11 августа 2016 в 18:25

Куклы для взрослых

Фото: Владимира Чучадеева
Пешеходная Георгиевская обрастает новыми достопримечательностями. Одна из них - галерея авторских игрушек «Плюшкина и дочь», пользующаяся популярностью и у детей, и у взрослых-коллекционеров. И там есть на что посмотреть: более 300 кукол и мишек, и все ‑ яркие индивидуальности, как мишка «Старый еврей» за швейной машинкой или «Вундеркинд», вышедший из детского возраста, с глобусом в обнимку. Сегодняшний гость «ВВ» - создатель этого кукольного вернисажа Марина Чиркова.

- Марина, где вы учились на кукольных дел мастера?

- По образованию я учитель начальных классов. Занималась воспитанием детей. А когда дочке было девять лет, к нам приехала московская выставка с мастер-классами по скульптурному текстилю. Мы освоили эту технику и начали заниматься изготовлением кукол. И постепенно это стало делом жизни. Сейчас я уже сама обучаю людей. Более пяти лет веду мастер-классы. У меня уже 70 с лишним учеников. Дочери Василисе - уже 20. Она студентка, изучает социологию, но кукол не забросила. Сама шьет и здесь, в галерее, работает. Потому выставка и называется «Плюшкина и дочь».

- «Плюшкина» - потому что игрушки плюшевые?

- Отчасти. Мы уже более семи лет работаем с этим материалом. А еще потому, что, как гоголевский Плюшкин, все собираем: ниточки, булавочки, ткани, винтажные кружева. Вот, например, мишка «Папина любимица» в Москве на международной выставке получил приз в номинации «Медведь из плюша». А сшит он из старой рваной скатерти, которую мне принесла бабушка с рынка. Мы сотрудничаем и с антикварами, кое-что приобретаем на Шалопаевке. Кружева привозят из-за границы. Но стоит это все очень дорого.

- В какую сумму в среднем обходятся материалы для изготовления куклы?

- По-разному. Мы начинали делать кукол из капроновых колготок. Набивали синтепоном. Одевали в собственноручно сшитые платьица и детские пинетки. А сейчас работаем с пластиком, один 400-граммовый брикет которого стоит около 1,5 тысячи. Для создания выразительных лиц заказываем по Интернету папер-клей. Это японский материал, в состав которого входят клей, бумага и вулканическая лава. Покупаем детали на выставках в Москве, Петербурге, даже из Германии привозим. Это целая индустрия. Чтобы, например, научиться шить такого, почти живого котенка с подвижными лапками, пальчиками и ушками, я отдала за мастер-класс 4,5 тысячи рублей. Еще 1800 стоил пакет материалов. Вот и цена этой авторской работы - 6 тысяч.

- Мало, наверное, детей, которым дают играть вашими куклами?

- Если моя кукла попадает в дом, где есть ребенок, то с куклой обязательно будут играть. Я совсем не против такой судьбы для своих работ. Самые безопасные в этом отношении текстильные куклы. Во-первых, они сшиты из натуральных материалов. А во-вторых, даже если кукла упадет, с ней, в отличие от фарфоровой, ничего не случится. Хотя в моей коллекции есть и куклы, которыми играют взрослые. Называются они будуарные. Мода на них пошла во времена Наполеона. Их дарили девочкам-подросткам в качестве кукол-подружек, с которыми было принято разговаривать и брать с собой на балы. Причем и хозяйка, и кукла наряжались в одинаковые платья. Куклы эти были большими, около 60 сантиметров ростом. С их помощью пытались показать достаток, и стоили такие игрушки дорого.

- И что, современные девушки тоже выходят в свет с куклами?

- Второй бум на будуарных кукол начался в 2006 году, когда с такими игрушками вышли на подиум модели на неделе высокой моды в Париже. Сейчас куклы размером поменьше, их шьют, делают из пластика, из фарфора. У них гибкие суставы, так что их можно посадить в любую позу, сложить ручки как угодно. С ними снова играют взрослые. Коллекционеры ‑ люди не от мира сего. Но я их понимаю!

- Кто ваши покупатели?

- Это люди, которые любят прекрасное и ценят ручную работу. Наши куклы недешевы, и поэтому купит их только тот, кто понимает, что эта кукла существует в единственном экземпляре. Даже если я хочу повторить собственную работу, я не смогу, это невозможно. Когда человек осознает, что в огромном мире он - единственный обладатель этой вещи, он ее оценит и купит.

- Как себя готовите к работе с куклой?

- Никак. Когда я сажусь за работу, у меня всегда включается хорошее настроение. Это мое любимое дело! И еще у нас с дочерью есть правило: лучшая кукла в моей жизни ‑ та, которую я шью сейчас. Мы отдаем ей лучшие ткани, лучшие кружева, лучшие пуговки. Мы не бережем материал для будущих работ. Потом будет мишка, и он тоже будет лучшим, но пока я делаю куклу, она - любимая.

- А если кукла выйдет плохо?

- Такого не бывает. Она выйдет такой, какой она хочет быть. Плохих кукол нет.

- И сколько длится процесс рождения куклы?

- За неделю можно сделать серьезную работу. А идеи постоянно витают в воздухе - их очень много: фильмы, книги, картины, работы других мастеров. Фаина Раневская говорила: «Редкостный человек из творческого мира на вопрос: «Где вы черпаете идеи?» ответит: «Ворую». Вот и я идеи ворую! Просто в моей интерпретации, с моим жизненным опытом у меня получается совсем другая кукла ‑ моя.

- В каких чертах кукол ваша личность проявляется?

- Есть мишки, олицетворяющие людей, которых мы в жизни уважали, любили, ценили. У нас есть Тедди-игрушка «Мышь из Греческого зала», но серая. Это дань молодости и памяти Аркадия Райкина. У нас есть медведица «Любовь Орлова» ‑ образ из кинофильма «Веселые ребята». У нас есть мишка «Старый еврей». Композиция с ним называется строчкой из песни Михаила Шуфутинского «Нитки, бархат да иголки». Эту игрушку обожают посетители. Есть снежный мишка «Слава Полунин». Его не понимают дети, потому что не знают, кто это. Но люди, которые были на «Снежном шоу» Полунина, его узнают и благодарят нас. Это дань уважения великому мастеру, его искусству и мудрости. А «мои» куклы ‑ это «Роза Львовна» - дама задумчивая, но с юмором, и «Мадам Снедурочка».

- А как глава семейства относится к бесконечному появлению в доме новых игрушек?

- Он мне помогает. Благодаря ему появилась эта галерея. Он помог сделать здесь ремонт, смастерил подиум для кукол. Не так уж много в стране подобных музеев. Сюда заходят и жители города, и туристы. На прошлой неделе наша Баба Яга уехала в Грецию. Кстати, владимирский музей Бабы Яги начался с 10 наших кукол. На самом деле мало кто из мастеров имеет такую обширную коллекцию игрушек. Стараются по максимуму продавать. А у нас они накопились. Мы сами любим кукол, и задача этой галереи - чтобы люди хоть немного тоже их полюбили, поняли, какой это многообразный, глубокий и интересный мир.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 08:05 Законодательное Собрание Владимирской области празднует 30-летний юбилей
Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области был сформирован в 1994 году. В честь 30-летия на торжество в здание правительства Владимирской области приехали депутаты разных созывов, гости из Федерального С…
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…