- Александр Дмитриевич, как вы попали в спорт?
- Я родился в Коврове. Этим все сказано. В 14 лет пошел учеником токаря на ЗиД. В городе, где производили мотоциклы, только на них и передвигались: на работу, на рыбалку, за грибами. В 16 лет я получил права и сразу начал выступать. Но моя мама очень переживала за меня и даже пыталась отлучить от спорта. Ее брат был главным инженером ЗиДа, и он запретил брать меня в команду. Так что выступать я начал за ДОСААФ и только потом стал ездить за ЗиД. В 1958 году я уже работал испытателем спортивных мотоциклов. А в 1960-м стал бронзовым призером чемпионата Союза и мастером спорта, попал в сборную, стал выезжать за границу.
- Какая из многочисленных наград (а они не помещаются в комнате и хранятся даже на балконе. - Прим. авт.) - самая для вас дорогая?
- Грамота с подписью Юрия Гагарина. Очень престижная. Это был ноябрь 1962 года. Я тогда последний год в армии служил. Гонка проходила в Лужниках, а главным судьей был наш легендарный космонавт. Он мне, победителю, пожал руку и подарил кроме диплома три золотые стопки, покрытые снаружи эмалью. Таких больше ни у кого нет. Эта награда мне дороже всех медалей и кубков европейских, дороже пластины с орлом за четвертое место на чемпионате мира в Германии, дороже итальянской медали из чистого золота.
- Внушительная коллекция призов ‑ свидетельство длинного спортивного века. Как у вас получилось оставаться в седле более 50 лет?
- На самом деле у меня был перерыв в 20 лет, когда я занимался тренерской работой. А в 50 я начал ездить «по ветеранам», набрал форму и 10 лет в Европе выигрывал. А потом в Коврове на чемпионате России выигрывал заезд, но чувствую, нога болит. Оказалось, порвал ахилл.
На этом я закончил свою соревновательную карьеру. После этого выезжал только на тренировках с ребятами - для себя. 15 лет проработал в клубе уже после пенсии, и мне не казалось, что я пенсионер. Дух-то есть - молодые не могут объехать!
- Вы хотите сказать, что и сейчас можете обыгрывать молодежь?
- Есть сильные ребята, конечно, но больше - любители... Когда не было денег, чтобы мотоцикл купить, им бы никто не дал машину, потому что уровень низкий. А сейчас они работают, имеют деньги и могут купить себе любой мотоцикл, форму красивую. Но ездить не умеют. Вот их набирается человек тридцать на тренировку, я их всех объеду, конечно. Это любители покурить, побалдеть на трассе. Но есть и профессионалы, которые серьезно занимаются. С ними тяжело, конечно, состязаться.
- Как вы оцениваете уровень владимирских спортсменов? Как они котируются в стране, в мире?
- Наш клуб был одним из сильнейших в стране. У нас были чемпионы СССР и России: Резвов, Ледовской, Селиверстов, Селиванов, призеры национальных чемпионатов Кагарлицкий, Поздняков, Ларионов. Много ребят достойных было. Мы выигрывали командный чемпионат Союза. Вон кубок у меня стоит серебряный. Союз распался, а кубок остался. Кросс наций выигрывали командой. Сейчас у города денег нет, а наш технический спорт ‑ затратный. Поэтому и любят лыжню, бег: шапочку дали - и никаких затрат. Нам же надо мотоцикл купить, форму, бензин, транспорт. А как стал доллар прыгать, мотоцикл уже, как машина, стоит.
- Сколько стоит сейчас заниматься мотоспортом?
- Раньше мальчишка ничего не платил. Мотоциклы приобретал клуб. Но последние два года денег на это нет. Но мы привели в порядок те машины, что были, хотя и запчасти тоже подорожали. Ну и родители помогают. Взрослые спортсмены ездят на своих мотоциклах. Клубные мотоциклы уже старенькие, а чтобы в ногу со временем шагать, каждый год нужно новый мотоцикл покупать стоимостью около 10 тысяч евро.
- На ковровских уже ничего нельзя выиграть? Вы же на них побеждали?
- Ковров сейчас ничего не выпускает. Раньше он делал стандартные мотоциклы и уникальные кроссовые, на которых я ездил. Но если бы я ездил на «Чезете» (чешский мотоцикл Česká zbrojovka Strakonice), я был бы чемпионом мира. На ковровском я добрался до четвертого места на чемпионате мира, Европу выигрывал.
Когда у тебя экспериментальный мотоцикл, то не знаешь, что у него завтра сломается. Я пять золотых медалей проиграл из-за того, что мотоцикл ломался и приходилось сходить с дистанции. Однажды мои мотоциклы из-за аварии застряли в Польше. Дали мне новый «Чезет», так я на нем сразу выиграл заезд Кросса наций в Швейцарии, а потом и в Италии, несмотря на то, что два круга ехал со сломанной ногой.
- Какую свою тренерскую победу считаете главной?
- Вот медали «Тренеру чемпиона Союза». У меня таких ‑ восемнадцать. Но самый успешный мой ученик - это Володя Кавинов. Он был на чемпионате мира серебряным призером и два раза - бронзовым, дважды выиграл Кросс наций. Ковровский мальчишка, но сейчас в Киеве живет.
- Большая ли у вас «конюшня»?
- Нет, а зачем? У меня теперь ни гаража нет, ни мотоцикла. Свой последний «Ковровец» продал калужскому музею. Они приезжали, очень просили. Я тогда не знал, что в Коврове будет музей. Вот если во Владимире сделают хороший спортивный музей, отдам туда все свои награды.
- В прошлом году вы оставили свое детище ‑ клуб «Весна». Тянет на работу?
- Уже нет. Я человек настроения. Я работаю, когда все кипит, ночами не спишь, утром бежишь, что-то делаешь. А сейчас умирающее болото ‑ никому ничего не надо. Раньше в обком партии приходил, и все решали: ребятам квартиры давали, машины покупали. А сейчас... Все на развал. Ушел из-за этой обстановки. Сейчас по полгода живу в Болгарии. Я там выиграл девять кроссов, в том числе на Шипке в присутствии 250 тысяч зрителей в 1963, 1964 годах. Болгары меня до сих пор любят, куда ни приду, объявляют, что я присутствую. Вот помогаю развивать болгарский спорт, консультирую. Есть один ученик у меня там очень хороший. Отец его покойный со мной гонялся.
- Своего сына приобщили к спорту?
- Он работает в клубе тренером-механиком. Но не выступал, не получилось. Да и не надо, тяжело это: переломы, травмы...
Досье «ВВ»
Александр Яковлев 11 лет выступал за команду ковровского завода им. Дегтярева, 7 лет был членом сборной команды СССР.
Пять раз Яковлев выигрывал Ковровский зимний мотокросс, 4 раза становился призером чемпионата СССР, 2 раза ‑ победителем. Яковлев ‑ двукратный чемпион спартакиады народов СССР, шестикратный чемпион России, призер спартакиады Дружеских армий; победитель международных мотокроссов в Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Франции, Чехословакии, Голландии, обладатель золотых и серебряных медалей чемпионата Европы (в Германии, Австрии, Италии). Входил в десятку сильнейших гонщиков на чемпионатах мира.
В 1996-м в Чехии Яковлев выигал мотокросс среди ветеранов, в 1998 году в Голландии был вторым, в 1999 году во Франции ‑ третьим.
С 1983-го по 1988-й Яковлев тренировал сборную команду СССР.
С 1990 года владимирский спортивный клуб «Весна», которым Яковлев руководил на протяжении 27 лет, проводил международные мотокроссы с участием сильнейших гонщиков России, Голландии, Бельгии, Германии, Чехии и ближнего зарубежья.