У нас в стране, и в области в частности, до сих пор такую слаженную систему создать не удавалось. Главным образом потому, что у граждан и компаний фактически не было законодательно закрепленной обязанности заключать договоры с мусоровывозящей компанией на вывоз их отходов. И никакая пропаганда не помогала.
Но скоро от этой обязанности не уйдет никто: ни дачник, ни фирмач. А штрафы нарушителям с нового года начнут «выкатывать» такие, что выгоднее будет просто не нарушать закон. Об этом говорит Алексей Мигачев, директор департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО.
Нет договора ‑ штраф без разговоров
В год один человек производит порядка 300 кг ТБО. Все жители оптом в год мусорят на 490 тысяч тонн ‑ это порядка 10-11 процентов всех отходов Владимирской области. Остальное - «заслуга» предприятий и организаций. Перерабатывается из этой грандиозной кучи мусора примерно четверть.
70 фирм в области занимаются перевозкой отходов, а 17 ‑ их переработкой. Также у нас несколько полигонов.
В том, что отходы надо больше перерабатывать и меньше прессовать на свалках, администрация региона уверена давно. Все упиралось в разрозненность мусорного рынка. В итоге мы имели большое количество игроков и старательно увиливавших от договоров на вывоз мусора граждан ‑ особенно в сельской местности. По мнению Мигачева, новая схема обращения с отходами производства и потребления, которая должна заработать с января 2017 года, эту ситуацию исправит.
Во-первых, появится региональный оператор («а лучше два-три»), у которого будет эксклюзивное право заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТБО с собственниками недвижимости, находящейся в его зоне деятельности. Именно этот оператор от лица всех «мусоропроизводителей» будет отбирать мусоровывозящие компании и заключать договоры с полигонами.
Во-вторых, если у вас есть дом, квартира, садовый домик, некое бизнес-помещение ‑ не заключить с этим региональным оператором договор вы не сможете. Надеяться на то, что вас «не заметят» при составлении базы данных производителей ТБО, не стоит: вы уже есть в базах данных как потребитель воды, тепла, электричества и т.п.
За незаключение договоров будут штрафовать. И это логично: раз есть человек ‑ значит, есть и мусор. Без договора на вывоз мусора он либо подкидывает свои отходы в чужие контейнеры, либо выкидывает где придется. Область твердо намерена избавиться от несанкционированных свалок. И это правильно.
Кстати, особое внимание уделят «западной части» области, прилегающей к Московскому региону, где традиционно много столичных дачников. «Сейчас за них местные жители платят, а дорожники собирают на обочинах их мусор за бюджетные деньги. Хватит уже добропорядочным людям «кормить» поросят», - говорит Алексей Мигачев.
Оператор будет спасать деревню за счет горожан
Разработкой упомянутой схемы занимается владимирская компания «Втормаклининг». Работу она должна сдать уже в сентябре этого года.
Упомянутого регионального оператора (операторов) будут выбирать на конкурсной основе. Правда, Мигачев уверен, что это должны быть госструктуры. И объясняет:
- Бизнесу интересна прибыль. Он хочет как можно больше денег собрать и как можно меньше отдать своим партнерам. В данном случае ‑ мусоровывозящим компаниям, полигонам. Особенно если они принадлежат не ему. Это значит, что будут условия для того, чтобы для оптимизации ничего не делать. А мы не сможем этот процесс контролировать, сместить, например, эту компанию, потому что это вопрос жизнеобеспечения. И такая фирма все время будет диктовать свои условия.
Платить за вывоз мусора граждане будут через ЕРИЦы. Но есть плохая новость для нас, горожан: мы с вами фактически будем субсидировать село, где вывоз мусора по себестоимости стоит дороже, чем у нас. Обидно, но нас никто не спросит. Потому что тариф будет утверждаться оптом для всей «зоны ответственности» регионального оператора. Например, так: будут у нас в области два оператора. Зона работы одного ‑ районы, «смотрящие» на Москву. Зона работы другого ‑ районы, «смотрящие» в сторону Иванова. Допустим, Владимир войдет во вторую зону: Судогодского, Гусь-Хрустального, Меленковского, Ковровского, Селивановского, Муромского районов. Оператор посчитает расходы на вывоз и утилизацию в каждой из этих территорий, потом выведет среднюю цифру ‑ и вот она-то станет тарифом для всей зоны: от глухой деревни на окраине региона до центра Владимира.
На реплику корреспондента «ВВ», что перекрестное субсидирование в оплате за вывоз ТБО ‑ несправедливое и некапиталистичное решение, Мигачев ответил так:
- Я уже лет десять пытаюсь вычистить область. И поверьте, это единственный путь, чтобы очистить нашу деревню, наши леса.
Тем временем...
В Собинском районе мусорную проблему уже начали решать благодаря напористости назначенного в конце прошлого года главы администрации района Александра Разова. Он сам недавно рассказал, что сделано на встрече с законодателями Владимирской и Ивановской областей.
В марте там сменили мусоровывозящую компанию. Прежнюю отправили в отставку. Создали с нуля свой МУП «ПКК Собинского района». Компания купила четыре «Камаза» с коэффициентом прессования от 2 до 6, наставила контейнеров во всех нужных местах ‑ часть их купила в рассрочку. И что вы думаете? Объемы вывозимого мусора в Собинском районе выросли в 2,5 раза. Если сейчас в месяц вывозится 21,6 тысячи кубометров, то еще в начале года не доходило и до 9 тысяч кубов. Сам Разов резонно задает вопрос: «Если жителей и предприятий в районе больше не стало, то куда раньше девались почти 15 тысяч кубометров?»
Ответ на этот вопрос априори понятен: в леса, на обочины дорог, на нелегальные свалки... То есть в плане экологии уже есть плюс. Второй плюс: новоиспеченное МУП в Собинском районе зарабатывает прибыль и, в отличие от пришлых коммерсантов, налоги платит в своем районе.
Разов говорит, что к внедрению новой схемы власти Собинского района уже готовы.
Прямая речь
Алексей Мигачев, директор департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО:
- Целый ряд инвесторов хочет участвовать в переработке мусора. У нас заключено четыре соглашения с такими предпринимателями. Но нам нужна их экономика. Мы должны понимать, сколько стоят их заводы, потому что мы же должны эти деньги в тариф заложить. По срокам окупаемости ведем переговоры. Они, например, хотят три года, а мы им говорим: нет, пятнадцать. Площадки надо выбрать для того, чтобы всю логистику просчитывать.