Женщина с ребенком сфотографирована за момент до казни. Вокруг нее ‑ уже полный крах всего, что только может рухнуть, в ее глазах - уже даже не ужас. Это глаза человека, который уже простился со всем. Но еще спит годовалый малыш, спит, не зная, что через минуту он тоже станет одним из шести миллионов жертв Шоа (Катастрофы), как сами евреи называют Холокост ‑ и матери надо его держать так же нежно, как всегда.
Жуть еще вот в чем. Женщина со спящим младенцем снята среди деловитого, качественно организованного процесса, в котором гитлеровцы и их еще более многочисленные добровольные помощники убивают евреев. Мужчин и женщин. Стариков и детей. Даже таких годовалых малышей. Но на лицах палачей я увидел даже какое-то удовольствие от добротно сделанной работы. И ведь кто-то это все фотографировал: выбирал композицию, выставлял экспозицию. Рука не дрогнула…
…Музей Яд Вашем рвет душу. Не только я ‑ сотни изучающих Холокост ученых не могут понять причин этого иррационального изуверства.
Яд Вашем в переводе с иврита означает «Память и имя». Это музей памяти: и о Катастрофе, и о героизме тех, кто боролся даже в самой безвыходной ситуации последней минуты. Яд Вашем - музей имен каждой из шести миллионов жертв этой Катастрофы.
Еще иерусалимский Яд Вашем ‑ очень наглядная иллюстрация того, с каким Злом столкнулась наша страна, от какого Зла спасла она мир. И еще Яд Вашем ‑ предупреждение о том, что Зло не уничтожено навсегда, и о том, что оно может вернуться. И кое-где в мире уже возвращается: в Прибалтике ли, где внуки тех, кто убивал евреев, гордо маршируют с эсэсовскими рунами; на Украине, где подросло поколение последышей нацизма... Увы, много где...
И да, Яд Вашем ‑ музей того, как просто и быстро можно промыть мозги многомиллионному народу целой страны. Музей того, как быстро слетает с человека тонкая кожица культуры и цивилизованности…
...Музей Яд Вашем в Иерусалиме обязательно посещают все официальные делегации иностранных государств, приезжающие в Израиль. А еще сюда приходит примерно миллион посетителей в год. Но Яд Вашем не аттракцион, а жесткий удар по психике любого нормального человека. Отсюда невозможно выйти таким же, каким ты сюда зашел по скрипящим доскам моста между жизнью и смертью. Но этот жесткий удар, видимо, должна получить психика каждого человека Земли. Возможно, это единственный шанс не допустить прихода очередного Зла и очередного Холокоста ‑ против какого бы народа он не был направлен.