До Владимирской области новый директор работал на предприятиях Группы «Ферреро» в немецком Штадталлендорфе и в индийском Барамати. Кстати, в Группе «Ферреро» Мауро Падовани уже более 10 лет. Он дружелюбен, вежлив и привлекателен. Кроме родного итальянского знает английский, немецкий и хинди. Усиленно учит русский.
Приехав на фабрику в обеденное время, мы нашли директора в фабричной столовой ‑ бок о бок с рабочими. Ни ему, ни им это дискомфорта не создавало. Так что мы сразу спросили:
- Мауро, почему вы обедаете в общей столовой? У большинства российских топ-менеджеров это не принято. У них отдельные кабинеты, отдельные блюда. А вы вместе со всеми подходите к раздаче и кассе...
- А почему нет? На фабрике существует такая замечательная инфраструктура ‑ столовая. Почему ею не пользоваться? К тому же я вообще не вижу смысла воздвигать стены между собой и окружающими. Конечно, иногда требуется дистанцироваться для решения определенных рабочих вопросов. Но вне этого не надо специально отгораживаться от других людей. Это абсолютно бессмысленно.
- Вы ведь не впервые во Владимирской области?
- Первый раз я приезжал семь лет назад. На три месяца. Участвовал в запуске фабрики. Предполагалось, что буду после запуска здесь работать. Но затем получил предложение на более высокую на тот момент позицию в Германии. Кстати, русский язык я тоже начинал учить семь лет назад, но потом, в Германии, не хватало стимула продолжить занятия. Так что пока у меня не тот уровень владения языком, и я не готов давать интервью на русском.
- А, по-моему, вы строги к себе. Вы очень правильно строите фразы.
- Давайте мы с вами сделаем еще одно интервью ровно через год ‑ все на русском. И уже тогда посмотрим, что вы скажете…
- Согласна. Мауро, в СССР было принято на одном заводе по 40 лет трудиться. А ваш предшественник Штефан Лембке через три с половиной года здесь уехал руководить фабрикой в Мексике. Вы приехали к нам с опытом работы в таких разных странах, как Германия и Индия... Скажите, в такой ротации топ-менеджеров внутри группы компаний чего больше ‑ плюсов или минусов?
- Если говорить конкретно о менеджменте, то это однозначно хорошо. Особенно хорошо для менеджера, когда его переводят на более высокую позицию. Но в любом случае ротация ‑ очень полезная практика. «Ферреро» - глобальная компания. И здесь важен обмен опытом, распространение самых удачных практик, обновление в управленческом стиле в соответствии с требованиями времени. Три года - необходимый минимум, чтобы поработать на одной позиции, вникнуть, войти в ритм. А 6-7 лет - это уже, наверное, максимум. Конечно, изменения в руководстве могут создавать определенный стресс для сотрудников. Они привыкли работать с одним руководителем, а теперь надо учиться работать с другим. Такие нюансы, безусловно, есть. И для самого топ-менеджера новая должность ‑ это тоже всегда вызов. Но и отличная возможность. Тем более в новой стране. Работать в разных культурах ‑ это огромный шанс для серьезного личного роста, возможность получить новые знания и опыт. Наконец, это просто интересно. Я работал в Германии, в Индии. Сейчас - в России. В каждой стране ‑ своя ситуация, собственный стиль работы и особенная культура. В России мне нравится. Собственно, еще семь лет назад понравилось. И я тогда для себя решил, что когда-нибудь хотел бы получить возможность сюда вернуться.
- Новый руководитель всегда должен что-то улучшить, иначе зачем менять прежнего? А что можно улучшить на этой фабрике? Она сама, как «конфетка».
- Точно не продукцию. Это компетенция владельцев бренда, которые, должен признать, обладают стремлением к постоянному совершенству. А миссия фабрики ‑ производить продукты так, как они были задуманы их создателями. При этом мы должны сосредоточиться на нескольких основных задачах. Сохранение безупречного качества. Забота о людях, которые работают с нами и для которых мы работаем. Бережное отношение к окружающей среде. В частности, в этом году мы сфокусированы на мероприятиях по сокращению потребления энергоресурсов - электроэнергии, природного газа, воды. Для нас энергосбережение - очень серьезная тема. На фабрике в этом плане уже много сделано в последние годы. На следующий год мы планируем сократить потребление энергоресурсов на каждую тонну произведенной продукции на 4%. Таким образом, при нынешнем объеме производства мы cможем добиться экономии более трех с лишним тысяч мегаватт-часов. Если перевести эту цифру на понятный язык, то получится 6 миллионов стирок вашей домашней стиральной машины. При этом оптимизация потребления электроэнергии будет проведена, разумеется, без потери комфорта для людей и без снижения качества продукции.
- Как вы с образованием инженера-машиностроителя попали в кондитерскую компанию?
- Можно сказать, случайно. Планировал работать в автомобилестроении. Но когда я заканчивал обучение, случайно узнал, что «Ферреро» в Германии ищет инженеров для своей фабрики. Немного посомневался, мое ли это, но все равно поехал на собеседование. Заинтересовала возможность получить опыт жизни и работы управленцем в другой стране. Кстати, уже на первом собеседовании у меня возникло удивительное чувство принадлежности к этой компании, - будто я дома. Люди, с которыми я тогда встретился, выглядели очень воодушевленными своей работой. Атмосфера была такой, что сразу захотелось остаться в «Ферреро». Так что я забыл про автомобили и ни разу об этом не пожалел.
- Благодаря карьере в разных странах вы имели возможность научиться чувствовать и понимать немцев и индийцев. Скажите, чем они, а также итальянцы и русские похожи, а чем отличаются друг от друга?
- Отличия между разными народами есть, это безусловно. Но много очень схожих черт. В частности, я сам удивлен, как много общего в подходах к работе между немцами и русскими. И те и другие серьезны, пунктуальны и педантичны. С другой стороны, эмоциональная сторона российского стиля работы и общения друг с другом сильно перекликается с итальянской и с индийской. У Италии, России и Индии эмоциональная составляющая находится, можно сказать, на одной волне.
- Не зря у наших стран традиционно прекрасные отношения.
- Очень может быть. В России, в частности, мне, наверное, было несколько легче большинства иностранцев преодолевать первоначальные барьеры, так как я могу объясниться на русском языке. Но, в отличие от столиц, в небольшом городе есть своя специфика. Во Владимире я часто вижу, что люди сдержанные и закрытые, но - только на первый взгляд. Потом, когда барьер преодолен, оказывается, что владимирцы - очень открытые, эмоциональные и дружелюбные люди. И дистанция сокращается очень быстро.
- Вы живете во Владимире, а работаете в Ворше. Как вам пробки и качество дорог?
- Пробки мне не особенно мешают. Просто складывается так, что, когда я утром еду из Владимира, основной поток движется в обратном направлении - во Владимир. Когда вечером я еду домой, то снова навстречу пробке. Для меня в этом плане все удобно (улыбается. - М.К.). Что касается качества дорог, то, скажем так, не везде оно идеальное. Но семь лет назад было гораздо хуже. Если сравнить с тем временем - разница заметная.
- На достопримечательности времени хватает? Я понимаю, что итальянца красивой архитектурой не удивить, но во Владимирской области тоже есть на что посмотреть.
- Мне нравится, что у Владимира свое лицо. Я люблю, когда город вот так говорит о себе. Чтобы в нем сохранялись черты, которые рассказывают о его прошлом. Они даже не обязательно должны быть красивыми. Скажем, архитектурные сооружения советского времени далеко не все эстетически безупречны. Но они были построены именно так, потому что за этим стояла идея. И, глядя на эти здания, мы можем увидеть историю. Это здорово. Если проводить аналогии, то, например, Санкт-Петербург изначально был построен как один большой красивый город. А Москва ‑ это множество культурных слоев. Как человеческое лицо ‑ пусть с морщинами, но тем оно и интересно. Потому что на нем - вся история жизни человека. Владимир - тоже такой. При этом здесь найден хороший компромисс между прошлым и настоящим. Также здесь прекрасные памятники религиозной культуры - Успенский, Дмитриевский соборы... Сегодня, например, планирую побывать в Боголюбове. Ну а потом ‑ в Суздале.
- Тогда у меня рекомендация. Посетите Гусь-Хрустальный. Там в уникальном здании бывшего собора расположен Музей хрусталя. Но главное ‑ там потрясающая картина великого русского художника Васнецова «Страшный суд». Она может поразить даже итальянца.
- Хорошо. Я обязательно воспользуюсь вашей рекомендацией побывать в Гусь-Хрустальном.