8 июня 2016 в 16:34

Купание в непрозрачных водах Клязьмы

Об особенностях купального сезона во Владимире столетие назад Г убернатор Николай Петрович Синельников приехал в наш город ранней весной 1852 года, а поздней осенью уехал. Всего лишь за несколько месяцев ему удалось значительно благоустроить Владимир: замостить спуск к Клязьме и многие улицы, построить крытые прилавки для торговли мелким товаром. По его же распоряжению были устроены на реке Клязьме общественные мужская и женская купальни.

Кому купальню?

14 апреля 1853 года его преемник генерал-лейтенант Владимир Егорович Анненков предложил губернскому правлению издать постановление о передаче купален в хозяйственное распоряжение Владимирской городской думы. Но городские власти решили так: самим содержать купальни хлопотно, лучше отдать их с торгов в содержание пожелавшим. Условия аренды и соответствующий текст объявления опубликовали во «Владимирских губернских ведомостях». Но желающих, увы, не нашлось, и устроенные на Клязьме купальни все лето 1853-го оставались в ведении городской думы.

По завершении сезона купальни снова выставили на торги. В октябре аукцион состоялся, и купальни отошли к местному купцу третьей гильдии Николаю Философову. Заплатил он в городскую казну 85 рублей, на 53 рубля выше первоначальной оценки.

На что же потратился деловой человек? В торговом листе от 5 октября 1853 года есть подробное описание. Первая купальня, устроенная на бревнах, обитая внутри тонкими досками, имела в длину 17,6 м, в ширину 9,2 м, в высоту 2,2 м. Внутри нее было восемь скамеек, деревянный пол, а посредине - спускной решетчатый ящик, в нем три сходные лестницы. Снаружи с двух сторон - галерея с перилами. Другая такая же купальня, но чуть меньше по размерам, была устроена на стойках.

По регламенту

Общественным пляжем места отдыха на берегах Клязьмы не ограничивались. В Государственном архиве Владимирской области сохранился любопытный документ. Владимирский городской голова дворянин Сергей Нилович Коптев в апреле 1884 года обратился в управу с прошением: «Имея желание устроить для надобности моего семейства купальню на реке Клязьме, желательно ниже водоприемной трубы городского водопровода, я покорнейше прошу разрешить мне устройство таковой».

И получил ответ, что никаких постановлений городской думы об устройстве частных семейных купален не принималось и никому, таким образом, не возбранялось иметь свои купальни. Кстати, семья ректора Владимирской духовной семинарии примерно в это же время имела купальню вблизи железнодорожной водокачки.

Но 9 августа 1891 года вышло все-таки постановление местных властей об устройстве семейных купален лишь с разрешения управы.

Транспортная недоступность

Первоначально общественные купальни располагались рядом с дровяными складами на правом берегу Клязьмы. Чтобы добраться до них, надо было перейти мост. Это несколько отдаляло их от города, но зато там была вода чище и попасть в купальни можно было по Муромской улице: и пешком, и на извозчике.

В 1911 году тогдашний содержатель купален Гусев, идя навстречу назревшей потребности в приближении купален к городу, передвинул их на левый берег, отделал заново и выкрасил. Нововведение понравилось далеко не всем. Нашлись недовольные: купальни поместили в таком месте, куда не только на извозчике, но и пешком трудно было добраться. Приходилось или идти по железнодорожным путям, или по грязной и пыльной улице между складами дров. Более того, купальни размещались на площадке между нефтяными складами, приходилось соответственно пользоваться не простой водой, а «оминераленной» нефтяными отбросами.

Матрос-бизнесмен Петр Пронин

Ежегодно летом в Клязьме тонуло немало купавшихся. Около «живого моста», где особенно было сильное течение и много воронок, отсутствовали какие-либо знаки с надписью, предупреждавшей об опасности.

Несколько улучшило ситуацию открытие в мае 1899 года на левом берегу спасательной станции. Она представляла собой небольшое одноэтажное деревянное здание с четырьмя окнами. Дежурный пост ежегодно устанавливался с мая по сентябрь. В деревянной будке в течение летних месяцев все время находился матрос Петр Пронин. При нем имелись лодка с веслами, багор, круг с веревкой, мачта с флагами и руководство по оказанию помощи утопавшим, а также правила для купавшихся. Пронин стал своеобразным монополистом в небольшом бизнесе, сочетая одновременно основную работу с дополнительным предприятием: за 53 рубля он арендовал у города лодки и катал желающих по Клязьме.

Искупаться

без приключений

В общем вроде бы в губернском городе и было оборудованное общественное место для купания, но хвалить своенравную и загрязненную Клязьму владимирцам не приходилось. Искупаться было негде, местные купальни стояли при самом спуске канализации. Нечистоты текли прямо в женскую общую купальню, где, смешавшись с клязьминской водицей, составляли настолько раздражающую кожу смесь, что у некоторых появлялась сыпь. Не лучше было купание и с берега: от воды появлялись нарывы, а еще можно было пострадать от хулиганов. Так, одно время злоумышленник с Подсоборной улицы у купавшихся мужчин уносил белье, платье и обувь, а вещи купавшихся барышень бросал в воду.

Бывали случаи и посерьезнее. Например, в разгар лета 1914 года во время купания выше городской водокачки у служащего железнодорожной станции вор похитил брюки, в кармане которых находился серебряный портсигар. Лишь благодаря бдительности жандарма похитителя, оказавшегося сыном псаломщика, задержали.

Распространилась и другая забава среди владимирских подростков: они окружали в воде какую-нибудь девицу, хватали ее за «интересные места» и сквернословили.

В 1913 году неизвестные унесли цепи весом в 5 пудов из купальни. 27 июня 1914 года пострадавший Новиков подал в суд. В своем иске он объяснял, что разрезал гвоздем левую ногу. Гвоздь оказался на лестнице, ведущей из общих купален на реку, и торчал около третьей ступеньки.

Купальни Гусева

В 1906 году был заключен договор с крестьянином деревни Колычевой Судогодского уезда Василием Гавриловичем Гусевым на отдачу в арендное содержание на реке Клязьме плотов для стирки белья, ледоколен и купален сроком на 6 лет с ежегодным платежом в доход города по 801 рублю. Ему предоставлялось монопольное право устраивать летом общие купальни, разделенные на мужские и женские. Выбор места для построек производился по указанию управы. Такса за стирание белья и купание обязательно выставлялась за счет Гусева на видном месте.

В 1912 году договор перезаключили на очередные 6 лет. С целью получения наибольшего дохода от своего бизнеса Гусев разместил в газете «Владимирский листок» рекламу: «С 23 мая 1913 года на реке Клязьме открыты купальни. Мужские и женские по 5 коп., номерные по 10 коп. Для желающих есть сезонные билеты. Ход в купальню между керосиновыми складами Нобеля и Овсянникова. Есть мыла разных фабрик, простыни, полотенца. С почтением содержатель купален В.Г.Гусев».

С целью предупреждения несчастий при купании с берегов Клязьмы владимирской управой на основании постановления городской думы от 18 апреля 1912 года была сделана постройка купален. Местные власти израсходовали на устройство двух простеньких навесов для бесплатного купания бедных жителей 100 рублей. Наблюдение за их сохранностью возложили по договору на Гусева.

...Несмотря на разного рода препятствия и последствия, с наступлением лета начиналось купание в Клязьме. Взрослая и состоятельная публика шла либо в семейные, либо в платные купальни, а беднота ныряла в непрозрачные воды Клязьмы прямо с берега.

Маргарита ВЛАДИМИРСКАЯ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…