Обстановка, силы и средства
Начальник ПСЧ-1 капитан внутренней службы Роман Качалов постоянно думает над тем, как усовершенствовать профессиональные навыки своей команды.
- Нужно «довернуть» каждое упражнение, чтобы оно было еще сложнее, - говорит Качалов.
«Довернуть» - значит не только усложнить, но и приблизить к реальной обстановке борьбы с огненной стихией. Качалов хочет подготовить подчиненных к самым сложным ситуациям.
В занятии этого дня было решено задействовать много техники. Часть располагает десятью различными спецмашинами: две цистерны и автолестницы (одна длиной 30 метров, достает до 9-го этажа, другая еще выше - 50-метровая). Правда, эту, большую, выкатывать не пришлось.
Гордость ПСЧ-1 - автомобиль порошкового тушения. По сути, огнетушитель на колесах.
- Мы довольно редко его используем, он применяется для тушения электрообъектов и нефтепродуктов, когда нельзя использовать воду, - говорит Качалов. ‑ Сегодня вы увидите его в действии.
Есть в части и автомобиль газодымозащитной службы (ГЗДС), он предназначен для подачи высокократной механической пены, а также для откачивания продуктов горения и газов из помещений.
Одна из автоцистерн
ПСЧ-1 ‑ мощный аэродромный автомобиль, способный везти 25 тонн воды.
- Сегодня мы по плану отрабатываем занятия для пожарных-газодымозащитников. В том числе прохождение полосы психологической подготовки. Газодымозащитника среди пожарных легко узнать по дыхательному аппарату с баллоном сжатого воздуха за спиной.
Очередное занятие как раз и предусматривало использование таких устройств.
- Дыхательные аппараты напоминают по функциям акваланги водолазов. С такими аппаратами мы работаем в непригодной для дыхания среде, - понятно объясняет начальник пожарно-спасательной части.
Вводная
По нормативам каждая операция на занятии должна выполняться за контрольное время. Главная нагрузка на занятии выпала звену, в которое входят два старших пожарных - Иван Рысенко и Дмитрий Николаев и начальник караула Антон Захаров. Они облачились в боевую одежду.
Для газодымозащитников Ивана и Дмитрия все началось с разминки ‑ три круга пробежки по двору части во всей амуниции.
Затем они проверили и надели дыхательные аппараты. Задача водителей, которые не отходят от машин во время тушения пожара, - своевременно подать от машин коллегам либо воду, либо порошок, либо пену. Причем надо еще рассчитать, чтобы все это поступило по рукавам в тот самый момент, когда нужно.
- Сегодня у нас пока занятие, а не контрольная сдача нормативов. Если что-то не получится, еще раз прогоним все сначала, - говорит Качалов. ‑ Все должны действовать как единая команда.
В учениях пригодилась 15-метровая кирпичная башня, которая высится на территории пожарно-спасательной части. Газодымозащитники должны спуститься с ее верхней площадки с помощью веревки. Это действие требуется для самоспасения пожарных.
- Ситуации такие бывают редко, но учить нужно, отрабатывать. Пожарные должны уметь спасать от огня и дыма не только других, но и себя.
И вот с аппаратами за спинами Иван и Дмитрий бегут по лестнице на высоту 4-го этажа. И вскоре молниеносно соскальзывают оттуда, отталкиваясь ногами от стены, чтобы «пролететь» мимо окон, расположенных ниже. При этом они дышат с помощью прибора. Их обмундирование весит 35 кило!
Затем на полосе психологической подготовки пожарные тушат пылающие емкости с помощью воды или порошка и преодолевают препятствия. Например, надо пройти по бревну, перелезть через деревянный барьер выше собственного роста. Где надо, подсаживать и поддерживать друг друга. И все это - в гуще пожарной пены, которая заполняет все пространство вокруг пожарных ГЗДС. Тушение огня с помощью порошка приводит к тому, что двор заволакивают клубы бело-серого вещества.
Словом, все в дыму, война в Крыму... Погруженные в пену и дым газодымозащитники, кажется, действуют на ощупь.
Ожидает Ивана и Дмитрия еще одно хитрое препятствие. Для него используются автомобильные покрышки от грузовиков, установленные вертикально. Покрышка имитирует люк, в который невозможно пролезть с аппаратом за спиной. Значит, его нужно снять, но продолжать дышать с его помощью, не отрывая маски от лица ни на секунду. Затем протащить баллон перед собой в отверстие и пролезть через него самому. И все это опять же почти наощупь.
В первый раз получилось не все. Не удался этап подачи пены, поздновато подали порошок для тушения. Роман Качалов с пожарными разбирают недостатки. Больше всего замечаний от начальника досталось водителям. Затем почти все действия пожарные повторили снова.
Газодымозащитники при этом получили от Качалова указание при упражнении дышать более размеренно, чтобы запаса воздуха хватало на более долгий срок. И это тоже условие оценки профессионализма пожарного: ровно ли он дышит в аппарате, справляется ли со стрессом?
И вновь газодымозащитникам пришлось «десантироваться» с высоченной башни, проходить всю полосу препятствий. Снова ревут компрессорами машины, подавая пену или порошок. Обстановка совсем как на настоящем пожаре. Все в клочьях пены, пожарные со своими аппаратами, как призраки, проходят сквозь все и физические, и психологические нагрузки.
И вот результат: во второй раз занятие прошло слаженно и в нужные отрезки времени.
Разбор полетов
Капитан Качалов подводит итоги:
- Цель, которой мы хотели добиться, - отработать самоспасение, определить расстояние и время прохождения полосы психологической подготовки. Этого мы добились. Водители, даже молодые, в принципе, сработали нормально, исправив то, что не совсем получилось с первого раза.
В воздухе еще висит взвесь порошка. ГЗДС снимают маски и шлемы, мокрые от пота. Пока порошок не улегся, заходим в нижнюю часть пожарной башни.
- А можно этим порошком дышать? - спрашиваю.
- Приходится. Неприятный вкус потом во рту остается, - говорит один из пожарных.
- Жители окрестных домов на ваши учения не жалуются? Ведь шум, дым…
- С пониманием относятся, - отвечает капитан Качалов. - Даже приходят посмотреть на наши занятия. Был у нас случай. Из соседнего дома жители просили начинать занятия хотя бы в выходной попозже. А как-то раз в этом доме загорелась квартира. Так что мы, прямо не выезжая из части, подали лестницу через забор к окну квартиры и быстро все потушили. Вот соседи и поняли, для чего мы тренируемся...
И, возвращаясь к своему, командирскому, Качалов мечтательно добавляет:
- А все-таки надо еще разок «подкрутить», усложнить занятие...
Занятия у пожарных бывают разные. Сегодня была газодымозащита и работа с техникой. Завтра может быть подъем по штурмовой лестнице или спасение человека. Кстати, отрабатывая спасение человека на пожаре, пожарные порой буквально носят друг друга на руках. Во всем боевом обмундировании! Все потому же ‑ спасти надо не только жителей, но и себя.
...Пожарные тем временем устраняют последствия занятий. Во дворе части после учебного «боя», постепенно оседая, громоздится гора пены. В клубах дыма и порошка сурово, но эффектно смотрится непосредственный командир, начальник караула, или, как говорят сами пожарные, «начкар» - капитан Антон Захаров.
«Ну, прямо пожарный с плаката!» - подумал я, глядя, как уверенно, спокойно и четко действует начкар.
А он и впрямь прирожденный! Антон Захаров - потомственный огнеборец. Пришел в противопожарную службу по стопам отца. Тот как раз выходил на пенсию, а Антон - поступил в ивановский вуз ГПС МЧС. И вот уже 10 лет - пожарный. Спокойный, уверенный трудяга. Я спрашиваю о наиболее сложных случаях на пожарах, а он даже не сразу и припомнил...
- Привык. Обычная работа! ‑ говорит Антон.
Работа у городских пожарных бывает не только в городе. В прошлом году Захаров с товарищами ездил в командировку «на природу» - тушили лесные пожары на границе Владимирской и Московской областей.
Без мелочей
- Учения нужны, ‑ подтверждает начкар. - Все эти навыки могут пригодиться в любой момент.
Например, в марте этого года именно караулу Захарова пришлось выезжать на пожар в доме на Студеной горе. Там пришлось спасать двух человек, в том числе через окно с помощью лестницы ребенка с высокого этажа снимали.
Начальник части Роман Качалов еще вспомнил сложный случай ‑ когда сотрудники ПСЧ-1
выводили людей при пожаре в ночном клубе «Моника Белуччи». Огонь там заполыхал аккурат в ночь на 1 октября 2014 года, отмечали Хеллоуин. А посетителей была масса! Всех спасли.
Роман Качалов пришел в пожарные после армии 16 лет назад. Искал подходящую характеру мужскую работу. Нашел. Начинал с азов в пожарной части тракторного завода, которая сейчас уже и не существует. За десять лет на службе преодолел все ступени от рядового до начальника части. Всякие пожары повидал и тушил.
- Наша работа затягивает и сплачивает коллектив. Тем более когда она связана с особым риском для жизни, - говорит Качалов.
Расспрашиваю о биче пожарных в это время года - весенних палах сухой травы. Были в недавние годы весны, когда и по 17, а то и по 24 раза в сутки выезжали на такие возгорания. В этом году вызовов относительно меньше, говорят мне.
Как правило, палы сухой травы у пожарных считаются «мелочевкой», как и горящий мусор. Обычно на такой вызов выезжает один экипаж. Но как не выезжать, если огонь может подобраться к жилью или хозяйственным постройкам!
Качалов не перестает удивляться легкомыслию и равнодушию людей, которые видят палы еще в самом зачатке и легко могут их загасить. Но ничего не предпринимают, а то и сами провоцируют такие возгорания.
Тушить сухую траву непросто. Дело в том, что запаса воды в самой большой автоцистерне хватает при самом экономном использовании минут на двадцать. А затем нужно искать источник воды, чтобы пополнить запасы. Тушить тлеющее поле часто не просто сложная, но и бессмысленная работа.
Отделение профилактики 1 отряда ОФПС предоставило статистику последних дней по Владимиру: за истекший период года зафиксировано 26 палов сухой травы (в прошлом году отмечен 21 случай). Загораний мусора в этом году было уже 138 (в прошлом ‑ 173).
Зато 6 мая, когда караул ПСЧ-1 проводил сложное занятие, а мы были у него в гостях, не было пожаров в городе. И это хорошо.
В минувшие майские выходные по городу было зафиксировано всего два пожара. Сотрудники ПСЧ-1 на их тушение не привлекались. С огнем боролись их коллеги из других частей. Всего ПСЧ в городе три - по одной на район.
Оба «праздничных» возгорания произошли 8 мая. В 9 часов утра в Октябрьском районе в ГСК «Юг-7» горели металлические гаражи. Сгорело имущество и элементы конструкций шести гаражей. Поврежден автомобиль ВАЗ-2101. На тушение выезжали сотрудники ПСЧ-2.
В 16:32 во Фрунзенском районе, на Юбилейной, д. 62, возник пожар на одном из балконов в 9-этажном доме-малосемейке. С огнем справились пожарные ПСЧ № 2 и № 3. Все было быстро и без жертв: сигнал на пульт поступил в 16:31. Время прибытия первого подразделения ‑ 16:34. Пожар был ликвидирован в 16:45. Пригодилась автолестница.
Но и без «нашей» ПСЧ-1 в борьбе с огнем в обоих случаях не обошлось: на дежурстве ответственным по Владимирскому гарнизону 8 мая был капитан Качалов.
Так что сегодня - учение, а завтра ‑ реальный бой с огненной стихией. А легко пожарным не бывает ни в учении, ни в бою.