Всего пару дней после победы Саша был в Коврове. Первая за год встреча с родителями. Но Александр нашел час и на интервью для «ВВ».
Родился он в 1992 году в Коврове, а в секцию велоспорта - к отцу - пришел в 7 лет. Участвовал в первенстве России. Талантливого пацана заметили тренеры из Москвы, пригласили в столичный клуб МГФСО. Саша выиграл серебро чемпионата России, а в 2009-м участвовал в чемпионате Европы и получил приглашение выступать за профессиональную велокоманду «Катюша». Там - лучшие велогонщики России и легионеры.
Александр в «Катюше» был гонщиком основного состава и участвовал в крупных велогонках в Италии, Сербии, Бельгии, Франции.
После победы на престижной молодежной гонке в Италии им заинтересовалась российская профессиональная команда «Рус-Вело», она рангом выше «Катюши». И вот уже в составе ее 24-летний Александр Фолифоров победил на «Джиро» в горной «разделке».
- Это один из этапов гонки, - рассказывает Александр. - «Джиро» - это знаменитый турнир. И то, что «Рус-Вело» получила приглашение участвовать - само по себе достижение... Сама гонка марафонская, этапы в горах с крутыми подъемами и спусками 21 день подряд. Каждый день ‑ новая трасса. Только тех, кто прошел все этапы, называют «генеральщиками», только они вправе рассчитывать на итоговые призы. Но даже победа в одном из этапов ‑ это заявка международного уровня.
Горная «разделка» была этапом 15-го дня соревнований. Крутая гора, все устали. И тут-то и выскочил никому неизвестный прежде русский.
- Раздельный старт ‑ это когда участники проходят дистанцию поодиночке. Результат становится известен уже потом, - объясняет Александр. - Я задачу поставил войти в топ-10. Когда на последних шести километрах увидел, что меня догоняет эскорт мотоциклистов с камерами, а в небе надо мной завис вертолет, то понял, что время будет хорошим.
Потом все было примерно как на «Евровидении»... С каждым новым участником таблица менялась. Я ждал. Долго. Чтобы сильно не нервничать, отключил Интернет, только по мобильному связь держал с братом и родителями…
...А у родителей телефон разрывался. Звонили со всей России все те, кто знает Сашу, болели за него.
Я по наивности предположила, что раз Саша с раннего детства в спортивной секции занимался, у него простого велика и не было, сразу спортивные. А он, смущенно улыбаясь, говорит: «Ну, был детский…». А вот назвать марку - нельзя. По условиям контракта Саше запрещено говорить о марках велосипедов, кроме итальянского «Colnago». Иначе штраф от 500 евро.
«Colnago» ‑ это производитель гоночных велосипедов, компания основана бывшим велогонщиком Эрнесто Кольнаго.
- Это типичная история, - говорит Александр. - Спортсмен после завершения карьеры начинает бизнес, связанный с его спортом. Сейчас Эрнесто за 80, но он еще энергичный старик. Я был у него в гостях… А мне пока рано думать о завершении карьеры. Она, надеюсь, только начинается. Велогонщики в спорте «живут» сравнительно долго ‑ до 40 лет, есть примеры и старше. А потом… Я чаще о тренерской работе задумываюсь...
В интервью СМИ после победы звучало: русский победил! Но для Саши важно и то, откуда он.
- Я себя всегда считаю ковровчанином. И велобаза СКиДа (спорткомплекс ОАО «ЗиД») ‑ одно из тех мест, которое лично у меня входит в понятие «Родина». Это место, где все начиналось. Ну и, конечно, дом родителей, где ждет мама. Она ‑ единственный член семьи, у которой нет спортивного велосипеда.
- Ты большую часть времени проводишь в Италии и твой тренер ‑ итальянец. Как общаетесь?
- По-английски. И итальянский осваиваю. Тренер по-русски раньше знал только фразу «Победа придет». А теперь выучил: «Победа пришла». Многие в России ошибочно считают, что база в Италии, то, что живу там постоянно ‑ это шик, вроде курорта. На самом деле это работа, и нелегкая. Это может показаться странным, но для сборной «Рус-Вело» тренировочную базу в Италии содержать экономнее, чем строить ее в России и оплачивать спортсменам перелеты в Европу на соревнования. Ведь у нас, к сожалению, велоспорт и не развит, и не раскручен. Пьяная драка футболистов скорее станет новостью номер один, чем «Джиро». А там это почти религия.
Вы спрашивали про велосипед вне гонок. В Европе ‑ да. Там города «заточены» под него. Это общепринято. А у нас престижны дорогие машины...
Вот в Коврове сделали как бы велодорожки. Но это профанация. Велодорожка не может быть на тротуаре. Представьте встречу женщины с коляской и велосипедиста, который едет со скоростью 30 км/час!
Во всем мире велодорожка ‑ это часть дороги, выделенная полоса. Даже если велосипедист выезжает на общую полосу, что случается нередко, никому из участников движения и в голову не придет зажимать его, сигналить, возмущаться. Все снизят скорость до скорости велосипедиста и будут ехать так ровно столько, сколько понадобится ему добраться до выделенной полосы...
...А о других велосипедах мы все же поговорили. На велобазе СКиДа - целая коллекция аппаратов, в том числе и тот, который был куплен на первые призовые деньги Александра. Ему тогда еще и четырнадцати не исполнилось. Он даже помнит, как обматывал изолентой руль одного из первых байков. Изолента сохранилась до сих пор…
- А что тебя еще связывает с малой родиной?
- Личных связей все меньше. После школы была учеба в институте физкультуры в Москве. Там появились новые друзья, а многие одноклассники и друзья детства за это время уехали из города. Но Ковров для меня - понятие близкое и родное. Это как мечта. О том, что у нас в России когда-нибудь будет комфортно и приятно жить, на велосипедах кататься. Хочется верить, что мои результаты, помимо бонусов лично для меня, привлекут внимание к развитию спорта тех людей, от которых у нас зависят важные решения. Ведь это же наша Родина! Мы хотим жить дома. А перспектива учить итальянский - даже с учетом их климата и пейзажей - это не мечта, а вынужденная реальность...
...Уже на следующий день Саша улетел в Италию - до конца июля. Потом, возможно, еще на пару дней приедет домой. И вновь до октября дома не появится. И это еще очень удачный год - целых три раза с родителями повидался…