29 июня 2016 в 18:41

Открытые деньги

Бюджет региона ‑ это не вся наша жизнь. Но она прямо зависит от объема и исполнения бюджета: это и зарплаты, и пособия, это финансирование школ и больниц, благоустройство городов и сел. Состояние бюджета области - барометр нашей жизни. И не случайно так часто в медиапространство вбрасываются спекуляции в стиле: «Караул! Бюджет режут по-живому!» А ближе к выборам в Госдуму таких вбросов наверняка будет еще больше. Однако факты ‑ упрямая вещь. «ВВ» решили сравнить два бюджета области - 2015 и 2016 годов - и проанализировать тенденции и динамику.

Показатель 1: госдолг

Госдолг региона - это то, что он должен заимодавцам: либо государству, либо коммерческим банкам, либо и тем и другим.

В конце 2014 года наш госдолг составлял 3,9 миллиарда рублей. По итогам 2015 года снизился до 3,8 миллиарда. То есть на 100 миллионов. Верхний предел госдолга в нашей области установлен в размере 8,9 миллиарда, но в 2016-м он останется практически без изменений по сравнению с 2015 годом. Это один из самых низких уровней госдолга в стране, а в в ЦФО мы в этом смысле вообще самые лучшие.

Важен не только объем госдолга, но и его качество. Так вот, региональные власти и губернатор Орлова добились не только рефинансирования прежних коммерческих банковских кредитов в Минфине под полставки ЦБ, но и реструктурировали существующий долг на 10 лет. Для сравнения: есть регионы, где долг уже подошел к 100 процентам годового бюджета.

Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного ЗС Максим Васенин, отвечая на неизбежный вопрос - может, нам вообще избавиться от госдолга? - ответил:

- Для этого надо, чтобы наши доходы значительно превышали расходы. Пока это не так. И это нецелесообразно. Наш госдолг сейчас складывается из кредитов Минфина на очень льготных условиях. Их обслуживание обходится нам примерно в 80 миллионов в год. Это очень льготно! Но если мы решим погасить их досрочно, то должны будем привлекать коммерческие кредиты на свои расходы, а это обойдется намного дороже.

Показатель 2: дефицит/профицит

По итогам 2014 года мы вышли на уровень дефицита в объеме менее миллиарда рублей. По итогам 2015 года исполнили указ Президента РФ и избавились от дефицита, не урезая социальных обязательств. Наши доходы составили 45,9 миллиарда, а расходы ‑ на 800 миллионов меньше. Таких профицитных регионов в стране оказалось всего девять. Хотя изначально в 2015 году предполагался дефицит в размере 3,4 миллиарда рублей. На чем экономили?

Убрали неэффективные расходы, провели ревизию налоговых льгот, укрепили (с помощью УФНС) налоговую дисциплину и коммерсантов, и граждан. Между прочим, на процент с лишним снизили затраты на содержание органов власти, хотя у нас и так один из самых скромных в стране условный «тариф» на содержание чиновников.

В 2016 году в планах пока значится дефицит бюджета в 2,4 миллиарда рублей. Судя по всему, к концу года от него нам удастся избавиться. Васенин говорит, что показатели уже I квартала 2016 года вселяют оптимизм, пусть и сдержанный:

- Тенденция стабильности в экономике сохраняется, несмотря на отдельные негативные явления. По итогам I квартала мы даже план на прибыль организаций пересмотрели в плюс на 500 миллионов...

А вот данные регионального УФНС: за 5 месяцев этого года налог на прибыль организаций вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более чем на миллиард. До 6,6 млрд (в федеральный и областной бюджеты). Собираемость НДС и НДФЛ тоже растет. Важно и то, что уровень региональной налоговой нагрузки на бизнес при этом не менялся с 2014 года.

Показатель 3: расходы на социалку

В прошлом году на образование, здравоохранение, культуру и иную «социалку» израсходовано 68 процентов бюджета области. Это без малого 31 миллиард. В этом году расходы на социальную сферу по плану «весят» 73,4 процента бюджета (33,7 миллиарда рублей). То есть вырастут все отрасли, включая здравоохранение.

Мы постоянно интересуемся у наших экспертов: не лучше ли урезать бюджетные траты на социалку в пользу поддержки реальной экономики? И тогда она сможет быстрее развиваться и, следовательно, больше отчислять налогов на ту же социалку». Васенин сказал так:

- Логика вопроса понятна. От социально ориентированного бюджета наш регион не откажется. Однако поддержка бизнеса, поддержка агропрома год от года тоже растет. Пусть и не так быстро, как нам хотелось бы. В ответ мы получаем хорошие темпы прироста налоговых поступлений и ВРП.

Показатель 4: поддержка АПК

Еда ‑ это товар, на который спрос есть всегда, даже в самые сложные времена. Так что внимание к «пищевке» и АПК со стороны области вполне оправдано. Тем более что решается и большая государственная задача - продовольственная безопасность страны.

В прошлом году на поддержку сельского хозяйства Владимирская область направила 2,3 миллиарда рублей (субсидии на проценты по кредитам и т.п.). В итоге агропром в целом узнал, что такое рентабельность в 10,5 процента. Максим Васенин признает, что отчасти прибыль у крестьян в 2015 году выросла из-за роста цен на продукты питания, но:

- Но это не ключевой фактор. Затраты селян при производстве овощей, молока, мяса, яиц тоже не падали. Все дело в росте объемов производства благодаря расширившимся рынкам сбыта. А это заслуга и самих селян, выдающих объемы достойного качества, и администрации области и лично губернатора Орловой, неустанно лоббирующих интересы владимирских производителей.

В 2016 году на поддержку сельского хозяйства регион выделит еще больше - 2,57 миллиарда рублей по программе «Развитие АПК Владимирской области на 2013-2020 годы».

Васенин говорит, что поддержка АПК «по-российски» отличается от поддержки сельхозпроизводства на Западе. Там акцент идет на регулирование объемов производства. Мы же все эти годы сконцентрированы на поддержке конкретных инвестиционных проектов хозяйств. Мы старались в кратчайшие сроки модернизировать село, чтобы не проигрывать мировому крестьянству технологически. Кое-что у нас уже получается. Прибыльность в 10,5 процента - тому пример.

Блиц

Наши короткие вопросы Васенину и его короткие ответы

- На публичных слушаниях бюджета-2015 Счетная палата указала на низкие доходы от госсобственности.

- Для Владимирской области это не очень актуально. Доля региона в госсобственности низкая. Области принадлежат буквально несколько предприятий.

- Но если они почти все убыточны, не лучше ли и от них избавиться?

- Не лучше. В основном это автотранспортные предприятия, обслуживающие т.н. «заведомо невыгодные», но социально значимые маршруты. Например, в отдаленные или малонаселенные деревни. Но есть ГУПы, которые и с финансовой точки зрения оправдывают свое существование - «Тепличный», «Владимиргражданпроект», «Владимирское карьероуправление», «ДСУ-3» и ряд других работают вполне успешно.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
35 минут назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.