Но пока что выделенные средства муниципалы осваивают очень по-разному. Так, во Мстере, Никологорах и Курлове деньги уже использованы полностью. В Александровском районе - на 86 процентов. В округе Муром - на 59 процентов. Всего 39 процентов средств освоил Владимир. Совсем уж в отстающих - Лакинск (12 процентов) и Гусь-Хрустальный (17 процентов).
- Дело, конечно, не только в скорости, но и в качестве ремонтных работ, - считает Романенко. - Оставшиеся деньги мы собираем и вновь направляем в муниципалитеты. С прошлого года осталось 450 миллионов рублей. Тут многое зависит от добросовестности подрядчика, выигравшего торги. По результатам прошлого года с нерадивых подрядчиков мы получили 17 миллионов рублей штрафов.
Романенко точечно оценил подрядчиков, работающих во Владимире. По его мнению, на Октябрьском проспекте и В.Дуброве работают добросовестные компании, а вот мосту через Рпень на «пекинке» не повезло, как и владимирцам, которым приходится стоять в пробках. Здесь чудит московская фирма «Евротрансстрой» с отставанием от графика на 60 дней. Завершение ремонта моста откладывается уже на ноябрь.
Нерадивый подрядчик попался и во время капремонта моста через реку Войнинга. Работы не приняты. Мост заставили переделывать. А вот в Коврове ухватить подрядчика за жабры не удалось - он исчез.
- Решение, на ремонт какой дороги и улицы направить деньги, принимают муниципалитеты. Это их прямая обязанность, - утверждает Романенко. - Наш департамент лишь дает рекомендации, опираясь на полученные жалобы жителей. Ремонт дворов - тоже муниципальные полномочия. Список на сайте горадминистрации должен быть. Дороги строят во Владимире без тротуаров? Жалуйтесь Шохину...
Активный ремонт дорог уже привел к снижению аварийности более чем на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. Что далее? Идет разработка проекта по ремонту участка дороги у Покрова. После ремонтов резко снизилась аварийность в Петушках. Второй этап строительства М-7 у Лакинска тоже снизит аварийность и ускорит темп движения потока. В Боголюбове вдоль дороги сделано освещение, заменены остановки. Убраны конфликтные точки и возле Вязников.
За полгода проведена большая работа и на областных дорогах. На 11 участках установлены шумовые полосы, чтобы водитель не заснул за рулем. В 81 месте, рядом со школами и детсадами, нанесены комбинированные бело-желтые разметки. Установлено 459 дорожных знаков. Модернизировано 9 светофоров, в планах - еще 23.
Продолжается строительство сельских дорог. В этом году обновят свыше 22 километров. К примеру, в поселках Новки и Дружба Камешковского района, в селе Войново Меленковского района, в селе Малышево Селивановского района, в селе Сима Юрьев-Польского района, в селе Ильино Судогодского района. Проложат шесть сельских дорог в Камешковском, Суздальском, Меленковском и Ковровском районах.
Раньше в приоритете были деревни, где живет много жителей. Теперь главным критерием строительства дорог является развитие сельскохозяйственного производства и фермерства.
- Но до нормативов по содержанию и капремонту дорог, которые утвердила губернатор, нам еще тянуться и тянуться, - признал Романенко и еще немного рассказал о железнодорожном транспорте. В нашей области работают три пригородные компании, они сохранили все электрички. На сезонное уменьшение стоимости билетов для пенсионеров, студентов и школьников в этом году из областного бюджета выделено 166,7 миллиона рублей.
- Социальная значимость этих перевозок велика. И для сравнения: пять лет назад дотация была в четыре раза меньше, - отметил Романенко и напомнил, что стратегия развития перевозок утверждена губернатором и согласована с Минтранспорта России.
Решается вопрос с ремонтом железнодорожных вокзалов во Владимире и Коврове. Губернатор Светлана Орлова недавно разговаривала на эту тему с главой «РЖД» Олегом Белозеровым. Тот обещал области 55 миллионов на ремонтные работы.