- Джон, кто вас пригласил в Суздаль?
- У вас в Суздале есть очень находчивый мэр Сергей Сахаров. Он обаятельный, и в компании с ним хочется что-то делать. Мы как-то просидели с ним до двух ночи и обсуждали будущие съемки, креативили, даже рассматривали возможность использования вертолета. У нас, как говорят в России, «с собой было»: несколько емкостей местных эликсиров молодости, конечно. У меня реально получился такой плодотворный контакт с этим человеком. Наверное, потому, что мы «тезки по возрасту» - я всего на пять дней старше его.
Он прекрасно относился к нам. Несколько раз при мне звонил личным друзьям и просил нам помочь. Это очень приятно. Я его уважаю за это. Это, естественно, не все, что нам было нужно, чтобы снять хорошую передачу, но это отличное начало, когда есть администрация, которая хочет, чтобы мы приехали, и которая готова немножко помочь.
- Если бы вы эту передачу делали для британской аудитории, она была бы по-другому построена? О чем бы вы рассказывали?
- Это очень хороший вопрос. Я думаю, 70 процентов того, что мы снимаем, могли бы показать и иностранной аудитории. Но некоторые моменты мои соотечественники просто не поймут.
Например, баня или Масленица. Должен быть какой-то закадровый текст, который подготовит почву, потому что мои соотечественники будут недоумевать: «Что это? Зачем?» Но вообще мы уже давно говорим о том, чтобы показать это людям, которые к России несколько скептически относятся. Они все думают, что по Тверской ходят медведи, а россияне все в шапках-ушанках и с автоматами Калашникова. Какой бред!
Много можно будет показать, но это все надо объяснить, причем не документально, а в таком же тоне, как мы показываем. Мол, ребята, если вы думаете, что они испугаются наших санкций, то посмотрите, что это за люди: они ныряют в прорубь, в минус 50 они только закрывают школы, но все равно взрослые идут на работу, даже если автобус замерз, а дети в жуткий мороз играют на улице в хоккей.
- А есть такая мысль сделать аналогичную передачу для Европы?
- Безусловно! Может быть, это пока только на уровне моих личных желаний - обеспечить себе возможность еще раз покататься по России, потому что нужны будут досъемки. Но я бы очень хотел сделать какой-то проект для экспортного рынка и обеспечить себя еще на 5 лет работой, вернуться во все эти места.
Я надеюсь, что это получится. Мне кажется, что моя роль как иностранца, говорящего на русском, теперь может принести намного больше пользы России там, чем здесь. Я готов. Меня недавно даже приняли в пионеры в Тюмени.
- Вернемся к кулинарии. Почему такой странный был выбор блюда в Суздале? Суп на ребрышках с макаронами не относится к традиционным местным кушаньям...
- У нас бывают кое-какие сложности с обязательствами перед спонсорами. Но суп с ребрышками еще можно представить в качестве блюда русской кухни, но недавно мы были в Гонконге и должны были готовить с консервированным ананасом. Я говорил: «Ребята, здесь растет ананас, а мы - со своими консервами!» Вчера вот был в Баку, и мы там готовили - не поверите - гречку!
- Кстати, Джон, почему иностранцы совсем не любят гречку?
- На вкус и цвет... Ее уже хотя бы можно стало найти в наших супермаркетах! Это уже прогресс. А раньше за пределами России вообще никто не знал, что это такое. Но потом кто-то сказал, что зеленая гречка очень полезна, и в эту дверь все пошло. Но никому не говорите, пусть это будет наш секрет. Пусть давятся!
- А сами вы что любите из русской кухни?
- О, я как раз очень люблю гречку. Не кашу с молоком, конечно, потому что детство мое прошло в другом месте. Но чтобы она была с грибами, с луком, с подливкой. Может быть, с домашней котлетой сбоку. Ой, я еще не завтракал сегодня, поэтому давайте не будем об этом говорить...
- Тогда давайте поговорим о том, что на взгляд англичанина можно сделать для развития внутреннего и въездного туризма в России и во Владимирской области в частности?
- У вас потрясающая страна, у вас уже все есть. Вам не надо, как нам в Шотландии, генерировать историю про чудовище озера Лох-Несс, которого никто никогда не видел. Даже человек, который всю эту легенду придумал, перед смертью признался, что пошутил. Но туристы-то все равно едут на Лох-Несс!
Вам надо просто делать так, чтобы то, что у вас есть, было доступно и раскручено.
- А какого рода проблемы с доступностью наших достопримечательностей видите?
- Я все пробую на себе. У меня есть опыт, потому что я был везде и знаю Россию. Мы сняли четыре сезона передачи «Поедем поедим!», 150 выпусков.
Так вот я считаю, что моя редакция делает работу за региональные власти. Продюсер начинает лазить по Интернету, чтобы узнать, что можно делать там, куда мы едем. Очень мало информации, необходимой туристу, чтобы запланировать поездку. Да, он знает про Ленские столбы, но не знает, что рядом есть отличный ресторан, а недалеко вроде нашли библиотеку Ивана Грозного...
Когда это все объединяется, становится удобно для туриста. Даже для столичного жителя Россия за пределами МКАД - это немножечко темный лес. Давайте осветим этот лес. Я готов помочь. Каждую неделю я готов включать свет над каким-то регионом России. И я готов встречаться во время съемок с региональными СМИ. У нас еще есть Инстаграмм, Фейсбук. Можно просто выложить смешной ролик со мной и написать, что это Владимирская область.
Сарафанное радио ничего не стоит, и когда каждая копейка на счету, делайте себе бесплатную рекламу!
- Как вы оцениваете телепроект «Тур на спор», который делает владимирский канал «Губерния-33» совместно с коллегами из Калуги как раз в целях информирования потенциальных туристов?
- Сегодня я впервые увидел «Тур на спор», и проект мне очень понравился. Я хочу вновь возвращаться и в Калугу, и во Владимирскую область. Большая конкуренция нашей передаче, и я это говорю с глубоким уважением. Я считаю, что это очень крутой проект. Мне кажется, мы, телевизионщики, особенно на НТВ, часто недооцениваем наших зрителей. Я очень критикую иногда и себя, и нашу редакцию за то, что мы не передаем достаточно информации. А люди хотят знать и клюют на детали.
- Ваши передачи отличает восторженная подача, но в нашей туристической сфере наверняка есть предметы и для критики. Над какими деталями нам стоит поработать, чтобы к нам ехали охотнее?
- Все упирается в старославянское слово «сервис». Сложности начинаются сразу, как люди попадают в вашу страну. Вот, например, прилетает человек в Москву, в любой аэропорт. Первое, что он видит, - угрюмые, опасного вида мужчины в кожаных куртках, которые пристают к пассажирам с вопросом: «Ехать надо?» Уберите их, пожалуйста! Это позор. Сделайте так, чтобы прибытие человека в столицу вашей страны было культурным. В Англии у нас есть очередь для пассажиров и для таксистов. Человек подходит к обозначенному месту, садится в машину и уезжает.
Обязательно надо бороться с мусором. Мусор реально достал! Так было и в Англии в
1970-х годах, пока не прошла очень большая рекламная кампания национального уровня. И вам пора уже убрать. Первое, что иностранный и даже иногородний турист скажет о вашем городе: «Все красиво, чистенько».
И еще часто бывает, когда мы едем на святой источник, он выглядит, как канализационная труба. Надо усовершенствовать это, потому что люди действительно едут туда, чтобы набрать воду, немножко помыться. Хочется, чтобы это было красиво. Я эстет!
И если я хочу смотреть на женщин в бикини, я поеду в Камбоджу, но я не хочу смотреть на голых женщин в Суздале. Зачем это надо? Я не понимаю.
Я готов проверить перевод меню в ресторанах и указать на ошибки. Я 25 лет живу в России и только вчера, выйдя из подземного перехода в Москве, увидел, что кто-то принял решение ставить «Street» в английском варианте названия улицы с большой буквы. 25 лет было с маленькой. Я все понимаю: у вас одни правила, у нас - другие. Но неужели до сих пор нельзя было найти одного родного-неродного, который бы сказал: «Нет, ребята, здесь должна быть заглавная буква».
И это надо делать везде, даже в глубинке. Может быть, среди иностранного контингента есть люди чокнутые, смелые, которые захотят приехать и туда.
- Что в таком случае думаете об опыте своего соотечественника Джона Кописки, который у нас фермерствует и возрождает русские традиции?
- Полное уважение Джону. Когда ты с дипломом по русскому языку приезжаешь в Россию в 22 года ‑ это одно дело. А искать себе новые приключения в его возрасте...
Это очень смелый человек! Я проверял его сыр. Я сказал ему: «Джон, это надо развивать во все стороны!» То, что он делает, - это реально круто! И вообще, я люблю встречи со своими здесь, потому что у нас есть общее что-то. Любовь к России нас очень сближает!
Досье «ВВ»
Джон Уоррен (John Warren) родился в 1968 году в Майами (США), но вырос в Великобритании. Очень рано стал интересоваться Россией и к 12 годам уже отлично владел русским языком, знал многое о культурном наследии славян, их обычаях и традициях.
В Бристольском университете, куда он поступил после школы, продолжил изучение русского языка и литературы, написал диссертацию на тему произведений Михаила Булгакова, произведения которого читал в детстве и был очень им увлечен. После университета, в 1991 году, переехал в Москву.
Первое время жизни в российской столице Уоррен торговал зерном в большой компании скандально известного американского бизнесмена Марка Рича (тот в обход эмбарго правительства США на торговлю с Ираном имел коммерческие связи с этой страной, а кроме того, власти обвиняли Рича в уклонении от уплаты налогов в крупных размерах. В 1983-м Рич в последний момент перед арестом скрылся от следствия и бежал из США в Швейцарию. - Прим. ред.).
Спустя три года Уоррен открыл собственный зерновой бизнес в Ростове-на-Дону. Его компания не только закупала сельхозпродукцию на экспорт, но и выдавала кредиты российским поставщикам товара, фермерам.
В 1998 году из-за дефолта Уоррен вернулся на историческую родину, но в 2004 году снова вернулся в Россию: открыв цех по производству мясных продуктов в городе Королеве Московской области.
В 2012 году Джон начал вести кулинарно-познавательное шоу «Поедем поедим!» на телеканале НТВ. Несмотря на то, что Джон ранее не помышлял о карьере телеведущего, упустить такую возможность он не мог, ибо кулинарная тематика всегда его увлекала и к тому же он долгие годы собирал рецептуру приготовления русских блюд из разных уголков огромной страны. Вместе со съемочной группой программы Джон
Уоррен объехал более сотни российских городов, собрал уникальную коллекцию рецептов.