15 июня 2016 в 16:20

Художник Никас Сафронов: «Надо уметь быть ремесленником»

Фото: Владимира Чучадеева
У него не счесть званий и наград. Он, без преувеличения, давно стал одним из самых успешных современных художников России. Друг звезд и сам звезда. При этом ведет себя совершенно без понтов: ни о ком не говорит ни одного дурного слова, терпим к человеческим слабостям, доброжелателен и уважителен абсолютно ко всем людям, невзирая на их социальный статус. Это сегодняшний гость «ВВ», заслуженный художник России, академик Никас Сафронов.

- Никас, на этот раз во Владимир вы приехали на открытие галереи Юлии Румянцевой. Скажите, разумно открывать такие объекты сейчас, во время падения спроса на все, в том числе на искусство?

- Мой приезд связан с любовью к Владимиру. Я приехал не за деньги, а от души. Как друг города. Чтобы показать, что я с вами. Что я готов поддержать молодых начинающих художников. Это как дар благодарности: если я сам состоялся, то должен привносить ответные дары в окружающий мир.

Но вы правы - сейчас действительно закрывается много галерей. Они не приносят прибыли, так что это часто - альтруизм людей, которые хотят сделать что-то красивое. Времена сейчас непростые. Но мы должны ценить то, что у нас есть. Искать то замечательное, что стоит развить. Именно тогда, когда кажется, что все надо закрывать, надо открывать. Помните, как сказала Майя Плисецкая, когда ребенка привели в балет? Она спросила: «Сколько ему лет?». А когда услышала: «Три года», то ответила: «Вы опоздали на три года».

Не надо ничего откладывать на потом. Если кажется, что все плохо, надо показывать, что все хорошо. В этом случае в итоге все и будет хорошо, потому что очень многое зависит от состояния души, от настроения.

Даже во время войны, в блокаду люди устраивали праздники: хлеб делили по кусочкам и раздавали в семье как подарок.

У нас сложные времена? Но не такие же, как в блокадном Ленинграде, верно? В эти времена каждый человек имеет право творить и зарабатывать на этом. Для этого огромные возможности. И, кстати, вложения в искусство ‑ всегда в конечном счете самые выгодные. Во всех смыслах. По аналогии с поговоркой «не хочешь кормить свою армию ‑ будешь кормить чужую». Так и с искусством: если им не заниматься у себя, то потом придется на Западе покупать «черные квадраты».

У нас великое государство. И его искусство должно быть великим. А мне недавно звонили с BBC, спрашивали о человеке, поджегшем дверь ФСБ, а до того прибивавшего свои причиндалы на Красной площади. Этот человек называет себя художником. Но то, что он сделал, - это хулиганство. И лучшее, что можно сделать, - не замечать такого. Но общество реагирует на такие всплески... Напрасно. Потому что искусство ‑ это то, через что человек свое сердце проявляет. Это то, что он создает в надежде, что его творение понравится людям. Я считаю, любое искусство любого жанра должно зиждеться на классике. На знании старых мастеров. Человек с академической базой всегда увидит нюансы, которые не заметит «простой невооруженный глаз».

- Вы сказали про огромные возможности для творческих людей. Но ведь не факт, что работы будут продаваться.

- Не факт. Если ты считаешь себя художником, надо продолжать искать свои пути. Методом проб и ошибок. Конкуренция среди художников огромная. Только в Москве их 275 тысяч. Но именно конкуренция стимулирует работать больше и лучше. Если бы я, например, ждал вдохновения каждый раз, я бы траву ел у своего дома.

Надо уметь быть ремесленником. Но для этого надо уметь очень многое, чтобы стать профессионалом, чтобы выдвинуться, добиться востребованности. Чтобы зарабатывать деньги на искусстве, надо фантастически много работать.

Вот творец думает, что все рассчитал ‑ и ему дадут золотой. А так не всегда. Работать надо еще сердцем и душой. А для всего этого надо очень много учиться. Я учился всю жизнь, в том числе в Италии, в Голландии, окончил Суриковский институт... Я и сейчас продолжаю учиться.

- Вы пишете в разных жанрах: пейзаж, символизм, кубизм... Вас не обижает, что широкие массы знают вас прежде всего как портретиста знаменитостей и богачей?

- Я всю жизнь занимался портретами. Они всегда меня выручали. Портреты ‑ мой заработок. Но я и его стараюсь делать достойно. Между прочим, самое дорогое для меня произведение ‑ это портрет моего сына, когда он был маленьким... Знаете, иногда смотришь на свои прежние работы и понимаешь, что в тот момент, когда писал их, прошел мимо чего-то очень важного в жизни. И жалеешь об этом. Но это тоже надо прочувствовать. Прочувствовать - и отпустить. Тогда все будет хорошо.

- А можно личный вопрос?

- Можно. Не женат.

- Я не об этом. Любой публичный человек рано или поздно попадает в скандалы, реальные или надуманные. Меня восхищает, как вы ведете себя в таких случаях: всегда с достоинством и интеллигентностью. То есть даже если на вас «тявкают», вы никогда не делаете того же в ответ. Как удается?

- Просто умею прощать. Я родился в семье священника, так что... Если вас хулят или оскорбляют, это не повод делать то же самое. Например, с «Пусси Райот» я бы ничего делать не стал.

Есть притча о хулигане в церкви. Он кричал. Перебивал. Пел матерные песни. Плевал шелуху от семечек в священника, читавшего молитвы. После службы к нему подошла уборщица: «Сынок, можно уберу вокруг вас? А то очень много мусора». На следующий день этот человек пришел и покаялся.

Не обращать внимания - это лучшее, что можно сделать. Время идет, все всегда устаканивается. Зачем огрызаться? С кем-то, конечно, надо судиться. Но зачем? Сутяжничать и скандалить? Я считаю себя человеком, который сам себя давно сделал. Поэтому просто много работаю, занимаюсь благотворительностью и стараюсь поменьше обращать внимания на то плохое, что говорят и пишут. Никогда никого не ругаю, хотя в свой адрес слышу всякое.

И тут лучше просто помолиться и простить этих людей. Они надеются, что, оскорбляя кого-то, сами возвысятся. Но так не бывает. Все отражается в них же и все сторицей возвращается им же.

- Зачем вам благотворительность: опека школ, постройка церквей?

- Мне это в удовольствие. И потом - это просто нужно делать. Если Господь дал мне заработать, то я должен возвращать что-то в мир. Моя мама всегда говорила: «Если ты, сынок, три копейки заработал, одну обязательно отдай на благотворительность».

- Как художник, скажите ‑ существует идеальная красота?

- Разумеется, нет. При желании в любой картине, в любом пейзаже и в любом человеке можно найти недостатки. Хотя прежде чем их искать у кого-то еще, сначала надо посмотреть на себя. Так что совершенной красоты не бывает, всегда есть некий изъян. То родинка не там, то щиколотка не такая...

Но я думаю, что доброта, излучаемая из глаз, - основа настоящей красоты. А все остальное ‑ собирательный образ. У любого человека есть шанс: у самого некрасивого влюбить в себя самого красивого. Он может быть маленьким и сутулым, но чудесным. А может быть красавцем, но отвратительно неприятным, с кем не хочется ни общаться, ни тем более дружить. У меня была девушка. Не очень красивая внешне. Но мы встретились впервые в автобусе. Она посмотрела на меня так, что я потом неделю ее искал.

Всего один взгляд, а в жизни все переменилось. Понимаете, что я имею в виду?

- Все мы о чем-то мечтаем. А о чем мечтаете вы, самый успешный художник России?

- Как можно больше представлять нашу страну в мире. И остаться в истории русским художником, востребованным во всем мире. Показать и доказать, что в России есть талантливые люди. Больше заниматься благотворительностью, построить больше храмов. Вот мои основные цели.

- А если бы вы не были художником, то кем бы стали?

- Вариантов много. Я мог быть актером, даже туры проходил в театральное училище. Мог бы быть священником, как отец. Или садовником. Или пиратом. Я был бы очень хорошим пиратом.

- Вы все-таки художник. Работаете по ночам?

- По ночам. В полночь начинаю ‑ и до 6-7 утра. Расслабляюсь. Отключаю телефон. Включаю Генделя или старые фильмы. Иногда отвлекаюсь ‑ подумать, что отобразить на холсте. Мне это очень нравится. Ночью много мыслей приходит. А потом я вижу рассвет. Вижу, как мир просыпается. Наполняется звуками. Я как тот француз, который утром пьет кофе и идет спать до полудня. Очень люблю, когда мне удается хорошо поработать ночью и хорошо поспать днем.


ИЗ ДОСЬЕ «ВВ»

Никас Сафронов родился 8 апреля 1956 года в Ульяновске в семье православного священника. Почетный гражданин России, заслуженный художник России, академик Российской академии художества, профессор Ульяновского университета. Окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова. Творческая деятельность Никаса Сафронова началась в 1973 году.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…