Путь к власти был непрост. После убийства Андрея Боголюбского престол во Владимире занял старший брат Всеволода Михаил (при полной поддержке Всеволода). Братья провели расследование убийства Андрея и казнили злодеев.
Но конкуренты оставались - в числе ближайших родственников: племянники Мстислав и Глеб, сыновья старшего брата Ростислава.
В 1175 году Михаилу и Всеволоду удалось силой унять племяшей, но ненадолго. Через год назрела очередная битва между «своими».
Расклад получился такой. Князь владимирский Михаил (или иначе Михалко) заболел и умер. Случилось это 20 июня 1176 года. Тем временем Ростов Великий призвал к себе на княжение Мстислава Ростиславича из Новгорода. А владимирцы решили передать власть после смерти Михаила Всеволоду, провозгласив князем его.
Всеволод будто бы предлагал племянникам остаться при своих престолах во Владимире и Ростове, а Суздалем владеть сообща. Но Ростиславичи пошли войной и двинули войско к Владимиру.
Интересно, что для битвы было выбрано очень популярное место для междоусобиц - поле у реки Липицы близ Юрьев-Польского, где спустя 40 лет бились уже сыновья Всеволода.
Всеволод и владимирцы одержали победу, и Мстиславу Ростиславичу пришлось бежать в Новгород.
Однако племянники Ростиславичей не сдавались. Война продолжалась. В 1177 году Мстислав и другой его брат Ярополк попали к дяде Всеволоду в плен. И впервые в истории Руси подверглись ослеплению. Такая жестокая кара была распространена при дворе византийского императора, но не у нас, и общественное мнение не поддержало княжеский вердикт. Резонанс был, так сказать, негативный. Правда, летописцы Всеволода потом объясняли, что это сами жители Владимира столь сурово поступили с Ростиславичами, внуками Долгорукого, а Всеволод-то этого не одобрял.
В общем, так или иначе, а власть Всеволода укрепилась. И уже лет через 20 после того, как Всеволод занял престол во Владимире, автор «Слова о полку Игореве» говорил о могуществе владимирского князя - о том, что его войско может шлемами вычерпать весь Дон. Под контролем у него были Новгород, и даже Киев.