в полосатом лагерном костюме, очень худая, слабенькая. Еле узнал. Расстроился очень. Обнялись с ней. Заплакали оба. Я ей дал хлеба, мясных консервов и проводил до автобуса.
В 1945 году Николай Андреевич был награжден орденом Красной Звезды - за взятие Берлина.
- Война заканчивалась, а мне не было и 20 лет. Когда брали Берлин, оставил свою подпись на Рейхстаге: «Я Микола с Украины». Помню, как все вокруг кричали «ура», плакали от радости, обнимались...
Николай Андреевич признается, что после войны не настраивался на продолжение службы в армии.
- Меня вызвали в политотдел, и генерал сообщил: «Поедешь учиться». Говорю: «Я не поеду. У меня отец пришел с войны без ноги, две маленькие сестренки с матерью на Украине голодают». Генерал в ответ: «Ты давай, сынок, подумай, как бы в другое место не попасть, а не в военное училище». Тогда за невыполнение приказа могли сослать куда-нибудь к черту на кулички. Закончил я военное училище им. Энгельса в Ленинграде и в 1950 году приехал во Владимир - замполитом в танковый полк. Потом пришлось поездить по гарнизонам, однако судьба опять приводила во Владимир.
Парады Победы
Вскоре после берлинской операции Ушакова вызвали в штаб: «Готовься - поедешь участвовать в параде Победы в Москве». Брали на парад тех, кто имел два ордена. А у старшины Ушакова, секретаря комсомольской организации батареи, кроме двух орденов было уже шесть наград.
- Вместе со мной направили моего товарища Колю Петрова, у которого было три ордена Славы, - вспоминает ветеран. - Полтора месяца шли репетиции. Спали по 3-4 часа. И вот наступил тот день - 24 июня 1945 года. С самого утра шел очень сильный дождь, который назвали слезами погибших. Второй раз увидел Жукова. Ему докладывал Рокоссовский. Оба - на лошадях. Играл оркестр. Дождь не дождь, а парад состоялся. На глазах были слезы, а в сердце - радость.
После 1945 года Николай Андреевич несколько раз бывал на парадах Победы в Москве. Последний раз - в 2010 году. Больше здоровье не позволило.
- Сидел с ветеранами в президентской ложе, - вспоминает он. - До этого несколько дней жили в гостинице «Москва». Нам дарили подарки, в том числе книги и часы. Угощали деликатесами и возили на экскурсии по всей Москве. С вниманием, почетом относились! Нам важно, что о нас не забывают, ведь мы сражались за будущие поколения, за их жизнь, за то, чтобы наша страна была сильной и ее уважали.