57 купален на всю область
Но случилось так, что во Владимире на всех четырех официальных местах массового отдыха и купания Роспотребнадзор нашел превышение допустимых значений общего железа и цветности, а также общих и термотолерантных колиформных бактерий.
Колиформные бактерии ‑ это, как нам сказали в ведомстве, признак канализационных стоков. А жара и влажность ‑ лучшая среда для процветания разнообразных микробов. Попадет такая вода в рот - и кишечное расстройство практически гарантировано.
Но и совсем не купаться в 30 градусов жары ‑ тоже не вариант.
Всего во Владимирской области - в придачу к Оке и Клязьме с их притоками ‑ протекают 746 малых рек и ручьев. Еще у нас есть 339 озер и бесчисленное количество прудов и карьеров. Из всего этого многообразия официально местами для купания в регионе признано всего 57 объектов.
Во Владимире - это Семязино, Содышка, озеро Глубокое в Загородном парке и верхний затон Клязьмы. Все они слишком грязные для купания. Это показали пробы воды в июне, в июле и, увы, в августе. В пресс-службе ТУ Роспотребнадзора сказали, что свои данные о результатах проб они регулярно с июня отправляли в мэрию Владимира, но в администрации - цитируем: «не предприняли мер для выявления и перекрытия источников стоков».
В пресс-службе мэрии Владимира, в свою очередь, нам сказали: да, документы от Роспотребнадзора мэрия действительно получала. И сразу обязательно выставила на каждом официальном пляже аншлаги «Купаться запрещено». Тем самым жители о проблеме были предупреждены.
А что дальше?
Город признает: стоки из садовых товариществ и канализации в водные объекты ‑ это серьезная проблема. Кстати, по нашим данным, одного из начальников мэрии даже собираются наказать за недостаточно оперативную работу по очистке городских водоемов. Но отгонять от каждого пруда всех желающих купаться власти физически не в состоянии.
Запрет на купание этим летом коснулся не только владимирских вод. Закрыт один из водоемов в Кольчугине, один в Муроме, один в Вязниках, два в Меленках... Местные власти регулярно получают постановления Роспотребнадзора. Повезло Гусь-Хрустальному: там лишь одно озеро в центре города, но зато оно большое, обустроенное и, согласно пробам, чистое.
Единственный муниципалитет, где нет официальных мест для купания, это Радужный. У местных властей заботой меньше. Но сами радужане, как мы выяснили, нашли выход из положения. Они ездят купаться на озеро Якуши в Судогодском районе или на карьеры.
- Но не на те карьеры, что у кладбища, а на те, что возле садовых товариществ. Но там сейчас народу ‑ просто дикое количество, - сказали нам.
«Люди нарушают все мыслимые нормы»...
Кроме высоких шансов подхватить при купании кишечное расстройство владимирцев на водоемах подстерегает еще вечный риск утонуть. Перед выходными начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Владимирской области Игорь Богомазов сказал, что к началу августа в регионе с начала купального сезона уже утонули 45 человек (годом ранее на тот же срок было 42 утопленника). Из них пятеро детей.
За минувшие выходные к этим цифрам прибавились новые жертвы, в том числе 13-летний мальчик из Радужного. Ребенок погиб, судя по всему, в том самом излюбленном жителями ЗАТО озере Якуши (на картах оно значится как озеро Якушевское). Взрослых в тот момент у водоема с детьми рядом не было.
Очередная трагедия случилась, когда люди еще не отошли от гибели двух девочек в Пенкино. Спасатели, по словам Богомазова, все выходные после пенкинского ЧП провели на водоемах: на Содышке, Семязино, Улыбышевских карьерах (они не входят в число официальных купален, но популярны едва ли не больше).
Главная проблема, уверен Богомазов, - в самих отдыхающих. Люди беспечны. Заплывают за буйки. Купаются пьяными. Не смотрят за детьми. Не умея плавать, дрейфуют к самым глубоким точкам на надувных матрасах, не предназначенных для плавания. Кстати, парнишка, утонувший на Содышке в конце июля, погиб, соскользнув именно с такого матраса. И он не умел плавать.
- Люди нарушают все мыслимые нормы, - констатирует Богомазов.
По его словам, нарушителей его сотрудники вместе с полицией традиционно просят «покинуть акваторию». Особо непослушных даже «перемещают на этих самых матрасах ближе к берегу». А полиция еще и штрафовать вправе тех, кто употребляет спиртное в общественном месте.
- Мы не отгоняем людей от водоемов. Просто при совместном патрулировании обращаем внимание на группы людей, пьющих непосредственно у воды, - поясняет он. - Даже простая беседа часто играет свою позитивную роль. Люди приходят в себя...
Смотри на дно!
Богомазов не рекомендует людям, даже трезвым и умеющим плавать, купаться вне отведенных для этого мест. В «неофициальных» водоемах не исследованы вода и, главное, состояние дна. А это опасно. Там могут быть и коряги, и арматура. Нырнешь - и напорешься.
- В тех же карьерах чуть отступи от берега ‑ глубина может быть и 8, и 15 метров. Это высота пятиэтажного дома! Был случай с одним из подростков, когда взрослые мужчины пытались его достать, но ни один не смог донырнуть. Только водолаз сумел - и то с третьей попытки. Надо понимать, что карьеры ‑ это производственные объекты. Чтобы там сделать пологий вход, как требуется по правилам, надо половину этого карьера обратно засыпать. В этом основная причина проблем с такими местами и причина значительного количества происшествий, - констатирует Игорь Анатольевич.
Богомазов говорит, что ГУ МЧС рекомендует ОМСУ продлять графики работы постов «до последнего купающегося». Хотя бывают ситуации, когда из-за дождя все разбегаются, а потом возвращаются на пляж. И не угадаешь ‑ оставлять пост или нет...
Примечательно, что в организованных местах отдыха (где, пусть даже с бактериями, дно исследовано и имеются посты) тонули в этом году только те, кто заплывал далеко за буйки. Большинство людей погибло именно в неприспособленных для купания местах.
Тут есть и свои районы-лидеры. В Судогодском ‑ с погибшим в минувшую пятницу подростком - уже шестеро утопленников. В Киржачском районе утонули пять человек. В Александровском ‑ четверо... А самым коварным водоемом региона в ГУ МЧС называют Клязьму.
- Она - бесспорный лидер по несчастным случаям. Клязьма - очень коварная река с быстрым течением, с непростым дном, с водоворотами, отмелями и ямами...
Один пост на три пляжа
На инспекцию излюбленных мест отдыха владимирских пляжников журналисты «ВВ» отправились не в самое популярное время - в пятницу днем. Наша первая остановка ‑ Загородный парк. Там помимо Глубокого прямо на входе в парк есть еще один водоем, похожий на большой пруд. Он с причалом, но зарос ряской. Ни одного купальщика. Спрашиваем служащего: купаются ли люди?
- Еще как купаются, - улыбается мужчина. - И детей макают. Здесь вода неплохая, только ряску надо разогнать...
Через лесок топаем на Глубокое. Там в это время малолюдно (хотя новые пляжники все время прибывают). Несколько загорающих. Несколько купающихся. Дети играют в бадминтон. Трава довольно чистая. Мелким бисером в стороне от пляжа безо всякой системы, словно выброшенные наобум из горсти, раскиданы металлические раздевалки. На видном месте красуется аншлаг «Купаться запрещено».
Спрашиваем женщину в бикини, зорко наблюдающую с берега за плещущимся в воде сынишкой:
- Не боитесь пускать его купаться? Ведь здесь кишечную палочку нашли.
- Не боюсь, - недружелюбно буркнула женщина. Малец, в свою очередь, весело крикнул, что вода теплая и хорошая.
Встречаем двоих выходящих из воды мужчин, Владимира и Валерия. Вопрос тот же. Ответ веселый:
- Да мы же ее не пьем, ртом не зачерпываем эту воду вместе с палочкой.
Друзья сказали, что на Глубокое они приехали в этом году в первый раз. А вообще они любят чередовать места для купания. Сегодня в одном, завтра в другом. Но назвали нам лучший, с их точки зрения, объект в области: село Спас-Купалище в Судогодском районе, где красота и сходятся две речки.
Явный плюс этого конкретного пляжа на Глубоком ‑ работающий спасательный пост. Вахту там на момент нашего визита нес мужчина по имени Роман. Он показал нам имеющееся спасательное оборудование (от лодки до кругов и мегафона) и даже то самое постановление Роспотребнадзора на стенде. А еще сказал, что в выходные на этот пляж набивается человек по 150. Но несчастных случаев, тьфу-тьфу, не было.
Остановка номер два - Улыбышевские карьеры. Здесь даже во «внеурочное» время, в разгар рабочего дня, уже отдыхают несколько десятков человек. Это неофициальный пляж. Выглядит хорошо ‑ мягкий песок, на вид более или менее чистая вода. Хотя резкий обрыв на большую глубину виден даже с берега: светлая полоса обрывается почти черной водой. Не зря детям родители велят плескаться только на отмели. А вот подростки спокойно играют в мяч на плаву.
В этом месте никаких постов мы не увидели. Аншлага с запрещением купаться - тоже. Зато тут есть кафе под пластиковым тентом и аренда надувных матрасов. Хотя, на наш взгляд, не помешали бы еще биотуалеты и мусорные баки: территория возле пляжа усеяна разнообразным мусором.
Пристаем к семье из одного взрослого, двух подростков и двух малышей:
- Чем вам нравится это место?
Отец семейства отвечает:
- Ехать недалеко от города. Дно нормальное, вода хорошая, по крайней мере, визуально. Давно сюда ездим, никаких проблем не было.
Тем временем из озера раздался счастливый вопль ребенка: «Папа, я видел рыбу!..»
Местные завсегдатаи говорят, что ни полиции, ни МЧС они здесь сроду не видели.
Едем на верхний затон Клязьмы. Едва не заблудились на извилистой дорожке в зарослях. При заезде нас встретил гражданин, который подтвердил, что это верхний затон, но сказал, что он нам в Клязьме купаться не советует.
Берег засыпан песочком, но пляж без формы, будто песок попросту сброшен сверху из огромного ковша и лежит уж как бог дал. По окраинам воды ‑ густые заросли. В центре пляжа валяется мертвая чайка. А еще красуется непонятный круглый арт-объект из железа с какими-то поворотниками и цепями внутри. Что это, мы так и не поняли. Купальщики нам сказали, что к этой штуке время от времени приезжают сотрудники МЧС и что-то там крутят.
На пляже стоят два биотуалета и несколько автомобилей. Аншлаг с запретом купаться тоже на месте. А вот поста мы не увидели. Людей немного, но это, что называется, завсегдатаи. Некоторые даже познакомились и подружились именно здесь. А некоторые и любовь здесь нашли. Теперь ходят каждый день все лето и никаких последствий не ощущают. Смеются:
- Палочке мы не по зубам...
А еще нам по секрету сказали, что иногда ранним утром именно на этот пляж заглядывают владимирские нудисты.
Люди говорят, что этот пляж надо довести до ума, и тогда ничего лучше им не надо.
- Здесь здорово: вид какой! Песок хороший. Вода, в которой рыбки плавают. Зачем нам карьеры в Улыбышево, которые недалеко от кладбища? - рассуждают подруги Юлия и Мария.
Изначально здесь были и общепит, и прокат лежаков. Но в итоге пляжный бизнес «спекся», потому что предприниматели стали ломить бешеные цены: например, 100 рублей за аренду лежака. Проще с собой одеяло принести.
Подруги нам рассказали, что в выходные на пляже аншлаг. Поэтому и стационарный пост работает, и машина МЧС весь день дежурит, блюдя безопасность купальщиков. А им даже водоемы с кишечными палочками и колиформными бактериями - по колено.