Одинаковы с лица
О тенденциях развития российского рынка сувенирной продукции и территориального брендинга шла речь на межрегиональной конференции «Из России с любовью!», прошедшей в рамках IV Владимирского экономического форума.
О чем рассуждали теоретики и практики из нескольких регионов центра России? Проблем много, но главная - придумать и грамотно продвинуть на рынке сувенир, поражающий туриста не только и не столько оригинальностью замысла и мастерством исполнения, но в первую очередь несущий местный колорит. Вот, должен сказать себе и друзьям турист, такого больше нигде не купить! На языке профессионалов «такое» называется идентичным сувениром, то есть тем товаром, который прочно отождествляется с местностью, где приобретен. С такими сувенирами у нас в стране напряженка: прилавки и лавки вдоль туристических троп прочно оккупировали китайские поделки и без разницы, где турист их покупает - в Переславле-Залесском, Суздале или Костроме. Правда, есть тенденция к исправлению ситуации.
- Мы проводили исследования, - рассказывает Игорь Каверзин, сопредседатель оргкомитета конференции, вице-президент Национальной ассоциации событийного туризма, председатель экспертного совета национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», - по которым еще два года назад 70 процентов сувенирной продукции в Суздале было привезено из Китая. Сейчас пропорция обратная. Сувенирная отрасль развивается, и, кроме того, помог кризис - возить из КНР товар из-за изменившегося курса валют стало просто невыгодно.
Импортозамещаться заставляют не только экономические реалии, но и запросы самих туристов. Сегодня в России внутренний туризм на подъеме, и соответственно прибывший, к примеру, из Ярославля в Муром турист вовсе не хочет тратить деньги на сувениры из серии «одинаковы с лица» - такое он и дома купит. Сейчас турист ищет «изюминку», и тут на выручку приходят традиционные народные промыслы. С этим, кстати, во Владимирской области полный порядок: хочешь - гусевской хрусталь выбирай, хочешь - мстерскую лаковую миниатюру.
Промыслы и сувениры
Но, как говорят специалисты, между изделием народно-художественного промысла и туристическим сувениром нельзя поставить знак равенства - задачи у них разные, приоритеты, тенденции и целевая аудитория. Хотя именно народные промыслы задают эталонную планку для всей «сувенирки»: тут и историческая подоплека, и такая желанная идентичность, и высокое мастерство исполнения. А вот туристический сувенир вовсе не обязан быть произведением искусства и стоить должен не очень дорого.
- У нас в ассортименте есть дорогие, даже коллекционные вещи, но большинство туристов отдает предпочтение недорогому товару, - говорит Александр Бадалов, руководитель КТТК «Золотые ворота», завкафедрой «Промыслы и ремесла» Владимирского госуниверситета. - Стоимость таких массовых сувениров - максимум 500 рублей, а чаще - 100-200. Мелочевку берут для коллег, знакомых, товар подороже - для себя, родных.
Цена памятного подарка, на который кладет глаз наш турист, зависит от нескольких факторов, и не последний из них, на каком этапе своего маршрута попадает он в магазин: в начале, когда еще деньги не потрачены, или под занавес, когда в кошельке почти пусто. Безусловно, при таком раскладе любой продавец заинтересован заманить путешественника пораньше, побыстрее. Однако что ему предложить?
- Торговать оригинальными сувенирами мечтает каждый продавец. И такие сувениры сейчас появляются, - продолжает Александр Бадалов. - В этом нам помогает малый бизнес - индивидуальные предприниматели, ремесленники. Однако, к сожалению, у нас нет общего и законодательно закрепленного понятия «ремесленник», и это тормозящий фактор. Практически каждый регион самостоятельно разрабатывает программы, механизмы помощи ремесленникам. В ВлГУ, например, можно прийти к нам на кафедру и получить бесплатную оценку перспектив продвижения изделия, мы также проведем и художественную экспертизу, но дальше ремесленник будет штурмовать рынок в одиночку, на тех же условиях, что любой другой представитель малого бизнеса.
Купил и съел
Еще одна современная тенденция на рынке - возрастающая роль гастрономических сувениров. Это не российское изобретение, а мировой тренд: съедобные сувениры составляют 10 процентов от всего объема продаж.
По мнению президента Национальной ассоциации специалистов событийного туризма, председателя экспертного совета Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» в 2016 году, главного редактора туристического портала «Живая карта» Олега Алексеева, Владимирскому краю есть что предложить на рынке. Например, покровский пряник, муромский калач или суздальскую медовуху.
С «гуру» российского гастрономического туризма Олегом Алексеевым согласен вице-губернатор области Михаил Колков. Гастрономическому аспекту туризма во Владимирской области в последнее время уделяется особое внимание. В частности, недавно была презентована и готовится к выпуску в электронном и полиграфическом вариантах «Гастрономическая карта Владимирской области», на которой будут обозначены пункты питания, предлагающие гостям оригинальные блюда из местных продуктов. А в сентябре вокруг одного из гастрономических сувениров ‑ суздальской медовухи ‑ будет организован фестиваль «МедовухаФест», который, по словам Михаила Колкова, должен не только привлечь туристов, но и объединить производителей традиционных национальных напитков.
Но, несмотря на предпринятые усилия, региону-33 пока еще далеко до брендирования (в профессиональном смысле) и получения товарных знаков для своих съедобных сувениров. Ту же медовуху выпускают сотни заводов и заводиков в разных регионах, а вот пармская ветчина или адыгейский сыр - это бренд, не требующий дополнительных разъяснений, и, собственно, идеал, к которому должен стремиться любой гастрономический сувенир.
Для своих
и не только
Впрочем, успешные практики возможны и на сувенирном поприще Владимирской области. Артель «Дядя Миша» и ее руководитель Михаил Самойлов это доказали. Как признается Михаил, он делает ставку не на приезжих, а на «аборигенов». Значки и открытки с изображением губернатора Светланы Орловой или настольную игру «Конкуренция», сделанную по принципу «Монополии», но с нашими известными личностями в картонном исполнении и с картой областного центра, охотно раскупают именно владимирцы. А вот придуманные «Дядей Мишей» духи с ароматами Владимира и Суздаля - это уже товар «на экспорт». Чем берет Самойлов? Прежде всего, той самой оригинальностью, за которую ратуют спецы сувенирной индустрии, и ценовой доступностью, такой желанной туристами: нам бы магнитик на холодильник рублей за сто, но чтоб непременно оригинальный и с привязкой к местности.