Первый: в Камешкове глава администрации района Курганский якобы пытается контролировать работу газеты «Знамя» и требует присылать на утверждение материалы о своей работе. Также вроде бы он запретил газете освещать деятельность местных депутатов. В конце концов, из газеты уволили редактора.
Второй: в Петушках глава администрации района Великоцкий расторг без объяснения причин контракт с редактором газеты «Вперед».
К слову: оба редактора в прошлом году привели свои газеты к победам на конкурсе АВО «Общественность. Позиция. Признание».
Но формально главы администраций районов, похоже, в своем праве. Глава КОСиСМИ АВО Рита Шляхова, комментируя ситуацию, говорит:
- И наш комитет как структурное подразделение администрации области, отвечающее за медиасреду в регионе, и я лично - мы всегда поддерживали и поддерживаем наших коллег в районных СМИ. Но мы подчиняемся закону. А он таков: контракт с редактором муниципальной газеты заключает глава администрации. Он - работодатель для редактора СМИ. Он в том числе вправе и расторгнуть контракт. Но опять же в строгом соответствии с законом. И мы не имеем права - да это было бы и неправильно с управленческой точки зрения - давить на того или иного главу администрации района в случае, если он решает кадровые вопросы в рамках законодательства.
Конец цитаты.
Главный вопрос: есть ли у уволенных редакторов бумаги, которые могли бы доказать в суде, что главы нарушали закон и вводили цензуру в СМИ? Ведь только суд может отменить решение учредителя, но он принимает в качестве аргументов не эмоции, а документы. Требовали ли редакторы от своих работодателей письменных приказов?
Очень сильно сомневаюсь.
И потом, тут такое дело... Муниципальная газета кормится за счет денег местного бюджета. Информирует население о деятельности органов власти. В этой ситуации разве неразумно требование главы администрации предварительно согласовывать статьи, за которые он платит? Когда редакторы шли на эту работу, они знали правила игры. Возможно, они не идеальны, но реально существующие. Других для муниципальных медиа пока нет.
Иные правила игры были бы, если вся бы наша вертикаль власти была по-настоящему вертикалью, если бы местные главы жестко подчинялись губернатору. Тогда местные газеты были бы, видимо, частью областного медиахолдинга, районным винтиком единой региональной информационной политики. Но в этой системе нет места «независимым» местным редакторам.
Третий вариант - полное отсутствие медиа, учрежденных муниципальными властями. Но знаете, сколько газет - и редакторов - осталось бы тогда в муниципалитетах?
Около ноля.