- Николай Борисович, удалось ли за 10 лет реализовать задуманное?
- Слукавлю, если скажу, что все, на что мы рассчитывали, выполнено на сто процентов. Здоровая неудовлетворенность результатами собственной работы должна присутствовать всегда. В противном случае исчезнет мотивация к дальнейшему развитию. Этот принцип применим не только к построению бизнеса, но и к жизни. Чтобы угнаться за информацией, новыми технологиями, законодательными новациями, нужно постоянно держать руку на пульсе.
10 лет - это определенный рубеж в истории «ВОЭК». Были взлеты, падения, стагнация. Но всегда мы стояли на своем: глобально энергетика - кровеносная система экономики. Да и в бытовом плане без электричества никуда. Сегодня у многих начнется паника, если не будет возможности хотя бы зарядить мобильник.
В 2006 году «ВОЭК» пришла на рынок малой энергетики региона. За два следующих года окончательно оформилась конфигурация компании. Мы смогли занять устойчивое положение в 12 городах области.
Куда бы мы ни приходили, состояние электросетевого хозяйства было плачевным. Везде требовались серьезные финансовые вложения для обновления основных фондов. Необходимо было менять морально и физически устаревшие трансформаторы, линии электропередачи и т.д. Денег у собственника (а это, как правило, муниципалитеты) на это не было.
Финансовую базу для реализации инвестиционных программ в самом начале пути нам помог обеспечить один из наших акционеров. А начиная с 2010 года, после перехода компании на регулирование методом доходности инвестированного капитала (RAB), мы инвестируем за счет собственных средств.
Сейчас компания активно реализует инвестпрограмму 2013-2017 годов. Все наши инвестиционные программы мы обязательно согласовываем и утверждаем в администрации области при участии ОМСУ. Более того, одним из акционеров компании является администрация области (в лице ДИЗО). АВО владеет 25%+1 акция «ВОЭК». Мы всегда с вниманием относимся к пожеланиям собственника имущества. Для нас важен диалог. Несмотря на то, что мы вложили в энергетику области больше 2 миллиардов рублей и входим в топ-20 крупнейших налогоплательщиков региона, имеем за плечами серьезный багаж профессиональных знаний и навыков, мы умеем слышать и работать со всеми, кто по-настоящему заинтересован в конструктивном взаимодействии.
- Насколько нынешняя экономическая ситуация влияет на инвестиционные планы компании?
- Главное: все взятые на себя обязательства мы выполняем полностью. Другого здесь не дано. Это не первые сложности в экономике за последние 10 лет. Да, существуют трудности. К примеру, выросла цена заемных средств, подорожало оборудование. Но повод ли это опускать руки? Нет. Скажу больше: готовиться к ухудшению экономической ситуации мы начали загодя. В прошлом году шаг за шагом стали проводить централизацию структуры управления: в головной офис забрали определенный функционал, который ранее выполнялся на местах. Речь в первую очередь идет о бухгалтерии, юридической службе. Параллельно переводили все наши обособленные подразделения в РЭСы (районы электрических сетей). Эти меры позволили нам повысить оперативность принятия решений, оптимизировать процессы управления оборудованием, обеспечить единый подход при обслуживании сетей, снизить издержки на управление. Что касается подорожавшего вслед за долларом и евро иностранного оборудования, то это повод пристальнее присмотреться к отечественным аналогам.
- Словом, кризис послужил драйвером для поиска внутренних резервов?
- В том числе. Но не только. Кризис - это отличное время для беспристрастного анализа ситуации не только внутри компании, но и вне ее. В первую очередь я сейчас говорю о наших потерях, т.е. тех деньгах, которые нам недоплачивают наши потребители, хотя услугой пользуются в полной мере.
Чтобы не быть голословным, приведу один пример: есть в Петушинском районе поселок Городищи. А там есть улица, на которой расположены несколько десятков домов, они очень давно не платят за электроэнергию. Проживают на этой улице лица преимущественно цыганской народности, которые в плане платежной дисциплины никогда аккуратностью не отличались. Мы их отключаем, они самовольно подключаются. И вроде бы махнуть рукой... Но не те времена, чтобы пустить все на самотек. И что вы думаете: раз приехали отключать - на нас с ножом. Во второй раз мы взяли сотрудников ЧОП. В третий раз у части домовладений к нашему приезду оказались закуплены приборы учета. И мы поняли: наши усилия дают результат. Лед тронулся. Эта история лишний раз доказывает, что безвыходных ситуаций не существует.
- Каков сегодня процент потерь и каким он должен быть, чтобы вы могли сказать, что задача-максимум выполнена?
- Работы еще непочатый край! До идеала далеко. Но и уже сделанное позволяет мне смотреть в будущее с оптимизмом. В 2011 году фактические потери составляли 15,62%. Спустя три года, в 2014-м, их удалось довести до 13,51%. Казалось бы, всего 2 процента разницы... Но ведь 1 процент - это 40 миллионов рублей экономии!
Основное влияние на снижение потерь электроэнергии в городах присутствия оказали внедрение и установка автоматической системы контроля и учета электроэнергии на базе электросчетчиков «Матрица». Особенно актуальна установка подобных систем в частном секторе. В ближайшие несколько лет мы планируем охватить системой всех потребителей частного сектора, в том числе за счет средств, сэкономленных от снижения потерь.
Снижение потерь - это не только борьба с недобросовестными потребителями, но и замена устаревшего оборудования. «ВОЭК» за время реализации инвестиционных программ построила и реконструировала более 133 км кабельных линий электропередачи, более 306,5 км воздушных линий, 146 ТП и КТП.
- Логично предположить, что проводимые мероприятия положительно повлияли на статистику по износу сетей?
- Разумеется. Выполненные работы позволили снизить износ электросетей с 73 до 56 процентов, улучшить качество электроснабжения потребителей. Количество аварийных отключений потребителей с 2478 в 2011 году снизилось до 1454 в 2014 году.
Все, что касается интересов потребителя, у нас в компании в приоритете. Так, с 2012 года в режиме «одного окна» функционирует Центр обслуживания клиентов. В прошлом году мы подключили единый федеральный номер (8-800-250-41-33) - этот сервис позволяет бесплатно связаться с нами из любой точки страны и получить ответ на любой вопрос. Мы активно занимаемся наполнением нашего сайта (www.voek33.ru), предлагая клиентам, к примеру, ознакомиться с видами и ценами на наши услуги. Да, мы не волшебники, но все, что связано с электричеством, - наша стихия. Одно то, что наша компания является единственной специализированной организацией областного уровня по эксплуатации городских электрических сетей напряжением до 10 кВ, говорит о многом. За свою работу мы отвечаем.
- Николай Борисович, благодарю за интересный, живой разговор.
НАША СПРАВКА
ОАО «ВОЭК» - областная электросетевая компания, ведущая бизнес в 12 городах региона (Владимир, Гусь-Хрустальный, Камешково, Киржач, Кольчугино, Ковров, Петушки, Судогда, Суздаль, Собинка, Юрьев-Польский. Также под управлением компании находится ООО «Вязниковская
горэлектросеть»).
ОАО «ВОЭК» - крупный инвестор и надежный поставщик коммунального ресурса, профессиональный оператор. За 10 лет в энергетику области было инвестировано более 2,2 млрд руб.
Предоставление услуг:
l установка счетчиков,
l пусконаладочные работы,
l проектные работы,
l строительные работы,
l электромонтажные работы и т.д.