В первую попали 12 станций, к которым нет нареканий. У них и стенды, и документы в порядке, и качество топлива (на карте они отмечены зеленым лайком).
Во второй группе - 10 заправок, где бензин приличный, но есть нарушения в документации. Например, на колонке обозначен один вид топлива, а в чеке фигурирует другой. Три фирмы и одно ИП из этого списка Роспотребнадзор даже оштрафовал по результатам мониторинга «Народного контроля» - на 100 тысяч каждого.
Третья группа АЗС - это те, где проверяющие выявили грубые нарушения как в оформлении документов, так и в качестве топлива. Таких станций набралось 11 штук. Какие-то из них дождались административных взысканий от Росстандарта, какие-то ‑ штрафов. Санкции этой статьи предусматривают наказание в виде штрафа от 100 до 500 тысяч для юрлиц. Они обозначены красным дислайком.
Как мониторили заправки? По жалобам граждан в «Народный контроль». На каждой АЗС контролеры отбирали пробы топлива (их потом отправляли в лабораторию), изучали информацию на колонке, в кассовом чеке и на стенде внутри торгового зала. А затем просили предъявить необходимые документы: паспорт качества, декларацию о соответствии и товарно-сопроводительную документацию. Все это операторы обязаны предъявлять любому покупателю. Однако на некоторых станциях служащие даже не знали о существовании таких бумаг. Встречали контролеров на заправках приветливо, но тут же включали «сарафанное радио», оповещавшее коллег о рейде. В итоге на следующей АЗС контролерам вежливо говорили, что нужного им топлива именно сейчас в продаже нет.
33 станции ‑ это примерно 10 процентов от всех АЗС области. На 21 станцию по итогам проверок были составлены акты, которые были переданы в ТУ Роспотребнадзора для составления протоколов об административных нарушениях.
Проверки «Народного контроля» добавили в бюджет порядка 600 тысяч рублей штрафов. Активисты говорят, что в среднем ремонт каждого двигателя грузовика, «сдохшего» из-за некачественного бензина, обходится в 200 тысяч рублей. А еще они объясняют, почему так важны информационные стенды с характеристиками продаваемого топлива: оказывается, если на «летней» солярке из нашей области уехать в северные регионы, то тягач гарантированно там встанет. А это убытки и проблемы.
Но плохой бензин ‑ это не исключительно владимирская специфика, это проблема многих регионов. «Народный контроль» пытается с ним бороться. Одни - совместным административным напором властей и контролирующих органов. Другие ‑ общественным контролем. Наша область первая сумела объединить в этом плане и надзорные органы, и власти, и общественников. Роспотребнадзор и Росстандарт уже воспринимают «Народный контроль» как помощников. И правильно - ведь дело не только в финансовых убытках (хотя по акцизам на бензин бюджет недополучает сотни миллионов). Идет большой ущерб экологии. А при этом часть фирм ‑ например, «Петролеум Плюс 33» - даже не является налоговым резидентом Владимирской области.
- Нормально? Деньги зарабатывает у нас, гадит у нас, даже в госзакупках участвует у нас, а налоги платит в Ярославской области! - возмущаются активисты.
Свои рейды «Народный контроль» намерен продолжать.