1 июня 2016 в 17:19

Магнит на холодильник как двигатель прогресса

Фото: Владимира Чучадеева
На какие сувениры сегодня туристу денег не жалко? Индустрия гостеприимства требует системного подхода и больших капиталовложений. Без развитой инфраструктуры серьезного туриста, пожелавшего пополнить казну принимающей стороны, не привлечь. Но и такая «мелочь», как местная сувенирная продукция, может «сыграть» - оставить у туриста добрую память от поездки, поспособствовать прибытию в регион новых гостей. Каким должен быть сувенир, чтобы прижимистый сегодня турист с удовольствием расстался со своими кровными?

Одинаковы с лица

О тенденциях развития российского рынка сувенирной продукции и территориального брендинга шла речь на межрегиональной конференции «Из России с любовью!», прошедшей в рамках IV Владимирского экономического форума.

О чем рассуждали теоретики и практики из нескольких регионов центра России? Проблем много, но главная - придумать и грамотно продвинуть на рынке сувенир, поражающий туриста не только и не столько оригинальностью замысла и мастерством исполнения, но в первую очередь несущий местный колорит. Вот, должен сказать себе и друзьям турист, такого больше нигде не купить! На языке профессионалов «такое» называется идентичным сувениром, то есть тем товаром, который прочно отождествляется с местностью, где приобретен. С такими сувенирами у нас в стране напряженка: прилавки и лавки вдоль туристических троп прочно оккупировали китайские поделки и без разницы, где турист их покупает - в Переславле-Залесском, Суздале или Костроме. Правда, есть тенденция к исправлению ситуации.

- Мы проводили исследования, - рассказывает Игорь Каверзин, сопредседатель оргкомитета конференции, вице-президент Национальной ассоциации событийного туризма, председатель экспертного совета национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», - по которым еще два года назад 70 процентов сувенирной продукции в Суздале было привезено из Китая. Сейчас пропорция обратная. Сувенирная отрасль развивается, и, кроме того, помог кризис - возить из КНР товар из-за изменившегося курса валют стало просто невыгодно.

Импортозамещаться заставляют не только экономические реалии, но и запросы самих туристов. Сегодня в России внутренний туризм на подъеме, и соответственно прибывший, к примеру, из Ярославля в Муром турист вовсе не хочет тратить деньги на сувениры из серии «одинаковы с лица» - такое он и дома купит. Сейчас турист ищет «изюминку», и тут на выручку приходят традиционные народные промыслы. С этим, кстати, во Владимирской области полный порядок: хочешь - гусевской хрусталь выбирай, хочешь - мстерскую лаковую миниатюру.

Промыслы и сувениры

Но, как говорят специалисты, между изделием народно-художественного промысла и туристическим сувениром нельзя поставить знак равенства - задачи у них разные, приоритеты, тенденции и целевая аудитория. Хотя именно народные промыслы задают эталонную планку для всей «сувенирки»: тут и историческая подоплека, и такая желанная идентичность, и высокое мастерство исполнения. А вот туристический сувенир вовсе не обязан быть произведением искусства и стоить должен не очень дорого.

- У нас в ассортименте есть дорогие, даже коллекционные вещи, но большинство туристов отдает предпочтение недорогому товару, - говорит Александр Бадалов, руководитель КТТК «Золотые ворота», завкафедрой «Промыслы и ремесла» Владимирского госуниверситета. - Стоимость таких массовых сувениров - максимум 500 рублей, а чаще - 100-200. Мелочевку берут для коллег, знакомых, товар подороже - для себя, родных.

Цена памятного подарка, на который кладет глаз наш турист, зависит от нескольких факторов, и не последний из них, на каком этапе своего маршрута попадает он в магазин: в начале, когда еще деньги не потрачены, или под занавес, когда в кошельке почти пусто. Безусловно, при таком раскладе любой продавец заинтересован заманить путешественника пораньше, побыстрее. Однако что ему предложить?

- Торговать оригинальными сувенирами мечтает каждый продавец. И такие сувениры сейчас появляются, - продолжает Александр Бадалов. - В этом нам помогает малый бизнес - индивидуальные предприниматели, ремесленники. Однако, к сожалению, у нас нет общего и законодательно закрепленного понятия «ремесленник», и это тормозящий фактор. Практически каждый регион самостоятельно разрабатывает программы, механизмы помощи ремесленникам. В ВлГУ, например, можно прийти к нам на кафедру и получить бесплатную оценку перспектив продвижения изделия, мы также проведем и художественную экспертизу, но дальше ремесленник будет штурмовать рынок в одиночку, на тех же условиях, что любой другой представитель малого бизнеса.

Купил и съел

Еще одна современная тенденция на рынке - возрастающая роль гастрономических сувениров. Это не российское изобретение, а мировой тренд: съедобные сувениры составляют 10 процентов от всего объема продаж.

По мнению президента Национальной ассоциации специалистов событийного туризма, председателя экспертного совета Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» в 2016 году, главного редактора туристического портала «Живая карта» Олега Алексеева, Владимирскому краю есть что предложить на рынке. Например, покровский пряник, муромский калач или суздальскую медовуху.

С «гуру» российского гастрономического туризма Олегом Алексеевым согласен вице-губернатор области Михаил Колков. Гастрономическому аспекту туризма во Владимирской области в последнее время уделяется особое внимание. В частности, недавно была презентована и готовится к выпуску в электронном и полиграфическом вариантах «Гастрономическая карта Владимирской области», на которой будут обозначены пункты питания, предлагающие гостям оригинальные блюда из местных продуктов. А в сентябре вокруг одного из гастрономических сувениров ‑ суздальской медовухи ‑ будет организован фестиваль «МедовухаФест», который, по словам Михаила Колкова, должен не только привлечь туристов, но и объединить производителей традиционных национальных напитков.

Но, несмотря на предпринятые усилия, региону-33 пока еще далеко до брендирования (в профессиональном смысле) и получения товарных знаков для своих съедобных сувениров. Ту же медовуху выпускают сотни заводов и заводиков в разных регионах, а вот пармская ветчина или адыгейский сыр - это бренд, не требующий дополнительных разъяснений, и, собственно, идеал, к которому должен стремиться любой гастрономический сувенир.

Для своих

и не только

Впрочем, успешные практики возможны и на сувенирном поприще Владимирской области. Артель «Дядя Миша» и ее руководитель Михаил Самойлов это доказали. Как признается Михаил, он делает ставку не на приезжих, а на «аборигенов». Значки и открытки с изображением губернатора Светланы Орловой или настольную игру «Конкуренция», сделанную по принципу «Монополии», но с нашими известными личностями в картонном исполнении и с картой областного центра, охотно раскупают именно владимирцы. А вот придуманные «Дядей Мишей» духи с ароматами Владимира и Суздаля - это уже товар «на экспорт». Чем берет Самойлов? Прежде всего, той самой оригинальностью, за которую ратуют спецы сувенирной индустрии, и ценовой доступностью, такой желанной туристами: нам бы магнитик на холодильник рублей за сто, но чтоб непременно оригинальный и с привязкой к местности.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Глава СК потребовал провести проверку после статьи «ВВ» о загрязнении Оки
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил региональным следователям провести проверку по факту сброса сточных вод и обнаружения загрязнений в акватории реки Ока в черте Мурома. Реакция главы ведом…
29 минут назад Во Владимире покажут автограф физика Александра Столетова
Коллекция частного музея Татьяны Пикуновой пополнилась уникальным экспонатом. Из Франции во Владимир вернулось письмо, написанное нашим великим земляком, выдающимся физиком Александром Григорьевичем Столетовым. Экспонат…