Не закрыли
Тогда, в 2010-м, профсоюзную здравницу планомерно разваливали с намерением продать имущество. Сначала сменили директора, который увольнял персонал, а оставшимся работникам задерживал зарплату. Целый поселок, в свое время построенный вокруг санатория для его работников, в преддверии зимы оказался в незавидном положении. Котельная, которая отапливала и санаторий, и дома сотрудников, не работала, транспортное сообщение прекратилось, единственный магазин закрылся. Да и население почти в полном составе осталось без работы.
А 9 августа 2010 года санаторий был закрыт судом на 90 суток за нарушения санитарных правил вследствие деструктивной политики руководства.
Пустующая здравница стала накапливать долги и ветшать (хроника событий представлена на страницах «ВВ»: «Как закрыли санаторий «Строитель» от 28.09.2010, «След Александра Рыбакова» от 06.10.2010, «В «Строителе» заметают «следы»?» от 20.10.2010, «Кто виноват в развале «Строителя»?» от 30.10.2010, «Мы заинтересованы в том, чтобы санаторием эффективно управляли» от 17.11.2010, «Махровая безалаберность» от 18.12.2010, «Санаторий «Строитель» никому не нужен?» 12.10.2011).
Логика действий собственников - а имущество принадлежало Владимирскому областному объединению организаций профсоюзов (доля - 66 процентов), Федерации независимых профсоюзов России (доля - 25 процентов), Владимирской областной организации Российского профсоюза работников культуры (доля - 5 процентов) и Владимирской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (доля - 4 процента) - подсказывала, что «Строитель», скорее всего, ждет та же участь, что постигла другие профсоюзные социальные объекты.
К тому времени были проданы дома отдыха «Сушнево-1» и «Сушнево-2», детские лагеря профсоюза работников народного образования и профсоюза работников здравоохранения, три из пяти профсоюзных турбаз («Мстера», «Озерки», «Улыбышево»), а дом отдыха «Машиностроитель» (ныне санаторий «Вольгинский») был бесплатно передан соцстраху.
- Сегодня из профсоюзных здравниц действует лишь одна ‑ санаторий имени Абельмана, - рассказал нам завотделом профсоюзного имущества Владимирского профобъединения Игорь Курбатов.
Так что же со «Строителем»? Здесь две новости: плохая и хорошая. Начнем с хорошей - в «Строителе» все же отдыхают дети. И областное объединение профсоюзов этим фактом гордится.
Как владимирский санаторий стал ивановским
А теперь и плохая (по нашим оценкам) новость - из санатория «Строитель» превратился в летний лагерь.
- Санаторно-курортное лечение стоит больших денег, - разводит руками новый директор бывшей здравницы Дмитрий Логинов.
Сейчас, по его словам, из всех оздоровительных процедур в учреждении доступен только массаж. И то делает его врач на добровольных началах. Хотя оборудование для физиопроцедур, по словам директора, есть, и оно в рабочем состоянии. Только заперто под замком, потому что у «Строителя» теперь другой профиль.
Теперь тут отдыхают дети из малообеспеченных семей по линии социальной защиты. А вот льготных путевок для членов профсоюза, для владимирских бюджетников сюда нет, потому что санаторий сдан в аренду ивановской фирме ООО «Туристическая компания «Веста» пять лет тому назад.
И ивановцы приняли решение использовать санаторий как летний лагерь. Вообще-то пятиэтажный капитальный корпус может прекрасно эксплуатироваться круглый год, но это влечет дополнительные расходы на отопление, на организацию обучения детей. Арендатору это неинтересно.
Неинтересно и вкладываться в ремонт имущества. Работы, которые производятся в корпусе, направлены на ликвидацию мелких аварий и поддержание ветшающего имущества в приемлемом состоянии. Более или менее прилично выглядят только столовая и актовый зал. Все остальные помещения унылы и убоги, как будто элементарного косметического ремонта не видели со времен еще «прошлой жизни» - до 2010 года.
На потолках следы протечек, давно не крашенные стены ‑ в грязных пятнах и «заплатах» штукатурки. В санузлах ‑ жуткий запах, покрытые ржавым налетом полы и «убитая» сантехника. Блестящий декор балконов отваливается, и администрация после каждого дождя снимает повисшие на честном слове плитки, пока они не упали на головы отдыхающих детишек.
Третий этаж, где во время весеннего пуска системы водоснабжения прорвало трубы, не используется. Он будет готов принять отдыхающих только в третью смену.
Качели и спортивные снаряды на территории «Строителя» ‑ наследство еще советских времен. Из нового оборудования - только пластиковый, дачного типа бассейн, который пока стоит без дела из-за непогоды. В корпусе мы обратили внимание еще на современные стулья в актовом зале и большой телевизор. Но это, пожалуй, все, что можно отнести к недавним приобретениям. Остальное имущество - с налетом ветхости.
Но дети довольны
Но детям и даже педагогам, как ни странно, здесь нравится.
- Условия здесь отличаются в лучшую сторону от обычных лагерей, где приходится жить в продуваемых деревянных домиках с удобствами на улице, - говорит воспитатель Татьяна Козунова. - Здесь же комнаты на троих, по две в блоке. На каждый блок имеются свой санузел и душевая.
Девушки из Арзамаса довольны и питанием, и наличием душа с горячей водой.
- Вода, конечно, идет из крана с запахом. Но аромат геля для душа его перебивает, - делятся секретами старшеклассницы. - Главное, что здесь некогда скучать: каждый день какие-то события, конкурсы.
Лагерный день расписан по минутам. В половине девятого - подъем. До завтрака ‑ аэробика, линейка. В первой половине дня ‑ спорт: турниры по футболу, волейболу, лапте, эстафеты, спортивные игры, общелагерная спартакиада. После тихого часа до ужина ‑ время для творчества: конкурс «Слабо», фестиваль искусств, театральные постановки и концерты. В лагере работают кружки по рукоделию, рисованию и даже школа юных диджеев. Ну и, конечно, традиционные дискотеки и кинопоказы перед отбоем, который у младших отрядов ‑ в 22.00, а у старших ‑ в 22.30.
Таких длинных, насыщенных дней в смене ‑ 21. Стоимость путевки ‑ 14 тысяч рублей. Мальчишки из Дзержинска уверяют, что с удовольствием приедут сюда еще.
Кстати, по словам директора лагеря, владимирские родители звонили ему и спрашивали, почему «Строитель» закрыт для местных детей? В прошлом году там отдыхали 400 ребятишек из нашей области, и все остались очень довольны.
По словам Логинова, в этом году владимирский департамент социальной защиты ограничил высоту корпусов для проживания детишек двумя этажами, а единственное здание санатория имеет пять этажей. Поэтому «Строитель» еще до начала торгов выбыл из борьбы на владимирском рынке. Впрочем, лагерь заявился на тендер владимирского департамента образования, и, возможно, школьникам нашей области все-таки достанутся путевки сюда на третью или четвертую смену.
Будущее туманно
- Мы рады, что сохранили социальную направленность этого объекта, что здесь отдыхают дети. И мы довольны работой арендатора, потому что он содержит здание. Мы очень долго искали арендатора на это имущество, так как сами не могли наполнить санаторий, - говорит заведующий отделом профсоюзного имущества Владимирского профобъединения Игорь Курбатов.
Сумму арендной платы профсоюзный функционер не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Однако дал понять, что получаемых за счет аренды средств недостаточно для сколько-нибудь существенных капиталовложений в «Строитель», хотя бы для капремонта и возвращения ему статуса профсоюзного санатория.
Да и нет, похоже, такого плана. Желание, по словам Курбатова, есть, но в форму инвестиционного проекта оно не облечено. Максимум, что собираются обсуждать профсоюзы с ивановской компанией - новые условия договора аренды, который заканчивается этой осенью. Будут ли они касаться цены, обязательств по ремонту и модернизации имущества, льготных условий для местного населения, Курбатов сказать не смог.
Часть жителей санаторного поселка снова приняты на работу в «Строитель». Но уже не 100 человек, как в прежние времена, а около 20 - в качестве технического персонала. Вожатые, воспитатели и директор ‑ ивановские.
Игорь Курбатов говорит, что по старым зарплатным долгам с бывшими сотрудниками полностью рассчитались. Наладилась жизнь и в поселке. Муниципалитет построил современную котельную, которая отапливает и жилые дома, и санаторий, которому выгоднее тепло покупать, чем топить свою кочегарку. Автобус в поселок тоже ходит муниципальный ‑ четыре раза в день. Магазин открылся.
Только вот перспективы санатория при нынешнем положении дел нам представляются туманными. Сколько еще можно протянуть на советском наследии? Однако и собственника, и арендатора, по словам их представителей, текущая ситуация устраивает.