11 мая 2016 в 18:19

Ветеран мотоспорта Александр Яковлев: «Я еще многих молодых обгоню!»

5 мая прославленному мотокроссмену Александру Дмитриевичу Яковлеву исполнилось 75 лет. Чемпион Европы, двукратный чемпион СССР, шестикратный чемпион России, победитель 30 международных мотокроссов, он пять лет тренировал сборную Советского Союза, воспитал 30 мастеров, 3 мастеров спорта международного класса, 19 чемпионов страны. Отец-основатель владимирского клуба «Весна», свой юбилей Яковлев встречает в Болгарии, где помогает тренировать сына своего давнего соперника. Это интервью он дал «ВВ» накануне отъезда.

- Александр Дмитриевич, как вы попали в спорт?

- Я родился в Коврове. Этим все сказано. В 14 лет пошел учеником токаря на ЗиД. В городе, где производили мотоциклы, только на них и передвигались: на работу, на рыбалку, за грибами. В 16 лет я получил права и сразу начал выступать. Но моя мама очень переживала за меня и даже пыталась отлучить от спорта. Ее брат был главным инженером ЗиДа, и он запретил брать меня в команду. Так что выступать я начал за ДОСААФ и только потом стал ездить за ЗиД. В 1958 году я уже работал испытателем спортивных мотоциклов. А в 1960-м стал бронзовым призером чемпионата Союза и мастером спорта, попал в сборную, стал выезжать за границу.

- Какая из многочисленных наград (а они не помещаются в комнате и хранятся даже на балконе. - Прим. авт.) - самая для вас дорогая?

- Грамота с подписью Юрия Гагарина. Очень престижная. Это был ноябрь 1962 года. Я тогда последний год в армии служил. Гонка проходила в Лужниках, а главным судьей был наш легендарный космонавт. Он мне, победителю, пожал руку и подарил кроме диплома три золотые стопки, покрытые снаружи эмалью. Таких больше ни у кого нет. Эта награда мне дороже всех медалей и кубков европейских, дороже пластины с орлом за четвертое место на чемпионате мира в Германии, дороже итальянской медали из чистого золота.

- Внушительная коллекция призов ‑ свидетельство длинного спортивного века. Как у вас получилось оставаться в седле более 50 лет?

- На самом деле у меня был перерыв в 20 лет, когда я занимался тренерской работой. А в 50 я начал ездить «по ветеранам», набрал форму и 10 лет в Европе выигрывал. А потом в Коврове на чемпионате России выигрывал заезд, но чувствую, нога болит. Оказалось, порвал ахилл.

На этом я закончил свою соревновательную карьеру. После этого выезжал только на тренировках с ребятами - для себя. 15 лет проработал в клубе уже после пенсии, и мне не казалось, что я пенсионер. Дух-то есть - молодые не могут объехать!

- Вы хотите сказать, что и сейчас можете обыгрывать молодежь?

- Есть сильные ребята, конечно, но больше - любители... Когда не было денег, чтобы мотоцикл купить, им бы никто не дал машину, потому что уровень низкий. А сейчас они работают, имеют деньги и могут купить себе любой мотоцикл, форму красивую. Но ездить не умеют. Вот их набирается человек тридцать на тренировку, я их всех объеду, конечно. Это любители покурить, побалдеть на трассе. Но есть и профессионалы, которые серьезно занимаются. С ними тяжело, конечно, состязаться.

- Как вы оцениваете уровень владимирских спортсменов? Как они котируются в стране, в мире?

- Наш клуб был одним из сильнейших в стране. У нас были чемпионы СССР и России: Резвов, Ледовской, Селиверстов, Селиванов, призеры национальных чемпионатов Кагарлицкий, Поздняков, Ларионов. Много ребят достойных было. Мы выигрывали командный чемпионат Союза. Вон кубок у меня стоит серебряный. Союз распался, а кубок остался. Кросс наций выигрывали командой. Сейчас у города денег нет, а наш технический спорт ‑ затратный. Поэтому и любят лыжню, бег: шапочку дали - и никаких затрат. Нам же надо мотоцикл купить, форму, бензин, транспорт. А как стал доллар прыгать, мотоцикл уже, как машина, стоит.

- Сколько стоит сейчас заниматься мотоспортом?

- Раньше мальчишка ничего не платил. Мотоциклы приобретал клуб. Но последние два года денег на это нет. Но мы привели в порядок те машины, что были, хотя и запчасти тоже подорожали. Ну и родители помогают. Взрослые спортсмены ездят на своих мотоциклах. Клубные мотоциклы уже старенькие, а чтобы в ногу со временем шагать, каждый год нужно новый мотоцикл покупать стоимостью около 10 тысяч евро.

- На ковровских уже ничего нельзя выиграть? Вы же на них побеждали?

- Ковров сейчас ничего не выпускает. Раньше он делал стандартные мотоциклы и уникальные кроссовые, на которых я ездил. Но если бы я ездил на «Чезете» (чешский мотоцикл Česká zbrojovka Strakonice), я был бы чемпионом мира. На ковровском я добрался до четвертого места на чемпионате мира, Европу выигрывал.

Когда у тебя экспериментальный мотоцикл, то не знаешь, что у него завтра сломается. Я пять золотых медалей проиграл из-за того, что мотоцикл ломался и приходилось сходить с дистанции. Однажды мои мотоциклы из-за аварии застряли в Польше. Дали мне новый «Чезет», так я на нем сразу выиграл заезд Кросса наций в Швейцарии, а потом и в Италии, несмотря на то, что два круга ехал со сломанной ногой.

- Какую свою тренерскую победу считаете главной?

- Вот медали «Тренеру чемпиона Союза». У меня таких ‑ восемнадцать. Но самый успешный мой ученик - это Володя Кавинов. Он был на чемпионате мира серебряным призером и два раза - бронзовым, дважды выиграл Кросс наций. Ковровский мальчишка, но сейчас в Киеве живет.

- Большая ли у вас «конюшня»?

- Нет, а зачем? У меня теперь ни гаража нет, ни мотоцикла. Свой последний «Ковровец» продал калужскому музею. Они приезжали, очень просили. Я тогда не знал, что в Коврове будет музей. Вот если во Владимире сделают хороший спортивный музей, отдам туда все свои награды.

- В прошлом году вы оставили свое детище ‑ клуб «Весна». Тянет на работу?

- Уже нет. Я человек настроения. Я работаю, когда все кипит, ночами не спишь, утром бежишь, что-то делаешь. А сейчас умирающее болото ‑ никому ничего не надо. Раньше в обком партии приходил, и все решали: ребятам квартиры давали, машины покупали. А сейчас... Все на развал. Ушел из-за этой обстановки. Сейчас по полгода живу в Болгарии. Я там выиграл девять кроссов, в том числе на Шипке в присутствии 250 тысяч зрителей в 1963, 1964 годах. Болгары меня до сих пор любят, куда ни приду, объявляют, что я присутствую. Вот помогаю развивать болгарский спорт, консультирую. Есть один ученик у меня там очень хороший. Отец его покойный со мной гонялся.

- Своего сына приобщили к спорту?

- Он работает в клубе тренером-механиком. Но не выступал, не получилось. Да и не надо, тяжело это: переломы, травмы...

Досье «ВВ»

Александр Яковлев 11 лет выступал за команду ковровского завода им. Дегтярева, 7 лет был членом сборной команды СССР.

Пять раз Яковлев выигрывал Ковровский зимний мотокросс, 4 раза становился призером чемпионата СССР, 2 раза ‑ победителем. Яковлев ‑ двукратный чемпион спартакиады народов СССР, шестикратный чемпион России, призер спартакиады Дружеских армий; победитель международных мотокроссов в Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Франции, Чехословакии, Голландии, обладатель золотых и серебряных медалей чемпионата Европы (в Германии, Австрии, Италии). Входил в десятку сильнейших гонщиков на чемпионатах мира.

В 1996-м в Чехии Яковлев выигал мотокросс среди ветеранов, в 1998 году в Голландии был вторым, в 1999 году во Франции ‑ третьим.

С 1983-го по 1988-й Яковлев тренировал сборную команду СССР.

С 1990 года владимирский спортивный клуб «Весна», которым Яковлев руководил на протяжении 27 лет, проводил международные мотокроссы с участием сильнейших гонщиков России, Голландии, Бельгии, Германии, Чехии и ближнего зарубежья.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
сегодня в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…